ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/2018 от 11.05.2018 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-37/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Шира 11 мая 2018 г.

Судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,

при секретаре Суворовой О.П.,

с участием

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - главы Фыркальского сельсовета ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – главы Фыркальского сельсовета Ширинского района ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенным 27 марта 2018 г. заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО2, -

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО2 от 27 марта 2018 г. должностное лицо – глава Фыркальского сельсовета ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля - и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратилась в Ширинский районный суд Республики Хакасия с жалобой, указав, что предписание содержало требование об устранении нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, путем возврата средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства или внесение изменений в нормативные правовые акты. Вместе с тем необходимые нормативные правовые акты, в которые необходимо было внести изменения были изъяты помощником прокурора Ширинского района и до настоящего времени не возвращены. В настоящее время Ширинским МСО СУ СК России по Республике Хакасия возбуждено уголовное дело.

Учитывая изложенные обстоятельства, заявитель полагает, что обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, а её вина в совершении названного правонарушения – доказанной.

Срок подачи жалобы пропущен не был. Материалы дела об административном правонарушении поступили в Ширинский районный суд Республики Хакасия 12 апреля 2018 г.

Определением судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 13 апреля 2018 г. назначено судебное заседание на 04 мая 2018 г. для рассмотрение жалобы по существу.

Представитель административного органа, которым вынесено обжалуемое постановление, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Кроме того, представителем административного органа предоставлен отзыв на жалобу, содержание которого аналогично содержанию обжалуемого постановления.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержала и просила её удовлетворить.

Из пояснений заявителя следует, что исполнение обязанностей главы Фыркальского сельсовета на неё было возложено Решением совета депутатов Фыркальского сельсовета 11 июля 2017 г. Предписание финансового органа было получено ею в августе 2017 г. Внести какие-либо изменения в нормативные правовые акты, о которых указано в предписании, не представлялось возможным, поскольку государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в рамках которой администрацией сельсовета было приобретено жильё действовала в период 2016 г. Изменение в соответствующие документы могли быть внесены только на уровне исполнительных органов власти Правительства Республики Хакасия, в частности, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия. Поэтому вопрос об исполнении предписания финансового органа мог быть решен только путем возврата средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в общей сумме 635 815,83 рублей. В целях исполнения предписания финансового органа, она обращалась с ходатайствами к органам исполнительной власти Республики Хакасия. Однако фактически помощь оказана не была. Реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета муниципального образования, который в Фыркальском сельсовете является дотационным. Самостоятельных доходов сельсовет не имеет. Поэтому исполнить предписание она не могла, о чём ею были даны пояснения при рассмотрении дела административным органом.

Также заявитель сообщила, что лицевой счет сельсовета заблокирован с мая 2016 г., что также препятствует исполнению предписания.

В судебном заседании заявителем дополнительно представлены следующие документальные сведения, подтверждающие вышесказанное.

Изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении и иные дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно п. 3 ст. 270.2 БК РФ под предписанием в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Согласно ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается произведенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Как следует из представленных материалов, в соответствии с приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 09 июня 2017 г. № 245 была проведена камеральная проверка администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района с 15 июня 2017 г. сроком на 10 рабочих дней на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за период 2016 г.

С названным приказом 13 июня 2017 г. была ознакомлена ФИО, которая являлась на тот период времени главой Фыркальского сельсовета.

По результатам проверки органом финансового контроля 30 июня 2017 г. был составлен акт, исходя из содержания которого были выявлены, в том числе нарушения при закупки квартиры по адресу: <адрес>, и квартиры по адресу: <адрес>, и как следствие нецелевое использование средств на сумму 2 570 516,80 рублей, из них средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 1 217 631,66 рублей, средства республиканского бюджета – 1 192 440,63 рублей, средства местного бюджета – 106 444,51 рубля.

Акт проверки был направлен в адрес администрации Фыркальского сельсовета и получен адресатом 11 июля 2017 г.

Кроме того, финансовым органом в адрес администрации Фыркальского сельсовета 09 августа 2017 г. было вынесено предписание об устранении нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, путем возврата средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в общей сумме 635 815,83 рублей или внесение изменений в нормативные правовые акты.

Срок исполнения требований предписания установлен 180 дней с даты его получения.

Названное предписание получено адресатом 10 августа 2017 г., что подтверждается почтовым уведомлением ф. 119.

В установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.

22 февраля 2018 г. руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия было направлено уведомление главе Фыркальского сельсовета ФИО1 о составлении 13 марта 2018 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения предписания от 09 августа 2017 г.

Данное уведомление получено названным должностным лицом 12 марта 2018 г.

Протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 составлен в её отсутствие 13 марта 2018 г.

Из содержания данного протокола следует, что главой Фыркальского сельсовета ФИО1 не соблюдены требования ст. 270.2 БК РФ об исполнении предписании от 09 августа 2017 г. Кроме того, указаны дата и место совершения правонарушения: 07 февраля 2018 г.; <адрес>.

Копия протокола об административном правонарушении была направлена ФИО1 и получена последней 17 марта 2018 г. В тот же день ею получено определение от 14 марта 2018 г. о назначении дела об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 27 марта 2018 г. Описание деяния, в совершении которого ФИО1 признана виновной, соответствует обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении.

Учитывая диспозицию ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьёй, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного финансового надзора.

Содержание предписания названного органа предполагает указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом в соответствии с требованиями ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, законность предписания должна проверятся.

