РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Могоча 13 сентября 2019 года
Судья Могочинского районного суда Забайкальского края Жгенти Л.А.,
при секретаре Лупашко Н.П.,
с участием представителя ООО «Светлый Альянс+» – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Светлый Альянс+» по жалобе руководителя ООО «Светлый Альянс+» ФИО2 на постановление о назначении административного наказания Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ№,
установил:
постановлением Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ№-И ООО «Светлый Альянс+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, руководитель ООО «Светлый Альянс+» ФИО2 обратился в Могочинский районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление по следующим основаниям. По результатам проверки составлен акт, из которого следует, что ООО «Светлый Альянс+» нарушило ст. 212, п. 2.2.1 и п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда работников, утвержденного Постановлением Минтруда и социального развития РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29), а именно – работодатель не организовал в течение первого месяца после приема на работу обучение работников безопасным методам и приемам выполнения всех поступающих на работу лиц, а также проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы сотрудников рабочих профессий, с оформлением протоколов проверки знаний охраны труда. Поскольку специальная оценка условий труда на рабочих местах участка работ «Амуджикан» не проведена и не определены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ осуществляется без стажировки на рабочем месте и сдаче экзаменов. Такое обучение работники, принимаемые на работу, проходят при проведении первичного инструктажа на рабочем месте, в ходе которого непосредственным руководителем работ обеспечивается изучение работником требований охраны труда, содержащихся в нормативных локальных актах организации, инструкциях по охране труда, технической и эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Проверка знаний безопасных методов и приемов работ комиссией работодателя с составлением протокола не предусмотрена. Кроме того, 03.05.2019 г. комиссией, образованной приказом ООО «Светлый Альянс+», проведена проверка знаний требований охраны труда работниками. Копия приказа и протокола была представлена в Государственную инспекцию труда в ходе проведения проверки. Полагает, что событие административного правонарушение отсутствует, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель ООО «Светлый Альянс+» – ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, кроме того дополнительно пояснил, что согласно ответу прокурора проверка ООО «Светлый Альянс» проведена с нарушением 5-летнего срока проверок, установленного для юридических лиц, относящихся к категории среднего риска, в связи с чем назначена проверка законности действий Государственной инспекции труда в Забайкальском крае. Просил постановление отменить, как вынесенное по результатом проверки, проведенной в нарушение действующего законодательства.
Государственная инспекция труда в Забайкальском крае в судебное заседание своего представителя не направила, уведомлена надлежащим образом, в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи отказано в связи с отсутствием технической возможности.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что постановление о назначении административного наказания представителем ООО «Светлый Альянс+» - ФИО1 получено ДД.ММ.ГГГГ
Жалоба по делу об административном правонарушении поступила в суд ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Таким образом, срок подачи жалобы не нарушен.
Статьей 5.27.1 частью 3 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу статьи 212 Трудового кодекса РФ, устанавливающей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, работодатель обязан, кроме прочего, обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии со ст.225 Трудового кодекса РФ, все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
Согласно пункту 1.2 названного Порядка установлено, что его требования обязательны для исполнения всеми работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда (п.2.1.1).
Все принимаемые на работу лица проходят вводный инструктаж по охране труда (п.2.1.2), первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (п. 2.1.3).
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы (п. 2.1.4), повторный инструктаж проходят не реже одного раза в шесть месяцев (п. 2.1.5), внеплановый инструктаж проводится в том числе при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев) (п.2.1.6), целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий (п.2.1.7). Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п.2.7.8).
Кроме того, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу (п.2.2.1). Также в процессе трудовой деятельности должно проводиться периодическое обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда (п.2.2.2). Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу (2.2.4).
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или Законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы закона - административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-И в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарно-выездная проверка лицами ООО «Светлый Альянс+», о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-И, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства.
