ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/19 от 14.06.2019 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №12-37/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г.Инза, суд 14 июня 2019 года

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Ахтямова А.М.,

при секретаре Пузановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс Лес» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении заместителя директора государственного казенного учреждения Ульяновской области «*** лесничество» ФИО2 от 30.04.2019, которым юридическое лицо

Общество с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс Лес» (далее ООО «УНПК Лес», юридический адрес: ***, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 730901001,

привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

у с т а н о в и л а:

Постановлением заместителя директора государственного казенного учреждения Ульяновской области «*** лесничество» (далее ГКУ Ульяновской области «*** лесничество») ФИО2 от 30.04.2019 ООО «УНПК Лес» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что 02.04.2019 на основании приказа Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 20.02.2019 №14 «О внесении изменений в приказ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 28.01.2016 №8» было проведено патрулирование лесных участков в *** участковом лесничестве. В результате, которого было выявлено нарушение лесного законодательства. В квартале 4 выдел 3 лесосеки 1 площадью 2,4 га *** участкового лесничества *** лесничества, где производится разработка лесосеки, осуществлена вывозка древесины в места, не предусмотренные технологической картой лесосечных работ. Вывозка заготовленной древесины породы сосна, дуб, вяз, береза, липа общим объемом 6,87 куб.м произведена на лесной участок ООО «***» квартал 10 выдел 1 *** лесничества. Заготовка древесины осуществлялась согласно изменений к лесной декларации от *** №3 поданной ООО «УНПК»Лес» на декларируемый период с 08.01.2019 по 31.12.2019, в соответствии с проектом освоения лесов прошедшим государственную экспертизу, утвержденную экспертной комиссии Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 29.12.2018 № 2018-314, что является нарушением подпункта «и» пункта 12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» - не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.

Кроме того, в квартале 4 выделе 3 лесосеки 1 площадью 2,4 га *** участкового лесничества *** лесничества надпись на деляночном столбе (номер выдела, год рубки) не соответствует данным указанным в изменении к лесной декларации от ******, что является нарушением пункта 23 Правил заготовки древесины - в углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, устанавливается столб диаметром не менее 12 см. и высотой над землей 1,3 м. На столбе делается надпись с указанием номера квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который запланирована рубка, номера лесосеки и ее эксплуатационная площадь в гектарах.

Не соглашаясь с данным постановлением, генеральный директор ООО «УНПК Лес» ФИО1, в установленный законом срок, обратился с жалобой на указанное постановление, просит отменить его по следующим основаниям.

Обществу вменено в вину нарушение положений подпункта «и» п. 12 Правил заготовки древесины, а именно вывозка заготовленной древесины в места, не предусмотренные технологической картой лесосечных работ.

Не оспаривая в целом факт нахождения древесины в квартале 10 выдел 1 *** лесничества в объеме 6, 87 куб.м., ссылаются, что данная древесина с места рубки (квартал 4 выдел 3 *** лесничества) в указанное в административном протоколе место не трелевалась и не складировалась. Складирование древесины осуществлялось в соответствии с технологической картой в месте лесозаготовки.

30.03.2019 ИП П., в соответствии с договором купли-продажи древесины от ***, на принадлежащем ему лесовозе Урал осуществлялся вывоз купленной им древесины с лесосеки. При вывозке древесины произошла авария, автомашина сломалась и не могла дальше осуществлять движение. Для буксировки аварийной автомашины была вызвана другая автомашина. Поскольку Правилами дорожного движения запрещена буксировка груженой техники, а также в целях безопасной буксировки, аварийная автомашина была разгружена, древесина в объеме 6,87 куб.м, выгружена в квартале 10 выдел 1 *** лесничества.

Данный факт подтверждается докладной запиской ИП П., а также объяснениями водителей автомашин.

31.03.2019 был выходной день (воскресенье), а с 01 апреля автомобильные дороги на основании Приказа Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области были закрыты для движения грузового транспорта. По этим причинам древесина не была вывезена с места разгрузки. Сразу после открытия дорог для движения грузовых автомашин, данная древесина была вывезена.

Просит признать вышеизложенные обстоятельства форс-мажорными, поскольку они вызваны обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания сторон, которые нельзя было предвидеть или избежать.

В постановлении о назначении административного наказания в вину Обществу также вменено нарушение положений пункта 23 Правил заготовки древесины, а именно то обстоятельство, что надпись на деляночном столбе не соответствует данным указанным в изменении к лесной декларации.