Несмотря на то, что предписание не было обжаловано в установленном законом порядке, его законность должна быть проверена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Форма и требование к содержанию предписания, вынесенного в адрес администрации Фыркальского сельсовета, соответствует приложению № 9 к Приказу Федерального казначейства Министерство финансов Российской Федерации от 29 июля 2016 г. № 12н.

Предписание содержит ссылки на акт камеральной проверки; содержание выявленного нарушения, в том числе дату и размер причиненного имущественного вреда; перечень документов, подтверждающих данное нарушение; на нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ являются должностные лица. С субъективной стороны правонарушения характеризуются как прямым, так и косвенным умыслом.

Вынесение предписания в адрес юридического лица, не исключает ответственности за его неисполнение должностного лица, на которого возложена обязанность по руководству текущей деятельностью юридического лица.

Таким образом, для наступления административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ требуется соблюдение ряда условий - выдача должностному или юридическому лицу законного предписания, а также невыполнение данным лицом в установленный срок его требований.

Законность предписания означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость предписания является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, сроки исполнения, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При привлечении к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ необходимо в числе иных обстоятельств выяснять, имеется ли в действиях (бездействии) конкретного должностного лица противоправное виновное поведение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из материалов дела постановлением территориальной избирательной комиссии Ширинского района от 15 сентября 2017 г. № 48/224-4 ФИО1 зарегистрирована избранной главой Фыркальского сельсовета Ширинского района.

Распоряжением от 18 сентября 2017 г. ФИО1 вступила в должность главы Фыркальского сельсовета с указанной даты.

Обязанности главы Фыркальского сельсовета ФИО1 исполняла с 11 июля 2017 г. на основании Решения совета депутатов названного сельсовета от 11 июля 2017 г. № 100.

Перечень документов, подтверждающих допущенное нарушение, установленное по результатам камеральной проверки, включая муниципальный контракт от 09 декабря 2016 г. и типовой договор социального найма жилого помещения от 16 декабря 2016 г. № 35, по запросу прокурора Ширинского района были направлены в адрес последнего Фыркальским сельсоветом 07 июля 2017 г., то есть до того как ФИО1 приступила к исполнению обязанностей главы названного сельсовета.

В дальнейшем прокуратурой Ширинского района полученная в Фыркальском сельсовете документация была направлена в Ширинский МСО СУ СК РФ по Республике Хакасия для решения вопроса об уголовном преследовании в отношении бывшего главы Фыркальского сельсовета ФИО

27 сентября 2017 г. Ширинским МСО СУ СК РФ по Республике Хакасия в отношении ФИО возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Вся изъятая документация по муниципальной программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2015 – 2016 годы» признана и приобщена по делу в качестве вещественных доказательств.

Как следует из сведений, предоставленных следователем ..., в производстве которой находится вышеназванное уголовное дело, глава Фыркальского сельсовета ФИО1 обращалась в устной форме в следственный орган с просьбой возвратить ей изъятые документы и ей было разъяснено, что вопрос о разрешении судьбы вещественных доказательств будет разрешен после принятия итогового решения по уголовному делу.

В настоящее время уголовное дело находится в производстве следственного органа.

Операции по лицевому счету администрации Фыркальского сельсовета заблокированы с 05 июня 2016 г. по исполнительным документам.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что исполнение предписание по возврату денежных средств было возможно лишь при наличии исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам должника, направленного судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, к которым относится сельсовет (ст. 242.5 БК РФ).

Содержания допущенного нарушения изложено в предписание как нецелевое использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан, проживающих в доме, не включенном в региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства, на территории Республики Хакасия в 2013 – 2017 годах».

Исходя из содержания ст. 38 БК РФ и п.п. 1, 3 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием являются любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо направление их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении на конкретные цели, что является нарушением бюджетного законодательства.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ), устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Закона № 185-ФЗ).

Частью 3 ст. 16 данного Федерального закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии со ст. 23.1 Закона № 185-ФЗ финансовая поддержка, предоставленная за счет средств фонда, подлежит возврату в фонд в случае ее нецелевого использования.

В п. 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1139, указано, что нецелевым в том числе является использование средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, а также на проведение мероприятий в отношении многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу.

Как следует из материалов дела, выделенные Администрации Фыркальского сельсовета денежные средства, в том числе Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, были перечислены на цели, связанные с переселением граждан из аварийного и ветхого жилья, признанного непригодным для проживания.

Вопрос о том имело ли место целевое либо нецелевое использование данных денежных средств разрешается органом предварительного следствия по уголовному делу в отношении бывшего главы Фыркальского сельсовета ФИО, поскольку исходя из описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении уголовного дела в отношении последней, ненадлежащее исполнение данным должностным лицом своих должностных обязанностей имело место в результате нецелевого использования денежных средств Республиканского бюджета, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Фыркальского сельсовета.

Указанное дело находится в производстве, окончательное процессуальное решение по делу на досудебной стадии не принято.

Изложенное, даёт основания для вывода о том, что материалы дела об административном правонарушении на момент его рассмотрения административным органом не содержали сведений, позволяющих дать правовую оценку законности предписания от 09 августа 2017 г. должностного лица финансового органа о нецелевом использовании средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а обстоятельства, на которых было вынесено обжалуемое постановление, не были доказаны при рассмотрении дела административным органом.

Неизвещение органа финансового контроля об исполнении предписания его неисполнением не является и соответствующей ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ не влечет.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ст.ст. 30.8-30.9 КоАП РФ, судья, -

Р Е Ш И Л:

Жалобу должностного лица – главы Фыркальского сельсовета Ширинского района ФИО1 удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное 27 марта 2018 г. заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО2, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Судья

Ширинского районного суда Марков Е.А.