Дело № 12-37/2019, УИД 65RS0001-01-2019-001481-40
РЕШЕНИЕ
09 июля 2019 года г. Оха, Сахалинская область
Судья Охинского городского суда Соц М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу исполняющего обязанности генерального директора ООО «РН – Сахалинморнефтегаз» ФИО1 на постановление руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО2 от 05.04.2019 о привлечении и.о. генерального директора ООО «РН – Сахалинморнефтегаз» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4, ч. 5 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
05.04.2019 постановлением руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО2 исполняющий обязанности генерального директора ООО «РН – Сахалинморнефтегаз» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4, ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ с назначением ему в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (далее – Постановление).
Должностное лицо обжаловало указанное Постановление, просило его отменить и производство по делу прекратить, поскольку при его вынесении административным органом не было учтено, что за те же самые действия (бездействие) привлечено к административной ответственности иное должностное лицо ООО «РН – Сахалинморнефтегаз» - заместитель генерального директора ФИО3, вина которого установлена. Поскольку нормы КоАП РФ не содержат института соучастия, а ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ не предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно двух должностных лиц, в действиях и.о. генерального директора этой же организации - ФИО1 составы административных правонарушений отсутствуют.
В судебном заседании защитник должностного лица – ФИО4 доводы жалобы поддержал со ссылкой на ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, обращая внимание на отсутствие вины генерального директора во вмененных правонарушениях.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, уведомленное о дате и времени судебного заседания, не явилось, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовало, предоставив возражения на нее. Так, из содержания возражений следует, что нарушение законодательства о градостроительной деятельности было допущено в период исполнения ФИО1 обязанностей генерального директора организации, что свидетельствует о наличии у него статуса должностного лица, а положения ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ и п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 не исключают возможности привлечения к административной ответственности нескольких должностных лиц при установлении их вины в совершении правонарушения.
Выслушав защитника должностного лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 09.01.2019 № 05-304-57-1, составленного руководителем Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО2, следует, что при проведении мероприятий по контролю (надзору) на объекте «Обустройство месторождения «Лебединское», техническим заказчиком которого и организацией, выполняющей функции строительного контроля является ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», выявлены нарушения технических регламентов, проектной документации, обязательных требований при его строительстве, в числе которых:
- подключение площадки нефтяных скважин к электроснабжению выполнено с нарушением проектных требований, скважины подключены по временной схеме с нарушением правил безопасности;
- не выполнено проектное обвалование площадки обустройства добывающих скважин №№ 16, 18, 20;
- отсутствует проектная обвязка технологического оборудования, а также технологические трубопроводы, выполненные по проекту и сети электроснабжения, проложенные по кабельным эстакадам;
- технологическая обвязка на площадке Южного Куста, подключение нового нефтепровода Ду 200 ммм с месторождения Лебединское (врезка) выполнено с нарушением проектного решения и безопасности, а исполнительная документация по врезке не представлена.
Указанные действия (бездействие) совершены и.о. генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО1 и квалифицированы по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 09.01.2019 № 05-304-57-2, составленного тем же должностным лицом Сахалинского управления Ростехнадзора, следует, что при проведении мероприятий по контролю (надзору) на объекте «Обустройство месторождения «Лебединское», техническим заказчиком которого и организацией, выполняющей функции строительного контроля является ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», выявлено, что эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется без разрешения на ввод его в эксплуатацию, а также по вновь построенному нефтепроводу ДУ200 мм от площадки добывающих скважин месторождения Лебединское до узла врезки Южного куста Одопту-море транспортируется неразделенная продукция скважин (нефть, вода, газ), а площадка добывающих скважин эксплуатируется без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанные действия (бездействие) совершены и.о. генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО1 и квалифицированы по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ определением руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО2 указанные дела об административных правонарушениях объединены в одно производство и по результатам их рассмотрения вынесено оспариваемое заявителем Постановление о признании и.о. генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО1 виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Диспозиция части 1 ст. 9.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации при строительстве объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Часть 5 ст. 9.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с договором с ПАО «НК Роснефть» от 01.01.2014 № 100013/05981Д, ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» является техническим заказчиком объекта капитального строительства «Обустройство месторождения «Лебединское», а также осуществляет контрольные функции строительного контроля на указанном объекте.