Действительно отвод делянки осуществлялся на основании ранее поданной лесной декларации, поэтому был маркирован нумерацией, действовавшей на 2018 год. С 01.01.2019 вступили в силу новые материалы Лесоустройства и Проект освоения лесов, которые поменяли ранее имевшуюся нумерацию выделов, в том числе в квартале 4 выдел 3 *** лесничества. В связи с малым количеством времени, отведенным для изменения записей на столбах, а также зимним периодом, в ходе которого не во все лесосеки можно было доехать, ООО «УНПК Лес» не успело внести изменения в надпись на данном столбе.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Каких-либо доказательств о причинении в результате этих действий ООО «УНПК Лес» вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в материалах дела не имеется. Имущественный ущерб правонарушением не причинён.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении дела были установлены все условия, предусмотренные ст.2.9 КоАП РФ, а также то, что бездействие юридического лица, хотя формально и содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, у должностного лица имелись все основания для признания данного деяния малозначительным.

Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, в целом дав аналогичные пояснения.

Просил исключить из объема обвинения нарушение Обществом подпункта «и» пункта 12 Правил заготовки древесины утвержденный приказом Минприроды от13.09.2016 №474 «Об отверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ». Относительно нарушения пункта 23 вышеназванных Правил просил производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, применив положения ст.2.9 КоАП РФ.

Лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, заместитель директора ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» ФИО2, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, по делу пояснил, что на момент рассмотрения административного материала ООО «УНПК Лес» не был представлен договор купли-продажи древесины, заключенный с ИП П.А.Я., поэтому был сделан вывод о нарушении Обществом подпункта «и» пункта 12 Правил заготовки древесины утвержденный приказом Минприроды от 13.09.2016 №474 «Об отверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ». Что касается нарушения Обществом пункта 23 вышеназванных Правил, считает, что данное нарушение нельзя признать малозначительным, поскольку на деляночном столбе фактически был указан неверный адрес лесосеки. Данные изменения действительно вступили в силу с января 2019 года, однако о внесенных изменениях Обществу было известно заранее. Просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Правила заготовки древесины) - граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, с одной стороны, и ООО «УНПК «Лес», с другой стороны, *** заключен договор аренды лесного участка *** с целью заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства сроком по ***.

Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины - заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

ООО «УНПК «Лес» заготовку древесины в квартале 4, выдел 3, лесосеки 1 площадью 2,4 га *** участкового лесничества *** лесничества осуществляет согласно изменениям к лесной декларации от ****** поданной на декларируемый период с 08.01.2019 по 31.12.2019, в соответствии с проектом освоения лесов прошедшим государственную экспертизу, утвержденную экспертной комиссии Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от ******.

Согласно пункту 1 приложения 1 «Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения», утвержденные приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» - лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубку лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа (далее Приказ).

Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления.

В соответствии с приложением 2 настоящего Приказа 22.02.2019 ООО «УНПК «Лес» составило технологическую карту лесосечных работ на квартал 4, выдел 3, лесосеки 1 площадью 2,4 га *** участкового лесничества *** лесничества на период рубки с *** по *** со сроком окончания вывозки древесины - ***.

В технологической карте лесосечных работ квартала 4, выдел 3, лесосеки 1 площадью 2,4 га *** участкового лесничества *** лесничества, ни в проекте освоения лесов прошедшим государственную экспертизу, утвержденную экспертной комиссии Министерства природы и цикличной экономики *** от ****** не предусмотрена вывозка древесины на лесной участок ООО «***» в квартал 10, выдел 1 *** лесничества.

Согласно подпункту «и» пункта 12 Правил заготовки древесины не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.

Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании 26.02.2019 между ООО «УНПК Лес» и ИП П.А.Я.*** был заключен договор подряда ***, согласно условиям которого ООО УНПК «Лес» (Заказчик) и ИП П.А.Я. (Подрядчик) обязуется выполнить валку леса, обрезку сучьев, трелевку хлыстов, раскряжёвку на сортименты, сортировку, очистку лесосеки от порубочных остатков в соответствии с технологической картой в квартале 4, выдел 3, делянка 1 на площади 2,4 га *** участкового лесничества общим объемом 332 куб.м. сроком с 26.02.2019 по 31.12.2019.

26.02.2019 между ООО «УНПК Лес» (Продавец) и ИП П.А.Я. (Покупатель) был заключен договор *** купли-продажи хлыстов смеси лиственных пород в количестве 277 куб.м и хлыстов сосновых в количестве 55 куб.м. в квартале *** выдел ****** участкового лесничества. Данные сведения зарегистрированы в системе ЕГАИС ***.

Согласно п.3.1 данного Договора вывоз хлыстов, их погрузка производится с делянки Продавца транспортом Покупателя и за его счет. Обязательства Продавца считаются выполненными после передачи хлыстов Покупателю с делянки в пункте отправления. С указанного момента происходит переход права собственности на перевозимую древесину (хлысты) с Продавца на Покупателя. Покупатель несет ответственность за оформление сопроводительных документов при всех, предусмотренных в договоре условиях поставки и перехода права собственности на древесину, перевозимую при выполнении договора. Срок отпуска товара (хлыстов) устанавливается сторонами до 31.12.2019 и производится равномерно по заявке покупателя (п.п.3.2-3.4).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ИП П.А.Я. данный факт подтвердил, указав, что действительно 26.02.2019 между ним и ООО «УНПК Лес» был заключен договор купли-продажи древесины в квартале *** выдел ****** участкового лесничества сроком до ***. Работы на указанном участке проводились в период с *** по ***. Складирование и хранение древесины осуществлялось на территории делянки, согласно технологической карты. 30.03.2019 при вывозке древесины произошла поломка автомашины *** г/н ***, перевозившей древесину в объеме 6,87 куб.м. с делянки *** выдел *** квартал ****** лесничества, в связи с чем, было принято решение о буксировке данного транспортного средства автомашиной ****** В связи с невозможностью дальнейшей транспортировки древесины, данная древесина в объеме 6,87 куб.м. была выгружена вдоль дороги в квартале *** выдел ****** лесничества. 31.03.2019 был выходной день, работы не производись, а с 01.04.2019 автомобильные дороги для движения грузового автотранспорта закрыли. По этим причинам древесина не была вывезена с места разгрузки своевременно. Сразу после открытия дорог для движения грузовых автомашин, данная древесина в полном объеме была вывезена.

Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердил свидетель С.С.Н., непосредственно производивший транспортировку древесины объемом 6,87 куб. м. с делянки *** выдел *** квартал ****** лесничества.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в вина юридического лица – ООО «УНПК Лес» в части нарушения подпункта «и» пункта 12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», не нашла своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, нарушение вышеуказанного пункта подлежит исключению из объема обвинения вмененного в вину ООО «УНПК Лес».

Согласно пункту 18 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек осуществляются - гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Работы по отводу, установлению и обозначению на местности границ лесосек 1 квартале 4, выдела 3, площадью 2,4 га *** участкового лесничества *** лесничества ООО «УНПК «Лес» осуществлял на основании Правил заготовки древесины и договора аренды лесного участка от ******, а именно постановка столбов на углах данной лесосеки.

Пунктом 23 Правил заготовки древесины в углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, устанавливается столб диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбе делается надпись с указанием номера квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который запланирована рубка, номера лесосеки и ее эксплуатационная площадь в гектарах.

Согласно отчёту о патрулировании и фотографиям, имеющих в материалах, надпись на деляночном столбе (номер выдела 4, год рубки 2018) не соответствует данным указанным в изменении к лесной декларации от 28.12.2018 №3 (номер выдела 3, год рубки 2019).

Материалы лесоустройства *** лесничества утверждены приказом Минприроды Ульяновской области от 17.08.2017 №67 «О введении в действие материалов таксации лесов *** лесничества Ульяновской области», введены в действие с 23.08.2017.

Приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области 310 от 29.10.2018 утвержден лесохозяйственный регламент *** лесничества Ульяновской области, вступивший в законную силу с 01.01.2019.

Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица ООО «УНПК Лес» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении №04-09 от 11.04.2019 (л.д.13-15), определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.04.2019 (л.д.23,24), определением об истребовании сведений от 24.04.2019 (л.д.25-26), постановлением о назначении административного наказания от 11.0.2018 (л.д.28-29), уведомлением о времени и месте составления протокола (л.д.30-31), заданием на патрулирование №17 от 01.04.2019 с фототаблицей (л.д.49-53), технологической картой лесосечных работ (л.д.54-55), схемой разработки лесосеки (л.д.56), договором аренды лесного участка *** от *** с приложениями (л.д.57-68) и иными материалами дела.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив приведенные выше доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ООО «УНПК Лес» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и его виновности в совершении правонарушения, верно установив в оспариваемом постановлении фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, по вмененному правонарушению не истек.

Вместе с тем, изучив обстоятельства совершения административного правонарушения, прихожу к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №4 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

При рассмотрении настоящего дела суд учитывает конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и считает, что административное правонарушение, совершенное ООО «УНПК Лес», по своему характеру и степени общественной опасности в данном случае не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений и имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ, и применение меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

С учетом изложенного, суд полагает постановление отменить, производство по делу прекратить, признав правонарушение малозначительным ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

Жалобу генерального директора ООО «УНПК Лес» ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя директора государственного казенного учреждения Ульяновской области «*** лесничество» ФИО2 от 30.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес» отменить.

Производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ограничившись устным замечанием.

Исключить из объема обвинения нарушение ООО «УНПК Лес» подпункта «и» пункта 12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные технологической картой лесосечных работ).

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья