ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/2015 от 26.02.2015 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

  Судья Грачева Т.Л. Дело № 12-37/2015

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ульяновск 26 февраля 2015 года

  Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

  при секретаре Воронковой И.А.,

  рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Стулева А.В. на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2014 года, которым суд постановил:

  Признать Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, юридический адрес: г.Е*** ул. В*** ***, ИНН ***, КПП ***, ОГРН ***, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

  УСТАНОВИЛ:

  13.08.2014 главным специалистом экспертом отдела государственного контроля и судебного представительства департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области Симоновым Ю.Д. составлен протокол об административном правонарушении №*** в отношении ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

  Из протокола следует, что 11.08.2014 в ходе визуального осмотра состояния объекта культурного наследия регионального значения «Здание больницы Красного Креста», 1909 г., расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Т***, д. ***, установлено, что ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в нарушение требований ст. 45, ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» произвело работы по замене деревянных оконных заполнений (являющихся предметом охраны) на стеклопакеты ПВХ. Также утрачены металлические запорные механизмы оконных проёмов. Вышеуказанные работы произведены без согласования в установленном порядке с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области.

  Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.

  Рассмотрев материалы дела по существу, судья Ленинского районного суда города Ульяновска вынес указанное выше постановление.

  В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Стулев А.В. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

  В обоснование жалобы указывает, что в нарушение ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении вынесено в отношении юридического лица по истечении срока давности привлечения его к административной ответственности.

  Суд в нарушение ст. 54 ГК РФ рассмотрел административное дело не по месту нахождения юридического лица. В связи с отсутствием территориальных органов по месту совершения административного правонарушения, у представителя юридического лица не было возможности ознакомиться с делом и дать необходимые пояснения.

  Также указывает, что ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не является собственником либо пользователем здания по адресу: г. Ульяновск, ул. Т***, д. ***. Собственником данного здания является Министерство обороны Российской Федерации. Данное здание используется филиалом ФПСУ «354 военный клинический госпиталь Минобороны России». Нежилые помещения №1-2, расположенные на 1 этаже здания, занимает арендатор ИП С*** Л.Н.

  Обстоятельства дела исследованы судом поверхностно. Исследуемое судом охранное обязательство №*** подписано и выдано не ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, а ФГКЭУ «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района». ФГКУ является правопреемником ФГКЭУ «Ульяновская КЭЧ района», однако суд не учёл, что у Ульяновской КЭЧ имелось соответствующее финансирование и полномочия по заключению охранных обязательств, чего у ФГКУ не имеется.

  Кроме того, суд пришёл к выводу о виновности ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации основываясь только на акте проверки Министерства культуры. Другие доказательства в суде не исследовались. Однако визуальный осмотр не может являться доказательством производства работ по замене оконных проемов.

  Также указывает, что содержание объектов, принадлежащих Министерству обороны РФ, осуществляют ряд специализированных организаций на основании заключенных государственных контрактов.

  Просит суд обратить внимание на Положение об Управлении культуры Министерства обороны РФ, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 06.11.2013, согласно которому к компетенции данного Управления относится обеспечение мер по сохранности историко-культурного наследия, находящегося в ведении Вооруженных Сил РФ.

  Проверив материалы дела, заслушав пояснения лица, составившего протокол об административном правонарушении Симонова Ю.Д., возражавшего относительно доводов жалобы, прихожу к следующему.

  Часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.

  В соответствии с ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.

  При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования (ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

  Из материалов дела следует, что 27.10.2010 между Комитетом Ульяновской области по культурному наследию и Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее ФГКЭУ Ульяновская КЭЧ) заключено охранное обязательство №*** (далее Охранное обязательство), в соответствии с которым ФГКЭУ Ульяновская КЭЧ, приняло на себя обязательства при осуществлении права владения и пользования нежилым зданием (частью его нежилых помещений) по адресу: г.Ульяновск, ул.Т*** ***, являющимся объектом культурного наследия регионального значения «Здание больницы Красного Креста, 1909», включенным в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры Ульяновской области на основании Решения исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79, распоряжения главы Администрации Ульяновской области от 29.07.1999 № 959 – р, соблюдать правила охраны, реставрации и использования объекта культурного наследия, нести полную ответственность за сохранность объекта культурного наследия, содержать помещение объекта в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать неизменность его облика и интерьера, проводить за свой счет работы по сохранению объекта культурного наследия, обеспечить выполнение ремонтно-реставрационных работ на памятнике в соответствии с действующим законодательством в области охраны и использования памятников истории и культуры.

  Согласно приложению к Охранному обязательству, в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования ФГКЭУ Ульяновская КЭЧ было обязано не изменять без согласования с госорганом, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия внешний и внутренний архитектурный облик объекта культурного наследия и планировочную структуру, не заменять первоначальный материал, из которого установлены конструкции, архитектурно-художественные элементы, оконные и дверные заполнения объекта культурного наследия.

  Приказом Министра обороны РФ от 05.07.2010 N 756 "О федеральных государственных учреждениях, федеральном государственном квартирно-эксплуатационном учреждении и государственном учреждении, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации" федеральное государственное учреждение "Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района" переименована в федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.

  Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ реорганизовано путем присоединения к нему, в том числе, ФГКЭУ Ульяновская КЭЧ.

  При этом, в соответствии с Уставом ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, данное учреждение является универсальным правопреемником прав и обязанностей ФГКЭУ Ульяновская КЭЧ.

  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р создано федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.

  Актом осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Здание больницы Красного Креста, 1909», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Т***, д. ***, от 11.08.2014 установлено, что в отношении данного здания произведены работы по замене деревянных оконных заполнений (являющихся предметом охраны) на стеклопакеты ПВХ, с утратой металлических запорных механизмов оконных проёмов.

  Сведений о согласовании указанных работ в установленном порядке с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области нет.

  Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

  Привлекая федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности, судья районного суда не исследовал вопрос о времени совершения вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.

  Без установления данного обстоятельства вопрос о виновности ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в совершении данного административного правонарушения обсуждению не подлежит.

  Поскольку по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, на основании п.4 ст.30.7 КоАП РФ, постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

  Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

  РЕШИЛ:

  Постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

  Судья В.Г. Буделеев