Дело № 12-37/2020
РЕШЕНИЕ
г.Чебаркуль Челябинской области 14 сентября 2020 года
Судья Чебаркульского городского суда Челябинской области Тимонцев В.И., при секретаре Рудык А.А., с участием защитника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1, главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области – ФИО2 (до изменения фамилии – <данные изъяты> рассмотрев жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление по делу об административном правонарушении № от ----, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области – ФИО3, которым ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 120000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>№-ИЗ/12-375-И/59-143 от ----ФИО18 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации подана жалоба на указанное постановление, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным предупреждением. В обоснование жалобы указало, что в ходе проведенной проверки было выявлено отсутствие в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации документов, подтверждающих проведение обучения членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда. Не оспаривая квалификацию вмененного административного правонарушения, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации полагает, что поскольку существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не допущено, то совершенное административное правонарушение может быть расценено как малозначительное. В дополнении к жалобе указало, что приказом № от ---- ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации утвержден состав постояннодействующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда, в которую включены ФИО4 – председатель комиссии, ФИО5 – заместитель председателя комиссии, ФИО6, ФИО7, ФИО8 – члены комиссии. Указанная комиссия провела обучение и проверку знаний требований охраны труда, в том числе: ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО11, ФИО12, о чем в Государственную инспекцию труда в Челябинской области представлены соответствующие документы. Принимая во внимание соблюдение баланса частных и публичных интересов, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, полагает, что имеются правовые основания для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и снижения назначенного наказания. Также указало, что о дате, времени и месте составления акта проверки, протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу извещалось лишь структурное подразделение юридического лица – ЖКС № (<адрес>). По месту нахождения самого юридического лица – <...> д,№2-Б, извещения не направлялись.
Защитник ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1 по доверенности № от ---- в судебном заседании жалобу поддержала, по указанным в ней доводам. Суду пояснила, что члены постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации прошли обучение в аккредитованных учебных центрах. Член комиссии ФИО5 на момент выявления административного правонарушения была уволена. Руководители структурных подразделений ФИО11, ФИО12 на момент проверки были уволены. ФИО13, ФИО14 и ФИО15 исполняли обязанности руководителей временно, на период отсутствия основного работника, поэтому их обучение как руководителей не проводилось. Погибший работник ФИО16, все работники котельной № проходили обучение и проверку знаний требований охраны труда, которые осуществляла постоянно действующая комиссия по проверке знаний требований охраны труда ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Также все работники проходили обучение по программе оказания первой помощи пострадавшим.
Должностное лицо Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО17 в направленных в суд возражениях на жалобу просило обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для применения положений ст.ст.2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей; ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации субъектом малого и среднего предпринимательства не является; ранее ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации постановлением № от ---- уже привлекалось к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ. Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 06 июня 2019 года дело было направлено на новое рассмотрение и в последующем прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании должностное лицо Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 против удовлетворения жалобы возражала, суду пояснила, что в ходе проведенной внеплановой документарной проверки Государственной инспекцией труда в Челябинской области выявлены нарушения трудового законодательства со стороны ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Так, члены постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации прошли обучение в аккредитованных организациях как руководители и специалисты организаций, а не как члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда, в связи с чем созданная в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации комиссия по проверке знаний требований охраны труда неправомочна проводить обучение и проверять у работников знания требований охраны труда. Также указала, что на момент проведения проверки ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не были представлены документы, подтверждающие, что ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 и ФИО15, являющиеся руководителями и специалистами ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации прошли обучение по охране труда. Возражала против доводов защитника ФИО10 о том, что указанные руководители и специалисты были назначены на должности временно, на период отсутствия основных работников, на срок менее 1месяца и поэтому не должны проходить обучение, ссылаясь на то, что соответствующие приказы в материалы дела не представлены. При этом, согласно представленной справке ФИО13 исполняла обязанности начальника смены с ---- по ----, т.е. более 1 месяца.
Заслушав объяснения защитника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1, главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области – ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или субъекта Российской Федерации.
Административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ наступает в случае допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель, помимо прочего, обязан недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.4, 2.3.1, 2.3.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29, установлено, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы. Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации). Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации; специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти; специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится: при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов; при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями; при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей); по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда; после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда; при перерыве в работе в данной должности более одного года. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению №1 к Порядку. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации (при наличии печати), проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению №2 к Порядку.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 17 декабря 2019 года в результате проведенной Государственной инспекции труда в Челябинской области внеплановой документарной проверки ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации выявлено, что:
- представленные документы о проведении проверки знаний требований охраны труда не соответствуют действующему порядку в части согласования обучающей организации с органом, указанным в п.3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29. Не представлены документы и надлежащим образом не прошли обучение и поверку знаний требований охраны труда следующие руководители: ФИО13 – начальник смены в котельной (назначена на должность ----), ФИО14 – начальник котельной (назначен на должность ----), ФИО15 – начальник смены (назначена на должность ----), ФИО11 – мастер (назначена на должность ----), ФИО12 – мастер (назначен на должность ----);
- отсутствуют документы, подтверждающие проведение обучения членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8;
- не представлены документы на проведение обучения и проверку знаний требований охраны труда работников, в том числе пострадавшего ФИО16, поскольку представленный протокол проверки знаний № от ---- не подтверждает прохождения обучения, т.к. состав комиссии по проверке знаний не соответствует приказу, а также объем обучения не содержит проверку знаний требований охраны труда;
- работникам не провели периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний по охране труда;
- работникам не провели обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № от ----, подтверждаются сведениями о кадровых изменениях в период с ---- протоколами заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов № от ----№ от ----, № от ----, № от ----, № от ----; протоколами аттестационной комиссии № и № от ----; приказом № от ---- «О составе постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда»; послужили основанием для составления ---- в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, и привлечения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Челябинской области от 17 января 2020 года № к административной ответственности, установленной ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, выводы должностного лица Государственной инспекции труда в Челябинской области о наличии в деянии ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Административное наказание в виде штрафа назначено ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.3.5, ст.3.10 и ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Доводы защитника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1 о том, что ФИО11 и ФИО12 на момент выявления административного правонарушения в трудовых отношениях с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не состояли, а ФИО13, ФИО14 и ФИО15 исполняли обязанности руководителей временно, на период отсутствия основного работника, поэтому их обучение как руководителей не проводилось, подлежат отклонению.
В соответствии с п.2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Как следует из сведений о кадровых изменениях за период с ---- по ---- и справки ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 07 сентября 2020 года указанные работники занимали в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации должности руководителей и специалистов.
Согласно протоколам аттестационной комиссии № и № от ----, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО11 и ФИО12 обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в качестве лиц, замещающих должности руководителей и специалистов ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не проходили.
То обстоятельство, что на момент проведения проверки ФИО11 и ФИО12 в трудовых отношениях с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не состояли, не свидетельствует о том, что у ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отсутствовала обязанность проводить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда указанных работников в период их трудоустройства.
Ссылка защитника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1 на то, что члены постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации прошли обучение в аккредитованных учебных центрах, а член комиссии ФИО5 на момент выявления административного правонарушения была уволена, также не свидетельствует об отсутствии в действиях ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации состава административного правонарушения, поскольку из представленных в материалы дела протоколов заседаний комиссий по проверке знаний требований охраны труда № от ----, № от ----, № от ----, № от ---- следует, что члены сформированной на основании приказа № от ---- комиссии по проверке знаний требований охраны труда ФИО4, ФИО7, ФИО6 и ФИО8 проходили обучение в обучающих организациях по программе «Обучение по охране труда руководителей, специалистов, инженерно-технических работников, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ». Доказательств того, что указанные работники проходили обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда как члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций материалы дела не содержат.
Доводы жалобы ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, подлежат отклонению.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9 КоАП РФ).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Между тем, основания, позволяющие признать совершенное ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации правонарушение малозначительным по делу отсутствуют.
Нарушение законодательства о труде и охране труда, независимо от степени причиненного ущерба, является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства, а потому не может быть признано малозначительным правонарушением, в том числе по доводам жалобы.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение длительного периода времени допускало работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, что создавало реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Доводы жалобы о том, что о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения должностным лицом Государственной инспекции труда в Челябинской области дела об административном правонарушении извещалось лишь структурное подразделение юридического лица – ЖКС № (<адрес>), по месту нахождения самого юридического лица – <...> д,№2-Б, извещения не направлялись, являются необоснованными, поскольку извещения о составлении протокола по делу об административном правонарушении, а также месте и времени рассмотрения должностным лицом Государственной инспекции труда в Челябинской области дела об административном правонарушении направлялись не только в структурное подразделение юридического лица – ЖКС № (<адрес>), но и по месту нахождения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, о чем свидетельствуют наличие в извещении от ---- штампа о регистрации входящей корреспонденции за № от ----; список внутренних почтовых отправлений от ----; отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором <данные изъяты>
Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы должностного лица Государственной инспекции труда в Челябинской области о виновности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в совершении правонарушения, в жалобе не приведено.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья:
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ----, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, которым ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 120000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области.
Судья: