ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/19 от 16.05.2019 Уваровского районного суда (Тамбовская область)

дело № 12-37/2019

РЕШЕНИЕ

16 мая 2019 года г. Уварово Тамбовской области

Судья Уваровского районного суда Тамбовской области Сибилева О.Е.,

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ЗАО «Уваровский сахарный завод», ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ЗАО «Уваровский сахарный завод» ФИО2 на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области ФИО3 № 04-032/2019 от 18 марта 2019 года о привлечении ЗАО «Уваровский сахарный завод» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

18 марта 2019 года ведущим специалистом – экспертом отдела экологического надзора, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Тамбовской области ФИО3 вынесено постановление № 04-032/2019 о признании юридического лица ЗАО «Уваровский сахарный завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

Из указанного постановления следует, что Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области, в соответствии с распоряжением от 01 ноября 2018 года № 79, проведена плановая проверка с 08 по 26 ноября 2018 года с выездом на территорию ЗАО «Уваровский сахарный завод», расположенного по адресу: <...>. Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «Уваровский сахарный завод» составлен 17.12.2018 года в 11 часов 00 минут по адресу: город Тамбов, Кронштадтская площадь, дом № 7А. Закрытое Акционерное Общество «Уваровский сахарный завод» действует на основании Устава, утверждённого решением единственного акционера ЗАО «Уваровский сахарный завод» от 25.06.2012 года, является коммерческой организацией. ЗАО «Уваровский сахарный завод» внесен в Единый государственный реестр юридических лиц 16.09.2002 года за основным государственным регистрационным номером 1026800808594, ИНН <***>, поставлено на учет по месту нахождения в ИФНС России по городу Тамбову от 05.06.2000 года. Основным видом деятельности предприятия является: производство сахара из свеклы. Производственная проектная мощность переработки свеклы составляет — 600 тыс. т/год (переработано сахарной свёклы на момент проверки - 480 тыс. т.). В ходе проверки установлено, что в результате производственной деятельности на предприятии образуются отходы I-V класса опасности. В рамках проверки аккредитованной лабораторией - филиалом ЦЛАТИ по Тамбовской области была отобрана проба на соответствие классу опасности отхода фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат). Филиал ЦЛАТИ по Тамбовской области аккредитован на выполнение анализов отходов методом биотестирования. Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.512135 от 09 октября 2013 года. Отбор пробы отхода дефеката был произведен 15 ноября 2018 года ведущим инженером филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области К.Ю.А. в присутствии сотрудников предприятия – заместителя главного инженера Б.А.Н. и инженера по ООС Т.О.Н., на месте отбора был составлен протокол отбора пробы отхода (дефеката) № ГЗ-24.2-25, в протоколе имеются подписи специалиста, отобравшего пробу (К.Ю.А.), и присутствующих при отборе пробы (Б.А.Н. и Т.О.Н.). Отбор объединенной пробы отхода был произведен в соответствии с ПНДФ 12.1:262.2:2:2.3:3.2-03 «Методические рекомендации отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления». Методические рекомендации допущены для целей государственного экологического контроля, входят в область аккредитации филиала, имеют статус – действующие. Дефекат представляет собой фильтрационный осадок, или дефекационную грязь, образующуюся в процессе очистки сахарного сиропа (дефекации) и составляет 8-12% от общей массы переработанной свеклы. При дефекации осуществляется смешивание сахарного сиропа и известкового молока, которое вступая в реакцию, окисляет и коагулирует нежелательные примеси, препятствующие процессу кристаллизации. В результате полученный очищенный раствор сахарозы используют для дельнейшего производства сахарного песка, а дефекационная грязь (дефекат) остается как отход производства. Предприятием данный вид отхода заявлен V классом опасности, что подтверждается имеющейся нормативно-разрешительной документацией - проектом нормативов образования отходов и лимитами на их размещение №19 выданными 24.01.2014 на основании приказа №30 (переоформленными 21.04.2016 года на основании приказа №129). Согласно ФККО, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отход фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат) должен быть V класса опасности. Однако данный факт не исключает возможности его образования другим классом опасности. По результатам биотестирования проба отхода отнесена к IV классу опасности, то есть класс опасности отхода (дефеката), полученный по результатам экспериментального метода, не соответствует заявленному (протокол № ГЗ-24.1-51 от 23.11.2018 года). Класс опасности отхода (дефеката) в рамках проверки определен методом биотестирования в соответствии с требованиями «Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536». Биотестирование пробы отхода выполнено на двух тест объектах из разных систематических групп (Ceriodafnia affinis; Биосенсор «Эколом») по следующим методикам: - ФР. 1.39.2007.03221 «Биологические методы контродя. Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости цериодафний»; - ПНДФ Т 14.1:2:3:4.11-04» Интегральная токсичность с применением тест системы «Эколом». Данные методики допущены для целей государственного экологического контроля, входят в область аккредитации филиала, имеют статус – действующие. Согласно требований п. 2.9 Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 «По определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Согласно методики ФР.1.39.2007.03221 (Федеральный реестр), имеющей статус действующей, и допущенной для целей государственного экологического контроля отбор проб производственных отходов производят не реже 1 раза в год при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья, а также в любое другое время для осуществления контрольных проверок возможных технологических сбоев. Периодичность отбора и анализа проб при осуществлении производственного экологического контроля за отходами определяется планом-графиком, согласованным с территориальными органами государственного контроля. Следует отметить, что производственный экологический контроль в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1386-03 «По определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» за проверяемый период до декабря 2018 года на предприятии не производился. Определение класса опасности отхода дефеката до проверки предприятием проводилось всего 1 раз в 2014 году. В рамках рассмотрения материалов проверки и административного дела были рассмотрены результаты анализа отхода дефеката, полученные в рамках проверки (протокол № ГЗ-24.1-51 от 23.11.2018г.), где установлен 4 класс опасности отхода, и результаты анализов, представленные предприятием (протокол анализа за 2014 г. и № 1.12/047 от 14.12.2018 г.). По результатам рассмотренных анализов можно сделать вывод о непостоянстве образующегося отхода, т.е. на предприятии отход может образовываться 4 и 5 класса опасности, следовательно, необходимо определять класс опасности отхода для каждой партии, вывозимой за пределы предприятия строго в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03 «По определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления». В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду на отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Таким образом, на отход фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат) IV класса опасности должен быть паспорт, оформленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности», который не был представлен в ходе проверки. Факт наличия на предприятии отхода IV класса опасности и отсутствие его в нормативно-разрешительной документации говорит о неполной и не достоверной инвентаризации отходов и является нарушением п. 3 ст. 14 «Требования к обращению с отходами I – IV классов опасности» Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Также следует отметить, что дальнейшее действие с вышеуказанным отходом, заключается в его использовании на полях либо самим предприятием, у которого образуется данный отход, либо предприятием которому отход был передан. И в том и в другом случае в соответствии с требованиями действующего законодательства должен осуществляться постоянный контроль за дозами внесения. При этом в случае использования его в качестве удобрений необходимо пройти сертификацию и регистрацию в Минсельхозе, а при использовании отхода (или утилизации) необходимо получить лицензию на деятельность с отходами. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Однако предприятием лицензия на деятельность по обращению с отходами не оформлялась. Из всего вышесказанного усматривается умысел сокрытия действительной ситуации по определению класса опасности отхода. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. Частью 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Таким образом, в бездействии юридического лица ЗАО «Уваровский сахарный завод», выразившемся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства, а именно не проведении достоверной инвентаризации отходов, приведшей к отсутствию на отход фильтрации при дефекации установленных лимитов образования и размещения, а также искажению и недостоверности всей учетной и отчетной документации (журналы учета, отчет по форме 2-ТП отходы, декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду), отсутствие паспорта на отход 4-го класса опасности, имеется состав административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Несоблюдение экологических и санитарно-­эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».

