ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/20 от 10.06.2020 Боровского районного суда (Калужская область)

40RS0004-01-2020-000334-83

Дело № 12-37/20

РЕШЕНИЕ

10 июня 2020 года Калужская область, город Боровск

Судья Боровского районного суда Калужской области Солдаткина Т.А.,

рассмотрев жалобу защитника Вантяевой Зинаиды Захаровны на постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области от 21 января 2020 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области ФИО9 от 21 января 2020 года Вантяева З.З. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, защитник Вантяевой З.З. обжаловал его в Боровский районный суд Калужской области, и просил отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях его подзащитной состава административного правонарушения, а также на допущенные в ходе производства по делу существенные процессуальные нарушения.

Выслушав объяснения защитников Вантяевой З.З. по доверенности ФИО1, адвоката Янушкевич Н.А., должностного лица ФИО10, показания свидетеля ФИО2, исследовав материала дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из содержания статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном данным Законом.

В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Вантяевой З.З. к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что она, в отсутствие предусмотренных законом прав, использует земельный участок, площадью 225 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Данный участок примыкает к принадлежащему Вантяевой З.З. земельному участку с кадастровым номером , площадью 1300 кв.м., расположенному по адресу: <адрес> (л.д.47-48), и объединен с ним в одном заборе.

Установленные должностным лицом Управления Росреестра по Калужской области обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 09 января 2020 года (л.д.79), актом выездной, внеплановой проверки, состоявшейся в период с 10 декабря по 13 декабря 2019 года по результатам которой должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, ФИО3 было выявлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 40:03:050101:1102 не соответствует сведениям о площади земельного участка, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, а именно, по лицевой части (точки Н1-Н2 на схематическом чертеже) увеличена путем установки ограждения с воротами и калиткой на 55 кв.м.; граница земельного участка (точки Н3-Н4 на схематическом чертеже) со стороны земельного участка с кадастровым номером 40:03:050101:79 увеличена на 170 кв.м.; что, в общем, составляет 225 кв.м. (л.д.70-72).

Действия Вантяевой З.З., самовольно использовавшей часть вышеупомянутого земельного участка в отсутствие прав на него, правильно квалифицированы должностным лицом по статье 7.1 КоАП РФ, и она обоснованно привлечена к административной ответственности.

Приведенные в поданной в Боровский районный суд жалобе доводы об отсутствии в действиях Вантяевой З.З. состава вменяемого административного правонарушения, основанные на том, что в настоящее время ею предпринимаются меры к постановке части земельного участка в уточненных границах на кадастровый учет, в частности, изготовлен и представлен на рассмотрение в администрацию муниципального района межевой план (л.д.37-45), не могут иметь правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления права на спорную часть участка в установленном законом порядке за Вантяевой З.З. зарегистрированы не были.

Порядок привлечения Вантяевой З.З. к административной ответственности соблюден, сроки давности привлечения к ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не нарушены.

В ходе рассмотрения дела заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области ФИО4 не отрицал тот факт, что при рассмотрении дела об административном правонарушении им не был приобщен к материалам дела представленный стороной защиты межевой план земельного участка Вантяевой З.З., выполненный кадастровым инженером ФИО5, на что также указывает автор жалобы (л.д.37-41). Однако это обстоятельство не повлияло на полноту рассмотрения дела и законность вынесенного решения, поскольку в указанном документе содержатся сведения о наличии признаков реестровой ошибки в ранее учтенных границах земельного участка с кадастровым номером , что не относится к предмету рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренному статьей 7.1 КоАП РФ, так как до исправления указанной ошибки в установленном законом порядке, и в отсутствие иных документов, подтверждающих наличие каких-либо прав на земельный участок, следует считать, что участок используется самовольно.

Проверяя правильность назначения Вантяевой З.З. административного наказания, прихожу к следующим выводам.

Из протокола об административном правонарушении, постановления должностного лица, материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Вантяевой З.З. вменяется использование части земельного участка, площадью 225 кв.м., в то время как по утверждению защитника Вантяевой З.З. увеличение площади составляет всего 113 кв.м..

Так как назначенный Вантяевой З.З. административный штраф не исчислялся из размера кадастровой стоимости, а определен должностным лицом в минимальном размере санкции нормы, эти доводы с учетом позиции защитников, не оспаривавших факта самовольного занятия их подзащитной части земельного участка, на размер назначенного наказания не влияют.

Требования Административного регламента осуществления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Росреестра от 18.06.2019 года № П/0240 (далее - Административный регламент) при определении площади самовольно занятой части земельного участка не нарушены. Согласно материалам дела об административном правонарушении, обмер земельного участка произведен государственным инспектором Боровского, Малоярославецкого районов Калужской области по использованию и охране земель ФИО3 с помощью спутниковой геодезической аппаратуры Hiper SR, заводской номер № 1209-11540 (свидетельство о поверке ГСИ 002370 от 12.12.2018, действительно до 11.12.2019 (л.д.72,84). Ею же подписан схематический чертеж земельного участка, являющийся приложением к акту проверки от 13 декабря 2019 года. Участие в обработке данных, полученных со специальной аппаратуры, штатного кадастрового инженера Управления Росреестра по Калужской области, не является нарушением процедуры проверки, поскольку по смыслу пп.8 п.7 Административного регламента привлечение к проверке сторонних специалистов является правом, а не обязанностью должностного лица.

Доводы жалобы о том, что в нарушение требований Административного регламента Вантяева З.З. и ее представители не были ознакомлены с жалобой, на основании которой была организована внеплановая проверка, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Порядок осуществления государственного земельного надзора закреплен в статьях 71-71.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Пунктом 3 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем вторым пункта 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251, определено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

В соответствии с пунктом 119 Административного регламента в случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие признаков нарушений законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная и иная ответственность, на основании мотивированного представления принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения и достаточных для возбуждения дела об административном правонарушении, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.

По смыслу абзацев второго и третьего названного пункта Административного регламента принятие решения о проведении внеплановой проверки по результатам административного обследования принимается в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие признаков нарушений законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная ответственность; при выявлении при проведении административного обследования достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Вантяевой З.З. послужил не акт административного обследования земельного участка от 07 ноября 2019 года, на который имеется ссылка в Распоряжении органа государственного надзора о проведении внеплановой, выездной проверки от 14 ноября 2019 года, а составленный по результатам данной проверки акт от 13 декабря 2019 года. В данном акте содержатся сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований земельного законодательства, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения, нормы законодательства Российской федерации, которые нарушены и статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Представитель Вантяевой З.З. был ознакомлен с результатами проверки, присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, где давал свои объяснения, участвовал при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, т.е. в полной мере реализовывал права, предоставленные его доверителю Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тот факт, что Вантяева З.З. и ее представители не были ознакомлены с жалобой ФИО6 не свидетельствует о нарушении права на защиту. Данная жалоба не была приобщена к материалам дела об административном правонарушении, и ее содержание не учитывалось должностным лицом при вынесении постановления.

Согласно распоряжению о проведении внеплановой, выездной проверки от 14 ноября 2019 года, основанием к ее проведению послужили выявленные по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаки нарушения земельного законодательства (пп.2 п.6 ст.71.1 Земельного кодекса Российской Федерации), оформленные актом от 07 ноября 2019 года.

Предоставление акта административного обследования лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении не требуется, так как в силу пункта 118 Административного регламента результаты административного обследования объекта земельных отношений опубликовываются на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации). Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных. Информация о результатах административного обследования объектов земельных отношений вносится в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Порядком ведения реестра недвижимости.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Оснований для признания правонарушения малозначительным не усматриваю.

Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Полагаю, что неисполнение требований земельного законодательства, выразившее в самовольном использовании земельного участка в течение длительного времени посягает на установленный законом порядок охраны собственности, влечет невозможность осуществления государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, и поэтому, не может быть признано малозначительным.

Тот факт, что после привлечения к административной ответственности Вантяева З.З. стала принимать меры к оформлению самовольно занятой части земельного участка, как уже указано выше, является обстоятельством, подлежащим учету при назначении административного наказания (ст.4.1,4.2 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Калужской области от 21 января 2020 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вантяевой Зинаиды Захаровны оставить без изменения, жалобу защитника Вантяевой Зинаиды Захаровны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение десяти суток со дня вручения ил получения копии постановления.

Судья Т.А. Солдаткина