Между тем, должностными лицами Сахалинского Управления Ростехнадзора были выявлены нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации при строительстве указанного объекта и при его эксплуатации – ст. 52, 53, 55 Градостроительного кодекса РФ, Проекта 05309-Р-034, Приказа Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, Правил техническое эксплуатации электроустановок потребителей, п.п. 4.1, 4.27, 4.30 СП 68.133330.2017, а также факт его эксплуатации без разрешения на ввод в эксплуатацию.
Указанные обстоятельства подтверждены распоряжением о проведении проверки от 31.10.2018, актом проверки от 05.12.2018, предписанием об устранении нарушений, протоколами об административном правонарушении и и.о. генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО1 не оспаривались.
Собранные по делу доказательства оценены административным органом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и их совокупность признана достаточной для вывода о виновности и.о. генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО1 в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
ФИО1, будучи на основании решения ПАО «НК «Роснефть» - единственного участника ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» от 18.09.2017 назначенным исполняющим обязанности генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», с 19.09.2017 являлся руководителем указанной организации, выполнял в ней организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, то есть в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.
Доказательства наличия обстоятельств, исключающих возможность соблюдения и.о. генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО1 требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации при строительстве объекта капитального строительства, а равно исключающих возможность не вводить объект в эксплуатацию до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию, в материалах дела отсутствуют и не представлены при рассмотрении жалобы на постановление.
Напротив, документы, представленные административным органом одновременно с возражениями на жалобу, - приказ и.о. генерального директора ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО1 от 11.01.2019 № 15 о консервации трубопровода и объекта незавершенного строительства «Обустройство месторождения Лебединское» до окончания его строительства и ввода в эксплуатацию, свидетельствует о том, что возможность по соблюдению вышеуказанных технических норм и правил имелась у должностного лица и ранее, а административное правонарушение совершено им в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей и.о. генерального директора.
Неустранимых сомнений в виновности должностного лица, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, не имеется.
Оценивая доводы жалобы должностного лица о нарушении требований ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ при привлечении его к административной ответственности, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 своего постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Буквальное толкование указанного положения свидетельствует о том, что при выявлении нескольких должностных лиц, виновных в совершенном административном правонарушении, допускается привлечение к ответственности по одной и той же норме и виновных должностных лиц (как одного, так и нескольких), и юридического лица.
Положения ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ не исключают, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и иные работники (при установлении их вины).
Помимо этого, наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. Так, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности за разного рода действия (бездействие) при исполнении своих должностных обязанностей, как то: за нарушение своими собственными действиями установленных норм и правил, либо за дачу подчиненным указаний, противоречащих требованиям закона, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей должностного лица и другое.
Привлечение к административной ответственности нескольких должностных лиц одной и той же организации (например руководителя и его заместителя) не свидетельствует о нарушении принципа виновной ответственности за административное правонарушение, поскольку каждое из должностных лиц несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретно своих должностных обязанностей. Иное означало бы исключение вины руководителя организации при наличии в организации иных лиц, обладающих признаками должностных лиц.
С учетом изложенного, ссылки должностного лица и его защитника на вступление в законную силу постановления руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора, которым за те же самые действия (бездействие) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ привлечен заместитель генерального директора по капитальному строительству ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО3, основанием для признания оспариваемого Постановления незаконным являться не могут. Законность привлечения к административной ответственности заместителя генерального директора по капитальному строительству ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» ФИО3 в предмет судебного контроля в рамках настоящего производства не входит.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и являющихся безусловным основанием для отмены Постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Должностному лицу назначено справедливое наказание, с применением ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО2 от 05.04.2019 о привлечении и.о. генерального директора ООО «РН – Сахалинморнефтегаз» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4, ч. 5 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу и.о. генерального директора ООО «РН – Сахалинморнефтегаз» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Соц М.А.
Верно: судья Соц М.А.