ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/17 от 22.11.2017 Моркинского районного суда (Республика Марий Эл)

Судья Нагорина Е.В. №12-37/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

пос. Морки 22 ноября 2017 года

Судья Моркинского районного суда Республики Марий Эл Харисова Э.Ш.,

рассмотрев жалобу директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Аграрно-технологический техникум» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №31 Моркинского судебного района Республики Марий Эл от 18 октября 2017 года о назначении административного наказания,

установил :

Прокуратурой Моркинского района Республики Марий Эл проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении ее права на получение образования в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Марий Эл «Аграрно-технологический техникум».

26 сентября 2017 года постановлением прокурора Моркинского района Республики Марий Эл возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, в отношении директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Аграрно-технологический техникум» ФИО1

Постановлением мирового судьи судебного участка №31 Моркинского судебного района Республики Марий Эл от 18 августа 2017 года директор ГБПОУ РМЭ «Аграрно-технологический техникум» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.57 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ГБПОУ РМЭ «Аграрно-технологический техникум» ФИО1 обратился в суд с жалобой, указывая, что он не давал устных указаний классному руководителю ФИО3 вернуть ФИО4 документы. Рассмотрев дело без его участия, мировой судья лишил его права на защиту. Сама ФИО4 нигде и никогда не поясняла о том, что ее право на получение общедоступного и бесплатного образования им ограничено. Ни один из исследованных мировым судьей доказательств не подтверждает наличие в его действиях административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ. Просит постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу.

Выслушав ФИО1 поддержавшего доводы жалобы, прокурора Моркинского района Республики Марий Эл ФИО5, полагавшего оставлению постановления мирового судьи в силе, законного представителя ФИО6, изучив представленные материалы, судья оснований для отмены постановления мирового судьи не находит.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч.1 ст.5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

Как следует из положений ч.ч.1,3,6,8,9 ст.55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и не подлежат изменению в части приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по указанным программам.

Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Приказом Министерства образования и науки России от 23 января 2014 года №36 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

В соответствии с п.п.4,8,9,10,13,17,20,42,43 указанного Порядка прием в образовательные организации лиц для обучения по образовательным программам осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее или среднее общее образование, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Условиями приема на обучение по образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

Организация приема на обучение по образовательным программам осуществляется приемной комиссией образовательной организации. Председателем приемной комиссии является руководитель образовательной организации.

Состав, полномочия и порядок деятельности приемной комиссии регламентируются положением о ней, утверждаемым руководителем образовательной организации

При приеме в образовательную организацию обеспечиваются соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии.

В целях информирования о приеме на обучение образовательная организация размещает информацию на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), а также обеспечивает свободный доступ в здание образовательной организации к информации, размещенной на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной системе (далее вместе - информационный стенд).

Прием в образовательные организации по образовательным программам проводится на первый курс по личному заявлению граждан.

Поступающий представляет оригинал документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации в сроки, установленные образовательной организацией.

По истечении сроков представления оригиналов документов об образовании и (или) документов об образовании и о квалификации руководителем образовательной организации издается приказ о зачислении лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению и представивших оригиналы соответствующих документов. Приложением к приказу о зачислении является пофамильный перечень указанных лиц. Приказ с приложением размещается на следующий рабочий день после издания на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте образовательной организации.

Материалами дела установлено, что 5 июля 2017 года несовершеннолетняя ФИО4 подала заявление с приложением необходимых документов в приемную комиссию ГБПОУ РМЭ «Аграрно-технологический техникум» на обучение по профессии мастер отделочных строительных работ. С 1 по 13 сентября 2017 года ФИО4 посещала занятия без приказа о ее зачислении. 13 сентября 2017 года по устному указанию директора ФИО1 ФИО4 возвращены поданные ею в приемную комиссию документы.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:

постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 сентября 2017 года,

копией решения прокурора Моркинского района Республики Марий Эл о проведении проверки деятельности ГБПОУ РМЭ Аграрно-технологический техникум»,

копией обращения и объяснения ФИО2 о нарушении ее прав на образование,

копией заявления ФИО4 от 5 июля 2017 года о приеме на обучение в ГБПОУ РМЭ «АТТ» с отметкой о возврате документов 13 сентября 2017 года,

копией объяснения мастера производственного обучения ФИО3, согласно которым с 4 сентября 2017 года в его группе обучалась ФИО2 13 сентября 2017 года он по просьбе ФИО7 вернул ФИО4 поданные ею в приемную комиссию документы,

копией списка студентов 14 группы,

копией объяснения заместителя директора ФИО7, согласно которым 18 сентября 2017 года ею был вынесен приказ о зачислении студентов на первый курс обучения, датированный 28 августа 2017 года. В списке студентов ФИО4 отсутствовала. Директор ФИО1 принял решение об отказе в приеме ФИО2 в техникум, пока та не снимется с учета в инспекции по делам несовершеннолетних,

копией письма от 7 сентября 2017 года №51/3187 о нахождении ФИО4 на профилактическом учете в ПДН ОМВД России по Моркинскому району,

копией приказа о зачислении студентов на 2017-2018 учебный год от 28 августа 2017 года №16-уч,

которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

ФИО1 назначен на должность директора приказом первого заместителя Государственного комитета Республики Марий Эл по профессиональному образованию от 14 марта 1998 года №11-к.

В соответствии с п.3.1,3.12 должностной инструкции, утвержденной Государственным комитетом Республики Марий Эл от 29 декабря 2008 года, и в силу занимаемой должности директор ГБПОУ РМЭ АТТ осуществляет руководство учреждением, а также формирует контингент обучающихся, студентов воспитанников.

Таким образом, мировым судьей сделан обоснованный вывод о наличии в действиях директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Аграрно-технологический техникум» ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ. Возврат обучающемуся документов, поданных в приемную комиссию, в отсутствии на то законных оснований свидетельствует об отказе в приеме в образовательное учреждение, что является ограничением права на получение образования. Факт добровольного волеизъявления ФИО2 на получение документов опровергается зачислением ее 28 сентября 2017 года в техникум и продолжением ею обучения по настоящее время.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст.5.57 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Нарушений требований ст. 1.5 КоАП РФ, норм материального и процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей не установлено.

Ссылка ФИО1 на рассмотрение мировым судьей дела в его отсутствие, чем было нарушено право на защиту, является несостоятельной, поскольку ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, о чем свидетельствует его личная подпись с расписке.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного решения и прекращения производства по делу не имеется. Жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка №31 Моркинского судебного района Республики Марий Эл от 18 октября 2017 года в отношении директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Аграрно-технологический техникум» ФИО1 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.57 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора ГБПОУ РМЭ «Аграрно-технологический техникум» ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья

Моркинского районного суда Э.Ш.Харисова