На основании акта проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Светлый Альянс+» составлен протокол №-И, копия которого получена представителем по доверенности ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ООО «Светлый Альянс+», являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно в нарушение требований ст. 212, п. 2.2.1 и п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда работников, утвержденного Постановлением Минтруда и социального развития РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), а именно – работодатель не организовал в течение первого месяца после приема на работу обучение работников безопасным методам и приемам выполнения всех поступающих на работу лиц, а также проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы сотрудников рабочих профессий, с оформлением протоколов проверки знаний охраны труда.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-И ООО «Светлый Альянс+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Согласно справке о лицах, состоящих в трудовых отношениях с организацией ООО «Светлый Альянс+», осуществляют деятельность на участке открытых горных работ Амуджикан по основному месту работы 16 человек, принятых на работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Сведения о проведенном инструктаже имеются в отношении пяти из представленного списка работников без указания вида инструктажа. Сведения о проведении вводного, первичного инструктажа в отношении других работников отсутствуют, не проведена проверка знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и вина ООО «Светлый Альянс+» подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Бездействие ООО «Светлый Альянс+» по ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицировано правильно.
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является длящимся, так как ответственность за указанное правонарушение установлена именно за не выполнение обязанности работодателя, предусмотренной трудовым законодательством, выраженное в допущении работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а поскольку работники продолжают работать без пройденного в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, то такое не исполнение работодателем обязанности является длительным. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Забайкальском крае при рассмотрении дела не установлено.
Санкция ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
При назначении наказания государственный инспектор труда выполнил требования ст.4.1-4.3 КоАП РФ и правомерно, с учетом тяжести содеянного, имущественного и финансового положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, применил наказание в виде штрафа. Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 5.27.1 части 3 КоАП РФ и не является максимальным.
По своему характеру административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ имеет значительную степень общественной опасности, в связи с чем, оснований для применения в рассматриваемом деле положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Проведение проверки Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае назначено с целью исполнения согласованного Прокуратурой Забайкальского края плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, включенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год, со сроком проведения проверки 50 рабочих дней.
Согласно части 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Согласно части 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности») (далее - постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Под номером 4 в данном Перечне указан федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган (ч. 3 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (далее - Правила).
В Приложении к Правилам приведен перечень возможных категорий риска и классов (категорий) опасности. Конкретный перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), устанавливается согласно положению о виде соответствующего контроля (надзора) (п. 3 Правил). В частности, в целях федерального государственного надзора в сфере труда деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями (далее - работодатели), может относиться к следующим категориям риска (Приложение к Положению): а) высокий риск; б) значительный риск; в) средний риск; г) умеренный риск; д) низкий риск.
Периодичность проведения плановых проверок в рамках федерального государственного надзора в сфере труда в отношении деятельности работодателей составляет (п. 20 Положения):
- для категории высокого риска - один раз в два года;
- для категории значительного риска - один раз в три года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в пять лет;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в шесть лет.
В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
В рассматриваемом случае проверка проводилась в рамках осуществления именно федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (пункт 5 распоряжения от 11.06.2019 № 75/12-3448-19-И).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ дата государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Светлый Альянс+» ДД.ММ.ГГГГ, деятельность общества на территории Забайкальского края на момент формирования плана проверок отнесена к категории среднего риска (4 класс опасности) с установленной периодичностью проверок 1 раз в пять лет.
С момента государственной регистрации проверок деятельности ООО «Светлый Альянс+» не проводилось.
Таким образом, проверка назначена в соответствии с пп.1 п. 8 ст.9 Закона № 294-ФЗ - по истечении трех лет с момента государственной регистрации юридического лица. Вопреки доводам заявителя установленная периодичность при категории деятельности, отнесенной к среднему риску, 1 раз в пять лет, не нарушена, поскольку ранее проверки общества не проводились. Исходя из установленной периодичности, следующая проверка может быть назначена не ранее 2024 года.
При таких обстоятельствах судья не усматривает оснований для отмены обжалуемого акта должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда ФИО4 Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ№-И оставить без изменения, жалобу руководителя ООО «Светлый Альянс+» ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд
Судья Л.А. Жгенти