Дело № 12-37/2021
Р Е Ш Е Н И Е
12 февраля 2021 г. г. Магадан
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ефремов О.Б., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление и.о. начальника отдела по контролю в сфере закупок для нужд Магаданской области управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области А. от 23 ноября 2020 года и решение заместителя министра финансов Магаданской области – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р.. от 17 декабря 2020 года по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица:
Министра культуры и туризма Магаданской области ФИО1, <данные изъяты>
в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, которой права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, разъяснены при составлении протокола об административном правонарушении,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу Р., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника отдела по контролю в сфере закупок для нужд Магаданской области управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области А. от 23 ноября 2020 года Министр культуры и туризма Магаданской области ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой к вышестоящему должностному лицу.
Решением заместителя министра финансов Магаданской области – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р. от 17 декабря 2020 года постановление и.о. начальника отдела по контролю в сфере закупок для нужд Магаданской области управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области А. от 23 ноября 2020 года в отношении ФИО1 по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с постановленными решениями ФИО1 обратилась с жалобой в Магаданский городской суд Магаданской области. В жалобе просила постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Судья, руководствуясь положением ст. 25.1 КоАП РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ФИО1
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, в судебном заседании настаивал на доводах жалобы.
Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
По смыслу ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушений являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно положений ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Эти данные, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая, что противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина, в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы должностные лица, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.
Положением ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
Субъектом указанного административного правонарушения, применительно к рассматриваемому делу, является должностное лицо заказчика, наделенное полномочиями по размещению в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, состоит в размещении должностным лицом уполномоченного органа в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Должностным лицом административного органа в вину Министру культуры и туризма Магаданской области ФИО1 вменяется размещение в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с нарушением срока, предусмотренного частью 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (акт проверки № 15 от 11.06.2020).
Постановлением и.о. начальника отдела по контролю в сфере закупок для нужд Магаданской области управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области А. от 23 ноября 2020 года Министр культуры и туризма Магаданской области ФИО1 признана виновной и привлечена к административной ответственности по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением заместителя министра финансов Магаданской области – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р. от 17 декабря 2020 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Вместе с тем, вывод административного органа о доказанности изложенных в постановлении обстоятельств правонарушения и вины Министра культуры и туризма Магаданской области ФИО1 в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ не может быть признан обоснованным в связи со следующим.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из Приказа Министерства культуры и туризма Магаданской области от 14 апреля 2020 года № 102, с 13 апреля 2020 года функции контрактного управляющего Министерства возложены на Б., которым в качестве одной из обязанностей контрактного управляющего предусмотрено размещение в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, лицом, ответственным за своевременное размещение в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является контрактный управляющий Министерства культуры и туризма Магаданской области - Б.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании изложенного судья приходит к выводу, что так как, в Министерстве культуры и туризма Магаданской области назначено лицо, ответственное за размещение в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Министр культуры и туризма Магаданской области ФИО1 не является субъектом административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, применительно к обстоятельствам дела.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих обстоятельства, указанные в постановлении и вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» «при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с абз. 4 п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ № 5, «если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое Постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ».
Поскольку в судебном заседании установлено, что в действиях (бездействии) Министра культуры и туризма Магаданской области ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Доводы должностного лица административного органа о том, что ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ подлежит лицо, непосредственно подписавшее и разместившее в ЕИС отчет об объеме закупок у субъекта малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2019 год, судья считает несостоятельными, так как это противоречит положениям ст. 2.4 КоАП РФ определяющей, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как установлено в судебном заседании, лицом, ответственным за своевременное размещение в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является контрактный управляющий Министерства культуры и туризма Магаданской области - Б.
На основании ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, прихожу к выводу об отмене постановления и.о. начальника отдела по контролю в сфере закупок для нужд Магаданской области управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области А. от 23 ноября 2020 года и решения заместителя министра финансов Магаданской области – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р. от 17 декабря 2020 года по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица, Министра культуры и туризма Магаданской области ФИО1, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. начальника отдела по контролю в сфере закупок для нужд Магаданской области управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области А. от 23 ноября 2020 года и решение заместителя министра финансов Магаданской области – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р. от 17 декабря 2020 года по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица, Министра культуры и туризма Магаданской области ФИО1 отменить, производство по делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, 25.11 КоАП РФ в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ефремов О.Б.