Судья Федорова Е.И. № 21-275
№ 12-37/2020
67RS-0005-01-2020-000493-42
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 сентября 2020 г. г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Иванова О.А., при секретаре Трищенкове А.В., рассмотрев протест Гагаринского межрайонного прокурора Глушкова А.М. на решение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 августа 2020 г., которым постановлено:
«постановление <данные изъяты> от 29 апреля 2020 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, вынесенное в отношении начальника Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании части 4 ст. 24.5 КоАП РФ»,
установил:
постановлением заместителя руководителя УФАС по Смоленской области <данные изъяты> от 29.04.2020 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Судьей Гагаринского районного суда Смоленской области 10.08.2020 постановлено вышеназванное решение, которое просит отменить как незаконное и необоснованное Гагаринский межрайонный прокурор Глушков А.М. по доводам соответствующего протеста.
Ознакомившись с протестом, заслушав прокурора прокуратуры Смоленской области Накцеву И.С., лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон № 44-ФЗ) срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 94 названного Федерального закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. № 2478-О положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенного аукциона в электронной форме, 30.07.2019 заключен муниципальный контракт с ООО «СпецПроект-Регион» на выполнение работ.
Согласно п.п. 1.2, 1.4, 2.3.1 Контракта, подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы в течение 45 календарных дней с момента подписания контракта. В свою очередь Заказчик обязуется произвести приемку работ в течение 5 дней после предоставления Подрядчиком в полном объеме документов на выполненные работы и осуществить оплату работ Подрядчика. (п.п. 2.2.1, 2.2.2 Контракта).
Оплата выполненных работ производится по акту приемки выполненных работ и затрат по форме КС-3, путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика не более чем в течение 15 рабочих дней с момента их подписания, при условии предоставления Подрядчиком счета. Оплата производится за счет средств бюджета Смоленской области и бюджета Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области.
Согласно акту по форме КС-2 и справки о стоимости работ по форме КС-3, с учетом внесенных к контракту дополнительных соглашений от 28.09.2019, работы выполнены подрядчиком и приняты заказчиком 28.09.2019 на сумму 3986276, 80 руб.
Таким образом, оплата по вышеуказанному контракту должна была быть осуществлена Управлением по акту выполненных работ от 28.09.2019 – до 14.10.2019, тогда как фактически оплата была произведена 19.12.2019.
Прекращая производству по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, руководителем Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области ФИО1 были приняты исчерпывающие меры по обеспечению обязанности заказчика по своевременной оплате оказанных по названному муниципальному контракту работ в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, в том числе путем заблаговременного планирования предстоящих выплат и взаимодействия с участниками бюджетного процесса.
С данными выводами считаю необходимым согласиться в силу следующего.
Так, постановлением Администрации Смоленской области от 18.03.2019 № 111 утверждено распределение предоставляемых из областного бюджета в 2019 году субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализация областной государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области» на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, согласно которому Гагаринскому городскому поселению Гагаринского района Смоленской области распределено 18698 673 руб.
Постановлением Администрации Смоленской области от 31.08.2017 № 599 «Об утверждении областной государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области» на 2018 - 2022 годы» утверждена областная государственная программа «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области», и порядок предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образования Смоленской области на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, согласно которым главным распорядителем бюджетных средств является Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (п. 2 Порядка), органы местного самоуправления муниципальных образований для получения субсидий представляют в Департамент заявку на перечисление субсидии по форме, утвержденной приказом руководителя Департамента (п. 9 Порядка), для перечисления субсидий органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Департамент в том числе копии справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 (п. 10 Порядка), с учетом представленных органами местного самоуправления муниципального образования документов субсидии перечисляются в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии в порядке, установленном Федеральным казначейством (п. 11 Порядка).
Положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2478-О).
В силу ст. 31 областного закона от 20 декабря 2018 года № 132-3 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» управлению Федерального казначейства по Смоленской области в 2019 году переданы на основании решений главных распорядителей средств областного бюджета полномочия получателя средств областного бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Поскольку оплата денежных средств на реализацию программы «Формирование современной городской среды на территории Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области» осуществлялась через Федеральное казначейство с лицевых счетов, открытых Департаменту Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а Управлению по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области для получения средств из областного бюджета необходимо направить в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству копии документов, указанных в п. 11 Порядка, для подтверждения выполненных работ и проведения оплаты, после проверки которых, сумма необходимая для оплаты должна поступить на счет Управления.
Как усматривается из письма начальника Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области указанные в п. 11 Порядка копии документов, необходимых для оплаты по заключенному муниципальному контракту, с просьбой софинансирования расходов бюджета муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области» на 2018-2022 годы» в связи с выполнением работ по благоустройству пешеходной зоны по вышеуказанному муниципальному контракту были направлены в адрес Департамента 26.09.2019, до принятия работ подрядчиком (28.09.2019).
Повторно начальником Управления копии документов в адрес Департамента были направлены 19.11.2019.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что подрядчиком осуществлялась корректировка документов, которые должны быть направлены в Департамент для софинансирования расходных обязательств по заключенному муниципальному контракту, которые были направлены в адрес Управления только 16.12.2019.
Из ответа финансового управления Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области следует, что согласно выписки Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 05.12.2019 из лицевого счета получателя бюджетных средств № 14632002550 Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству было подготовлено распоряжение № 80 от 09.12.2019 на зачисление денежных средств с текущего счета бюджета Гагаринского городского поселения Смоленской области № 02633017430 на лицевой счет Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области в размере 3986276,80 руб. с учетом собственных средств.
На основании указанного распоряжения в Управление отправлено расходное расписание № 100001 от 09.12.2019 на предельные объемы финансирования на указанную сумму.
Суд сделал правильный вывод, что при таких обстоятельствах вина ФИО1 во вмененном административном правонарушении отсутствует, что повлекло прекращение производства по делу по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы протеста прокурора направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения по существу правильного решения суда, в том числе по доводам протеста, не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 10 августа 2020 г. оставить без изменения, протест Гагаринского межрайонного прокурора Глушкова А.М. - без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2020 г.
Судья О.А. Иванова
Судья Федорова Е.И. № 21-275
№ 12-37/2020
67RS-0005-01-2020-000493-42
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>