РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
25 июля 2014 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Баринова Н.А.,
с участием заместителя начальника отдела надзорной деятельности заместителя главного государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО1
заявителя ФИО2
при секретаре Лобановой О.В.
рассмотрев материал № 12-37/14 по жалобе должностного лица - главы сельского поселения Варламова муниципального района Сызранский ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности заместителя главного государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО1 №0140* от 29 мая 2014 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
В Сызранский районный суд поступила жалоба от должностного лица - главы сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности - заместителя главного государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО1 № 0140* от 29.05.2014 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима, за что ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
В своей жалобе должностное лицо- глава сельского поселения Варламово ФИО2 не согласился с вынесенным в отношении него постановлением, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Так в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверке на территории населенного пункта Вицэ-Смильтэнэ сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности. Им, как должностным лицом - главой сельского поселения Варламово для устранения выявленных нарушений были приняты меры, а именно: разработана программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с.п. Варламово м.р. Сызранский Самарской области; ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение об утверждении средств оповещения населения о пожаре на территории с.п. Варламово м.р. Сызранский Самарской области; ДД.ММ.ГГГГ издано постановление № «Об усилении мер пожарной безопасности в весеннее- летний период 2014 г. на территории с.п. Варламово м.р. Сызранский Самарской области, а также объектах летнего отдыха»; ДД.ММ.ГГГГ издано постановление № «Об утверждении Положения о добровольной пожарной охране на территории с.п. Варламово м.р. Сызранский Самарской области»; в бюджете с.п. Варламово на 2014 г. на противопожарные мероприятия выделена сумма- 200 000 рублей; на ремонтные работы дорог из бюджета с.п. Варламово выделено в 2013 г.- 5873354,51 руб, в 2014 г. запланировано - 2280000,00 руб.; в <данные изъяты> установлен набат, работает мобильная и проводная связь (установлен таксафон); специалисты администрации с.п. Варламово обучены мерам пожарной безопасности и имеют удостоверения, обучение населения ведут специалисты администрации с.п. Варламово индивидуально, через прессу, на сходах и собраниях; в <данные изъяты> наружных источников водоснабжения нет, родники очищены; разработан план, исключающий переброс огня во время лесного пожара; в связи с малочисленным населением в <данные изъяты> установлено всего 2 светильника, из-за отсутствия противопожарных источников в дополнительном освещении нет необходимости; ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт н.<данные изъяты>, подверженного угрозе лесных пожаров.
В судебном заседании заявитель ФИО2 доводы, изложенные в своей жалобе, подтвердил и просил постановление ОНД отменить, а производство по делу прекратить.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении - заместитель начальника отдела надзорной деятельности - заместитель главного государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО1, в судебном заседании пояснил, что в связи с тем, что нарушения пожарной безопасности имели место, считает вынесенное постановление законным и обоснованным., поскольку орган местного самоуправления в рамках возложенных на него полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования обязан принимать решения организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Непринятие таких решений в отсутствии объективных причин препятствующих их принятию и исполнению, либо отсутствие муниципального контроля, повлекшее их неисполнение влечет неправомерное бездействие органа местного самоуправления и возможность привлечения его к ответственности, в соответствии со ст.38 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления, кроме того не возражал против переквалификации действий должностного лица - ФИО2 с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.е. нарушения требований пожарной безопасности.
Рассмотрев жалобу, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что жалоба должностного лица - ФИО2 подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и госу_дарства от пожаров. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безо_пасности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 5 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты (про_дукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муници_пальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также зда_ния, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты являет_ся предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности, согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» являются, в том числе организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасно_сти» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 г. предусматривает, что организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопас_ности.
Руководствуясь ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, лица, уполномоченные владеть, пользо_ваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, т.к. согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональ_ную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Судом установлено, что 14.05.2014 г. при проведении проверки на территории <данные изъяты> были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Не реализуются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; Не разработаны и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; Не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; Не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара; Не обеспечена связь и оповещения населения о пожаре; Не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний <данные изъяты>; Не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды и источников наружного водоснабжения, расположенных в сельском населенном пункте и в прилегающих к нему территориях; Для населенного пункта не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность, переброса огня при лесных пожарах на зданиях и сооружениях (посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности). Населенный пункт расположен в лесном массиве. 9. Освещение подъездов к противопожарным водоисточникам отсутствует.
10. Населенный пункт расположен за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова, чем нарушены: Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правила Противопожарного режима в РФ; Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» приложение 1 п.5*; Федеральный закон РФ от 22.07.08 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
По результатам проверки постановлением № 0140* от 29.05.2014 года глава администрации сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ за то, что нарушил требования пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что главой сельского поселения Варламова - ФИО2 не были выполнены мероприятия для устранения нарушений пожарной безопасности, а именно:
По 1 пункту нарушений, указанному в постановлении ОНД, главой администрации приняты следующие меры: ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания представителей с.п. Варламово № в ведомственную структуру расходов бюджета с.п. Варламово м.р. Сызранский на 2014 г. включены расходы на противопожарные мероприятия в сумме 200 000 рублей (л.д. 15); ДД.ММ.ГГГГ постановлением № утверждено Положение «О добровольной пожарной охране на территории с.п. Варламово м.р. Сызранский» (л.д.16); ДД.ММ.ГГГГ постановлением № утвержден порядок особого противопожарного режима на территории с.п. Варламово м.р. Сызранский Самарской области (л.д.31); ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № об усилении мер пожарной безопасности в весеннее-летний период 2014 г. на территории с.п. Варламово (л.д. 34).
По 2 пункту нарушений: ДД.ММ.ГГГГ разработан и утвержден план мероприятий, исключающий возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.11).
По 3 пункту нарушений судом установлено, что конкретная муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности не разработана. ФИО2 как главой с.п. Варламово разработана программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения Варламово, в которой предусмотрены вопросы противопожарной безопасности.
По 4 пункту нарушений: летнее содержание дорог заключается в отсыпании дороги в той её части, которая проходит через лес, лесоохранной службой проводится минерализованная опашка вдоль леса, в зимнее время проводится расчистка дороги от снега примерно 3- 4 раза.
По 5 пункту нарушений: в <адрес> установлен набат, имеется сотовая связь и установлен таксафон, однако на выездном судебном заседании в <адрес> установлено, что таксафон находится в нерабочем состоянии.
По 6 пункту нарушений: специалисты администрации с.п. Варламово обучены и имеют квалификационное удостоверение по пожарной безопасности (л.д.109), администрацией с.п. Варламово ведутся списки нанимателей, собственников жилых помещений, прошедших инструктаж по правилам пожарной безопасности по с.п. Варламово (л.д.112-116), однако в данных списках жители <данные изъяты> не значатся, администрацией с.п. Варламово разработаны памятки о соблюдении пожарной безопасности в быту для личных жилых домов (л.д.110-111); судом установлено, что памятки жителям <данные изъяты> розданы, общих собраний и сходов по эти вопросам не проводилось в виду малой численности населения (4 зарегистрированных и постоянно проживающих жителя).
По 7 нарушению: в связи с отсутствием водопровода в <данные изъяты> в качестве источников наружного водоснабжения жителями используются бочки с водой, которые находятся возле домов жителей поселка. В <данные изъяты> имеется водоём в овраге, который можно было бы использовать в качестве противопожарного источника наружного водоснабжения, однако на выездном судебном заседании в <данные изъяты> установлено, что данный водоём на протяжении нескольких лет находится в ненадлежащем состоянии, имеет ограниченное количество воды, которая не регулярно пополняется из природного родника и к нему отсутствует беспрепятственный проезд пожарной техники.
По 8 пункту нарушений: период исполнения плана мероприятий, исключающий возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.11), составляет с апреля по май 2014 г; в летний период удаление сухой растительности проводится собственными силами жителей <данные изъяты>.
По 9 пункту нарушений: в связи с отсутствием противопожарных источников наружного водоснабжения в <данные изъяты> установлено всего 2 светильника.
По 10 пункту нарушений установлено, что <данные изъяты> расположен за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту выезда, разница в нормативном времени прибытия составляет 30 минут. Глава сельского поселения Варламово в судебном заседании пояснил, что в связи с тем, что постоянные жители <данные изъяты>, являются пенсионерами, а в летнее время являются в основном дачники, возможность в создании добровольной пожарной охраны и дружины отсутствует.
В соответствие со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Порядок привлечения к административной ответственности предусмотрен КоАП РФ, каких-либо ограничений в части привлечения должностными лицами органа пожарного надзора к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления КоАП РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что состав административного правонарушения, предусмотренной ст. 20.4 КоАП РФ является формальным и не предполагает наступление каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий и для привлечения к ответственности за указанное правонарушение достаточно самого факта нарушения (неисполнения) требований пожарной безопасности, так как административное правонарушение в данной сфере считается оконченным с момента совершения самих противоправных действий. Выявленные правонарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны главы с.п. Варламово ФИО2 надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, пренебрежительном отношении к выполнению требований пожарной безопасности. При этом порядок финансирования учреждения не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Поскольку в рассматриваемом случае должностное лицо- ФИО2 имел возможность по соблюдению требований пожарной безопасности, однако не сделал этого, следует признать установленной его вину в совершении указанного правонарушения. Для цели определения виновности главы администрации с.п. Варламово ФИО2 достаточно установления факта наличия нереализованной им возможности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность. Отсутствие нормативно установленной обязанности по совершению действий, направленных на соблюдение таких правил и норм, указанной цели значения не имеет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что должностным лицом ОНД правильно установлена вина главы администрации с.п. Варламово ФИО3 в нарушений требований пожарной безопасности по 10 пунктам, указанным в постановлении о привлечении к административной ответственности, но поскольку при проведение органом пожарного надзора проверки соблюдения требований пожарной безопасности непосредственно в период особого противопожарного режима не влечет за собой сразу административную ответственность по части 2 ст. 20.4 КоАП РФ, так как указанные в постановлении ОНД нарушения хоть и были выявлены в период особого противопожарного режима, но причина их не исполнение не связана с этим периодом и имели место в более ранний период, поэтому суд считает необходимым переквалифицировать действия должностного лица - главы с.п. Варламово ФИО2 с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как должностное лицо- глава с.п. Варламово ФИО2 совершил нарушение требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд полагает, жалобу должностного лица- ФИО2 удовлетворить частично, постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности заместителя главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО1 №0140* от 29 мая 2014 года изменить в части квалификации административного правонарушения с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу должностного лица- главы сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области ФИО2 удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного Государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору ФИО1 №0140* от 29 мая 2014 года о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ должностное лицо - главу сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области ФИО2 с назначением административного штрафа в размере 15 000 рублей, изменить, признать виновным должностное лицо - главу сельского поселения Варламово муниципального района Сызранский Самарской области ФИО2 в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья-