Дело №12-37/18
Р Е Ш Е Н И Е
12 сентября 2018 года г. Юрьевец Ивановской области
Судья Пучежского районного суда Ивановской области Ельцова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области на постановление мирового судьи судебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области от 26.06.2018 года № 5-146/2018, вынесенное в отношении ООО «Тепло-город» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением мирового судьисудебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области от 26.06.2018 года № 5-146/2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Тепло-город» ( далее по тексту Общество) по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пучежский районный суд Ивановской области, Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее по тексту Ивгосжилинспекция, Служба) просит отменит указанное постановление мирового судьи, считая его незаконным по следующим основаниям.
Службой в период с 15.01.2018 по 09.02.2018 в отношении ООО «Тепло-город» проведено контрольно-надзорное мероприятие, в том числе по вопросу начисления платы за коммунальную услугу жителям многоквартирного дома № 18 расположенного по адресу: <...> (далее по тексту - МКД).
В ходе проведения указанного контрольного мероприятия выявлено, что порядок начисления платы за отоплении в указанном МКД не соответствует п. 43 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 года( далее по тексту Правила №354).
Так, согласно указанному пункту при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Решением Совета Депутатов Юрьевецкого муниципального района от 02.02.2006 года №19 ( в ред. от 27.04.2006 года) « О тарифах на тепловую энергию, расходуемую на отопление и ГВС для населения, предоставляемые МУП « Юрьевецкое МПО ЖКХ» был утвержден норматив расхода теплоэнергии на отопление 1 кв. метра общей площади в месяц - 0, 02 Гкал. Однако данное решение утратило силу с 01 января 2017 года в связи с изданием Решения Совета депутатов Юрьевецкого муниципального района от 31.01.2007 года №149.
Постановлением главы Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 11.12.2006№ 724 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей Юрьевецкого муниципального района при отсутствии приборовучета» был утвержден норматив отопления, соответствующий 0,02 Гкал на 1 квадратный метр. Однако решением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16 декабря 2016 года (вступившим в законную силу 11 апреля 2017 года) вышеуказанное постановление от 11.12.2006№ 724 признано недействительным полностью с момента вступления решения суда в законную силу.
Тем самым заявитель полагает, что в настоящее время норматив потребления тепловой энергии на территории Юрьевецкого муниципального района не установлен. В то же время в ходе проведенных Службой контрольных мероприятий установлено, что ООО «Тепло-город» начисляло плату за отопления жителям вышеуказанного МКД по тарифам, утвержденным решением Совета депутатов Юрьевецкого муниципального района от 02.02.2006 года №19.
Начисление платы указанным образом Служба полагает необоснованным, поскольку:
во-первых, указанное решение признано утратившим силу Решением Совета депутатов Юрьевецкого муниципального района от 31.01.2007 № 149;
во-вторых, указанные нормативы были установлены в отношении иной ресурсоснабжающей организации МУП «Юрьевецкое МПО ЖКХ» и без учета методики становления нормативов потребления коммунальных услуг, установленных формулами, используемыми для определения нормативов потребления коммунальных услуг в Приложения №1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуги нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года №306.
При этом, довод ООО «Тепло-город» о возможности применения решения Совета депутатов Юрьевецкого муниципального района от 02.02.2006 № 19 в качестве заменяющего нормативного правового акта, Служба полагала основанным на неверном толковании закона.
Таким образом, законодательством установлено два варианта начисления платы за тепловую энергию: исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии либо исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Учитывая, что начисления исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за рассматриваемый период невозможно, а также то, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению не установлен, иного способа начисления платы законом не предусмотрено, Службой в адрес ООО «Тепло-город» вынесено законное и обоснованное предписание №3-ма от 09.02.2018 года о проведение перерасчета платы жителям вышеуказанного МКД.
Следовательно, невыполнение данного предписания в установленные Службой сроки, должно было повлечь привлечение ООО «Тепло-город» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Процедура привлечения к ответственности Службой соблюдена.
Таким образом, Служба просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить, установив вину ООО «Тепло-город» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Ивгосжилинспекции, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания не явился, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Представитель ООО «Тепло-горд» будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания не явился. Суд на основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ в отсутствии представителя ООО «Тепло-город».
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о необоснованности жалобы в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги, в том числе и за отопление установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 года (далее - Правила № 354).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил (пункт 43 Правил №354).
Решением Совета депутатов Юрьевецкого муниципального района от 02.02.2006 г. № 19 (ред. от 27.04.2006) «О тарифах на тепловую энергию, расходуемую на отопление и ГВС для населения, предоставляемые МУП «Юрьевецкое МПО ЖКХ» утвержден норматив расхода теплоэнергии на отопление 1 кв. м общей площади в месяц - 0,02 Гкал.
Данное решение утратило силу с 1 января 2007 года в связи с изданием Решения Совета депутатов Юрьевецкого муниципального района 31.01.2007 № 149.
Постановлением главы Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 11.12.2006 № 724 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей Юрьевецкого. муниципального района при отсутствии приборов учета» был утвержден норматив отопления, составляющий 0,02 Гкал на 1 квадратный метр.
Вместе с тем, решением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16 декабря 2016 г. постановление главы администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 11.12.2006 года № 724 «Об утверждении нормативе потребления коммунальных услуг для потребителей Юрьевецкого муниципальное района при отсутствии приборов учета» признано недействующим полностью момента вступления решения суда в законную силу. Решение Юрьевецкого районного суда вступило в законную силу 11 апреля 2017 года.
Таким образом, мировым судьей при рассмотрении дела правильно установлено, что в настоящее время норматив потребления тепловой энергии в Юрьевецком муниципальном района не установлен.
Из материалов дела также усматривается, что 09.02.2018 года должностным лицом Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области в адрес ООО «Тепло-город» выдано предписание №3-ма, которым предприятию было предписано:
в срок не позднее 27.03.2018 года произвести жителям многоквартирного дома № 18 по ул.Свободы г.Юрьевец Ивановской области, дома № 7 по ул.40 лет ВЛКСМ г.Юрьевец Ивановской области, дома №56 по ул.Чкалова г. Юрьевца Ивановской обл., оплатившим коммунальную услугу по отоплению, произвести перерасчет платы за данную услугу за период с 12.04.2017 года по 31.10.2017 года путем возврата денежных средств (пункт 1.1.);
в срок не позднее 27.03.2018 года произвести жителям многоквартирного дом 18 по ул. Свободы г. Юрьевца Ивановской области, оплатившим коммунальную услугу отоплению, перерасчет платы за данную услугу за период с ноября 2017 по март 2018 (с учетом сроков исполнения предписания) путем возврата денежных средств (пункт 2.1);
в срок не позднее 27.03.2018 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению жителям многоквартирного дома № 56 по ул.Чкалова г.Юрьевца Ивановской обл., оплатившим данную коммунальную услугу, за период с ноября 2017 года по март 2018 (с учетом сроков исполнения предписания) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, соответствующего ведомостям учета тепловой энергии теплоносителя в системе отопления по данному многоквартирному дому за период 10.10.2016 года по 10.10.2017 года (пункт 3.1);
в срок не позднее 29.03.2018 года представить в Службу информацию и документы, подтверждающие исполнение вышеуказанного предписания (пункт 4.1).
Внеплановой документарной проверкой, проведенной на основании приказа 28.03.2018 №577 начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, установлено невыполнение ООО «Тепло-город» в установленные сроки пунктов 1.1, 2.1 предписания от 09.02.2018 года, что стало основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Проверяя материалы дела, суд соглашается с выводами мирового судьи об отсутствии в действиях ОО « Тепло-город» состава вменяемого ему административного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 и 4 статья 1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за тем административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно требованиям ч. 1 пункта 5 части 2 ст. 153, части 3 ст. 31 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Анализ совокупности указанных норм права свидетельствует о том, что оказание коммунальных услуг по подаче гражданам горячей воды, тепловой энергии и теплоносителя является платным. Размер такой платы рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Обязанность по бесплатному оказанию коммунальных услуг на исполнителя, согласно положениям жилищного законодательства не возложена.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 года №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» разъяснено, что споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующий нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
При этом отсутствие заменяющего нормативного правого акта автоматически не предусматривает того, что оплата за поставленные ресурсы не должна производиться. Коммунальная услуга по отоплению жителям указанных в предписании многоквартирных домов оказывалась, следовательно, должна быть оплачена.
Факт неоказания соответствующей услуги ООО «Тепло-городом» в спорный период не установлен. Равно как при вынесении предписания в нем отсутствовали указания на более низкий расчет, в соответствии с которым по мнению Службы, необходимо было начислять оплату за коммунальную услугу за отопление за рассматриваемый период.
В связи с вышеизложенным судом апелляционной инстанции поддерживается вывод мирового судьи о том, что отсутствие нормативно правового акта устанавливающего норматив потребления тепловой энергии на территории Юрьевецкого муниципального района не является основанием для освобождения абонентов от обязанности оплатить фактическое пользование данной услугой.
Этот же вывод подтверждается решением арбитражного суда Ивановской области от 11.09.2018 года по делу №А17-2323-218, которым удовлетворены исковые требования ООО «Тепло-город» к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области о призвании недействительным пунктов 1 и 2 Предписания №3-ма от 09.02.2018 года. Признаны недействительными пункты 1 и 2 указанного предписания.
Упомянутые пункты представления касаются вышеописанных обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении от 17.06.2015 года №28 и составления Службой в отношении ООО «Тепло-город» протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
При этом предписание административного органа должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Требования, указанные в предписании, должны быть законными и реально исполнимыми.
Поскольку из материалов дела, вышеприведенных правовых норм, а также обстоятельств установленных решением Арбитражного суда, усматривается, что требования, изложенные в пунктах 1.1. и 2.1 предписания №3 -ма от 09.02.2017 года не основано на законе, то, следовательно, это исключает их обязательность для лица, которому они адресованы, и не может являться основанием для применения к Обществу каких-либо принудительных мер, в том числе мер по привлечению последнего к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
При этом, как верно отмечены мировым судьей, пунктов 3 и 4 предписания выполнены своевременно и в полном объеме, что подтверждается письмом от 27.03.2018 года №387 и кассовым чеком ФГПУ Почта России со штампом о принятии документа на почту 27.03.2018 года, то есть до истечения срока, установленного предписанием.
Таким образом, мировым судьей все доказательства исследованы в совокупности, им дана оценка, с которой суд соглашается. Позиция Ивгосжилинспекции проверена и обоснована отвергнута. Оснований для переоценки выводов мирового судьи не имеется. Существенных процессуальных нарушений по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного, мировой судья пришел к правильному выводу, что согласно пунктам 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Тепло-город» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ подлежит прекращению в виду отсутствия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Пучежского района в Ивановской области ФИО1 в отношении ООО «Тепло-город» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после оглашения.
Судебные решения могут быть пересмотрены в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Т.В. Ельцова