Не согласившись с постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области ФИО3 № 04-032/2019 от 18 марта 2019 года, главный инженер ЗАО «Уваровский сахарный завод» ФИО2 подал на него жалобу, указав, следующие обстоятельства:

- при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом проигнорирован представленный Заявителем протокол № 1.12/047 от 14 декабря 2018 года результатов определения морфологического состава и биотестирования, составленный ООО «Лаборатория региональной организации содействия экологии» и ему не дана правовая оценка;

- оставлен без внимания протокол результатов биотестирования № 139 от 28 апреля 2014 года;

- по мнению ЗАО «Уваровский сахарный завод», должностным лицом не установлена правомерность применения статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- в ходе рассмотрения административного дела должностным лицом не приняты во внимание никакие доводы Заявителя и им не дана правовая оценка;

- в ходе рассмотрения административного дела Заявителю было отказано в удовлетворении ходатайства об исключении из числа доказательств протокола результатов биотестирования № ГЗ-24.1-51 от 23 ноября 2018 года, при этом основания отказа не указаны.

В связи с указанными обстоятельствами главный инженер ЗАО «Уваровский сахарный завод» ФИО2 просит отменить постановление № 04-032/2019 от 18 марта 2019 года о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Тамбовской области в отношении ЗАО «Уваровский сахарный завод» и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ЗАО «Уваровский сахарный завод» - ФИО1, действующая на основании доверенности № 1/0119 от 09 января 2019 года, поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в направленном отзыве на жалобу просил рассмотреть дело без их участия.

Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ЗАО «Уваровский сахарный завод» ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 01 ноября 2018 года № 79 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (Управления Росприроднадзора по Тамбовской области) проведена плановая выездная проверка с 08 по 26 ноября 2018 года Закрытого акционерного общества «Уваровский сахарный завод» с выездом на территорию ЗАО «Уваровский сахарный завод».

По результатам проверки установлено, что основным видом деятельности предприятия является производство сахара из свеклы. Производственная проектная мощность переработки свеклы составляет – 600 тыс. т./год. При этом установлено, что в результате производственной деятельности на предприятии образуются отходы I-V класса опасности.

В рамках проверки с привлечением аккредитованной лаборатории – филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Тамбовской области» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» 15 ноября 2018 года произведен отбор отходов фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефеката).

По результатам, представленным филиалом «ЦЛАТИ по Тамбовской области», произведена водная вытяжка из пробы № ГЗ-70 при разведении в 100 раз (концентрация 1%). Установлено, что согласно приложению № 5 «Критериев отнесения опасных отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 г. № 536, проба отнесена к IV классу опасности (безвредная кратность разведения – 100 раз).

Согласно экспертному заключению № 4 по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 26 ноября 2017 года филиала «ЦЛАТИ по Тамбовской области» по результатам биотестирования проба отхода отнесена к IV классу опасности.

На основании полученных данных экспертами сделан вывод о том, что на предприятии ЗАО «Уваровский сахарный завод» проба отхода дефекат отнесена к IV классу опасности, т.е. класс опасности отхода, полученного по результатам экспериментального метода, не соответствует заявленному V классу опасности.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой.

В судебном заседании представитель ЗАО «Уваровский сахарный завод» ФИО1, настаивая на том, что ЗАО «Уваровский сахарный завод» надлежащим образом исполняет все необходимые меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства по обращению с отходами, также ссылалась на то, что в представленном материале проверки отсутствует определение о назначении экспертизы, эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также то обстоятельство, что представитель ЗАО «Уваровский сахарный завод» не были уведомлены о проведении экспертизы данного отхода.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяются Законом № 89-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 14 названного Закона на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

На основании п.п. 7, 10 постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог (утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 445), индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением. Копии паспортов, заверенные индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности предприятия. На отходы, не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в ФККО.

В соответствии с п. 6 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 хозяйствующие субъекты для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, материалы отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу являются основой для заполнения хозяйствующим субъектом паспорта отхода, тем самым процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов.

Судом установлено, что у общества образуется отход фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат) (код 3 01181 17 395) от его производственной деятельности, включенный в ФККО, класс опасности отхода мог быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах, путём сопоставления классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

При этом в новой редакции ч. 2 ст. 14 Закона № 89-ФЗ (вступившей в законную силу с 01 января 2016 года) подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.

Отход фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат) включен в ФККО, а потому у общества отсутствовала возможность отнесения этого отхода к конкретному классу опасности в течение установленного законодательством девяностодневного срока, поскольку отсутствовал действующий нормативно-правовой акт, регулирующий порядок организации работ по отнесению отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды и их идентификации.

При таких данных и с учетом конкретных обстоятельств дела невозможно сделать безусловный вывод о том, что у общества имелась возможность выполнения требований п. 10 постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 в части подтверждения отнесения отхода, поскольку указанный отход фильтрации при дефекации свекловичного сока (дефекат) включен в ФККО.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В ходе производства по настоящему делу представитель общества выразил несогласие с обстоятельствами вмененного Обществу административного правонарушения, заявляя о том, что его виновность не доказана, имеющиеся доказательства, в частности экспертное заключение, которое послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, получено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела свидетельствуют о том, что указанное заключение не является допустимым доказательством по делу ввиду следующего.

Исходя из анализа части 1 и 2 статьи 26.4, части 3 статьи 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении экспертиза должна быть назначена определением должностного лица, в производстве которого находится дело, а не иным распорядительным актом должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, и подлежит проведению по правилам, предусмотренным статьёй 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем указанные требования закона должностным лицом Управления Росприроднадзора по Тамбовской области выполнены не были, в рамках возбужденного производства по настоящему делу об административном правонарушении, определение о назначении экспертизы не выносилось, экспертное заключение составлено на основании заявки Управления Росприроднадзора от 01.11.2018 № 04/3136, кроме того, законный представитель юридического лица о назначении экспертизы уведомлен не был, права ему не разъяснялись, отсутствуют сведения о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В силу части 2 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 названного Кодекса, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

В ходе производства по делу законный представитель общества последовательно указывал о допущенных при назначении и проведении экспертизы нарушениях, в частности о том, что эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Приведенные обстоятельства с учетом позиции законного представителя общества не позволяют признать объективными результаты экспертного заключения, а также обоснованным привлечение общества к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.

Установив указанные обстоятельства, прихожу к выводу, что заключение эксперта, положенное в основу постановления о привлечении Общества получено с нарушением закона и в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть использовано в качестве доказательства по настоящему делу об административном правонарушении.

Иные собранные в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства при отсутствии данного заключения, которым установлен IV класс опасности отхода, полученного по результатам экспериментального метода, не являются достаточными для признания Общества виновным в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

При изложенных обстоятельствах считаю, что совокупность указанных выше обстоятельств с достоверностью свидетельствует о допущенном должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, существенном нарушении процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и связаны, при этом, нарушением права ЗАО «Уваровский сахарный завод» на защиту, что, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления и возвращении настоящего дела об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу Управления Росприроднадзора по Тамбовской области.

В связи с отменой постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области № 04-032/2019 от 18 марта 2019 года по причине существенного нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, считаю возможным не входить в обсуждение иных доводов жалобы, поскольку они могут быть рассмотрены должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области при новом рассмотрении дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу главного инженера ЗАО «Уваровский сахарный завод» ФИО2 на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тамбовской области № 04-032/2019 от 18 марта 2019 года, - удовлетворить.

Постановление от 18 марта 2019 года № 04-032/2019, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Тамбовской области в отношении Закрытого акционерного общества «Уваровский сахарный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Уваровский сахарный завод» возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд Тамбовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.Е. Сибилева