РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пгт. Славянка 11 мая 2016 года
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего единолично судьи: Волковой С.Ю.,
с участием: защитника ЗАО «Востокбункер» Беляева С.В., действующего на основании доверенности № 12/14 от 14.10.2014г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица – ЗАО «Востокбункер» на постановление, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 07-037/2016 от 16 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенном старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора-ЗАО «Востокбункер» назначено административное наказание за нарушение ст.8.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением от 29.03.2016г защитником ЗАО «Востокбункер» подана жалоба, в которой указывает, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением требований норм КоАП РФ, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения. Также ссылается, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины общества. Заявитель утверждает, что разработка мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий - НМУ должна проводиться с участием отраслевых институтов. При этом такие мероприятия необходимо разрабатывать только тем предприятиям, которые находятся в населенных пунктах, где органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) проводится или планируется проведение прогнозирования НМУ. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на территории пгт.Славянка Хасанского района проводится или планируется проведение прогнозирования НМУ, поэтому у общества отсутствует обязанность разрабатывать и согласовывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ. Кроме того, при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) устанавливается категория предприятия с целью определения необходимости разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ. Кроме того, в 2013г. ЗАО «Востокбункер»- Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю было выдано разрешение № со сроком действия до 04.10.2018г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом, Росприроднадзор при утверждении нормативов и выдаче обществу разрешения не давал рекомендаций для разработки мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ, то у общества отсутствует обязанность разработки и согласования таких мероприятий. В жалобе общество просит отменить постановление.
Защитник Беляев С.В. в суде поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, также дополнил, что кроме доводов, изложенных в жалобе также считает незаконным проведение внеплановой проверки, должностными лицами Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора, обществу не была вручена копия акта проверки по окончанию проверки, а лишь направлена по почте, что является нарушением прав юридического лица на защиту и представление своих объяснений по существу акта проверки от 02.02.2016г. Просит постановление №г. от 16.03.2016г. отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав пояснения защитника ЗАО «Востокбункер», изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям:
В период с 29.12.2015г. по 02.02.2016г. года департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения обществом законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе ч.1 ст.34, ч.1 ст.39, ч.1 ст.46 ФЗ № 7-ФЗ «об охране окружающей среды», п. 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, о чем составлен акт от 02.02.2016г. Постановлением 07-037/2016 Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Основанием для возбуждения настоящего дела послужил Акт плановой выездной проверки №г. от 02.02.2016г. деятельности ЗАО «Востокбункер», расположенного по адресу: <адрес> пгт.Славянка <адрес>, которым установлено, что на момент проверки согласованный план мероприятий по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ отсутствует. При проведении проверки участвовал представитель ЗАО «Востокбункер» ФИО1 по доверенности, тем самым гос.органом соблюдены требования ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, частями 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ, ч.3 ст. 25.4 КоАП РФ, согласно которым предусмотрена необходимость обеспечения соблюдения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что в свою очередь является основанием для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно статье 1 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» неблагоприятные метеорологические условия - это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 № 899.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Порядка заинтересованными лицами в целях этого документа являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
У ЗАО «Востоксбункер» есть источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вместе с тем, исходя из позиции общества со ссылкой на РД 52.04.52-85 «Методические указания регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» для предприятий, расположенных в городах (районах), по которым не разработаны схемы прогноза наступления НМУ, учет НМУ в «Проекте номативов ПДВ» не производится.
Суд находит данные доводы не состоятельными, исходит из того, что обязанность общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ вытекает из императивных предписаний закона. Однако ЗАО «Востокбункер» соответствующие мероприятия на момент проверки не были согласованы.
В силу ст. 30 Федерального закона РФ № 96-ФЗ от 04.05.99 «Об охране атмосферного воздуха», предусмотрена обязанность граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники, в том числе соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования, а также соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует понимать любой источник с организационным или неорганизационным выбросом вредных веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности, объекта) индивидуального предпринимателя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Представленными по делу материалами проведенной в отношении ЗАО «Востокбункер» проверки также достоверно установлен факт нарушения обществом требований законодательства об охране атмосферного воздуха в части эксплуатации двух резуервуаров для сбора и хранения льяльных вод, не имеющих обваловки, поскольку обваловка на момент проверки находилась в стадии строительства.
Действия общества по несоблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
Поскольку, являясь участником отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, урегулированных Законом РФ «Об охране атмосферного воздуха», ЗАО «Востокбункер» использует в своей хозяйственной деятельности источник воздействия на окружающую среду.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам утвержден Приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 г. № 899.
Проект предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не является нормирующим документом в области охраны атмосферного воздуха и не может определять или отменять обязанности природопользователя, определенные законодательством.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы актом и протоколом об административном правонарушении.
Каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении прав юридического лица, не выявлено.
Постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что факт совершения правонарушения ЗАО «Востокбункер» установлен, подтвержден материалами дела, порядок привлечения к ответственности соблюден, в связи с чем, оснований для удовлетворении жалобы, не имеется.
При данных обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении №г. от 16.03.2016г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе и, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10., п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № 07-037/2016 от 16 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенном старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора-ЗАО «Востокбункер» по ст.8.1 КоАП РФ – оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя –защитника ЗАО «Востокбункер» Беляева С.В.– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья С.Ю. Волкова