ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/20 от 05.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-37/20

УИД: 51MS0005-01-2019-004824-20

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

04 февраля 2020 года город Мурманск

Судья Ленинского районного суда города Мурманска Лучник А.В., рассмотрев жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района города Мурманска от 11 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района города Мурманска от 11 декабря 2019 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оссРооили юридическое лицо, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в суд с жалобой на вынесенное постановление.

Обосновывая свои возражения, указывает, что 23 октября 2019 года военной прокуратурой Северного флота проведена проверка оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества специализированного жилищного фонда, расположенного в <адрес> в ходе которой осмотрены дома №-№, расположенные по <адрес> Установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.

Вместе с тем, отсутствие плафонов этажных светильников, открытое состояние этажных щитов, следы залития через кровлю и межпанельные стыки на лестничных площадках, частичное нарушение отделочных слоев является малозначительным правонарушением. Полагает, что наложение административного штрафа в размере 125 000 рублей не отвечает конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.

Также указала, что в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которые данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.

Просила отменить постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района города Мурманска от 11 декабря 2019 года и прекратить производство по делу.

Защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Магера О.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, обратила внимание суда, что в доме <адрес> отсутствует газовое оборудование, однако при вынесении постановления мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного округа данное обстоятельство не учтено.

Прокурор Волков В.В. в судебном заседании просил постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного округа города Мурманска оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» - без удовлетворения. Указал, что данная управляющая организация, имея в прошлом различные наименования, неоднократно привлекалась к административной ответственности, также пояснил, что в доме <адрес> Мурманской области в открытом газовом шкафе находилось газовое оборудование, доступное для окружающих, что подтверждается фотоматериалами, имеющимися в материалах дела.

Выслушав участников производства, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с данным Кодексом.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по управлению многоквартирными домами.

В соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются: регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются; наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 данного Кодекса; иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, подпунктами «а», «б» пункта 3 которого установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, определены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирном доме.

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», определен круг обязательных для исполнения нормативных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязательных для исполнения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.В силу пункта 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В ходе рассмотрения дела мировой судьей установлено, что 14 сентября 2017 года между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3.1.1 указанного выше Договора Управляющая организация обязуется осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями Договора и законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, в том числе:

- обеспечивать надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, с техническими соглашениями, заключенными с Заказчиком (уполномоченным представителем).

При этом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в рамках исполнения условий договора «Управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации» от 14.09.2017 осуществляет управление специализированным жилищным фондом Минобороны России, расположенным по адресу: <адрес>

Военной прокуратурой - войсковой части 77940 во исполнение задания военной прокуратуры Северного флота 23.10.2019 проведена проверка оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества специализированного жилищного фонда, расположенного в <адрес>

Осмотрами установлено, что в нарушение требований названного выше законодательства, а также п.п. 3.2.3, 3.2.18, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.6, 4.1.9, 4.1.15, 4.2.1.7, 4.2.1.3, 4.2.3.2, 4.10.2, 4.10.2.1, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.3.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.6, 4.8.14, 4.10.2.1, 5.6.2, 5.8.3 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170:

в доме <адрес> частично отсутствуют плафоны этажных светильников, этажные щиты находятся в открытом состоянии, газовые шкафы находятся в открытом состоянии (отсутствует запорное устройство);

в доме <адрес> этажные щиты находятся в открытом состоянии, установлены следы залитая через кровлю и межпанельные стыки на лестничных площадках, частично нарушены отделочные слои;

в доме <адрес> этажные щиты находятся в открытом состоянии, установлены следы залитая через кровлю и межпанельные стыки на лестничных площадках, частично нарушены отделочные слои;

в доме <адрес> частично отсутствуют плафоны этажных светильников, этажные щиты находятся в открытом состоянии, установлены следы залитая через кровлю и межпанельные стыки на лестничных площадках, частично нарушены отделочные слои;

в доме <адрес> установлены следы залитая через кровлю и межпанельные стыки на лестничных площадках, частично нарушены отделочные слои и остекление, вход в подвальное помещение находится в открытом состоянии;

в доме <адрес> этажные щиты находятся в открытом состоянии, установлены следы залитая через кровлю и межпанельные стыки на лестничных площадках, частично нарушены отделочные слои и остекление, не выполнена герметизация межпанельных швов.

При этом установлено, что названные выше многоквартирные жилые дома находятся в управлении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России.

На момент проведения проверки мероприятия по устранению нарушений не производились. Объективная сторона данного правонарушения выразилась в том, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества указанных многоквартирных домов допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 192, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а именно: нарушение п.п. 3.2.3, 3.2.18, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.6, 4.1.9. 4.1.15, 4.2.1.7, 4.2.1.3, 4.2.3.2, 4.10.2, 4.10.2.1, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.3.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.6, 4.8.14, 4.10.2.1, 5.6.2, 5.8.3 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170; «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416; договора управления многоквартирным домом от 14.09.2017.

Имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства получили оценку мирового судьи в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При рассмотрении дела мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне и полно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, которые подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела и получившими правильную оценку в постановлении.

Таким образом, на основе полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела, мировой судья пришел к правильному выводу о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств отсутствия вины ФГБУ «ЦЖКУ», в том числе, обязанности по содержанию многоквартирного дома в соответствии с действующими правилами и нормами, невозможностью надлежащего осуществления этих обязанностей, осуществлению действий, направленных на оказание услуг с надлежащим качеством, не представлено.

Довод защитника о том, что в доме <адрес> отсутствует газоснабжение, судом не принимается во внимание, поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса. При этом материалами дела подтверждается наличие в указанном доме на момент проведения проверки в открытом газовом шкафу газового оборудования, доступного для окружающих. Представленная защитником копия акта служебного расследования не опровергает выводы мирового судьи, поскольку содержит сведения о данных в ходе служебного расследования объяснениях начальника жилищно-коммунальной службы № 1 <данные изъяты> при этом комиссией по результатам служебного расследования сделан вывод о необходимости привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности, поскольку им не обеспечена надлежащая организация работ по содержанию и ремонту общего имущества специализированного жилищного фонда.

Постановление о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не является чрезмерно суровым.

Доводы жалобы не опровергают выводы мирового судьи о доказанности вины ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения, не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления и не влекут его отмену или изменение.

Собранные по делу доказательства, достаточно подтверждающие вину ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являются допустимыми и объективными.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также судьей не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется, состав допущенного правонарушения является формальным, поэтому отсутствие тяжких последствий не свидетельствует о малозначительности нарушения.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Мировой судья назначил минимальное наказание, предусмотренное санкцией частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с положениями статей 3.2, 3.3, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера совершённого административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, которое является справедливым.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района города Мурманска от 11 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - оставить без изменения, жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения (получения) его копии.

Судья А.В. Лучник