38RS0019-01-2021-000667-04
РЕШЕНИЕ
г. Братск, 12 апреля 2021 года
пр. Стройиндустрии, 16
Судья Падунского районного суда города Братска Иркутской области Пащенко Р.А., рассмотрев административный материал № 12-37/2021 по жалобе ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» ФИО3 на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное 26 февраля 2021 года государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1 в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет», юридический/фактический адрес: (адрес); (данные изъяты),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 26 февраля 2021 года о назначении административного наказания, вынесенным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1, юридическое лицо – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Братский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВО «БрГУ») в лице законного представителя ФИО3 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодексом РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением № от 26 февраля 2021 года о назначении административного наказания, законный представитель ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление № от 26 февраля 2021 года о назначении административного наказания отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1 не принято во внимание, что ФГБОУ ВО «БрГУ» является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации. Изложенный в оспариваемом постановлении вывод о необходимости выплаты ФИО2 денежной компенсации основан на неверном толковании норм права. Кроме того, государственный инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1 не принято во внимание, что несмотря на необходимость немедленного исполнения решений судов о восстановлении работника на работе, решение суда от 23 декабря 2020 года по гражданскому делу № в законную силу не вступило. В данном случае, ФГБОУ ВО «БрГУ» не допускало невыплату или неполную выплату ФИО2 в установленный срок заработной платы, других выплат. Напротив, работодатель ранее предусмотренного законом срока и в отсутствие предусмотренной законом процедуры обращения работника за выплатой взысканных судом денежных сумм, 18 января 2021 года произвел выплату в пользу ФИО2 выплату в полном объеме.
В судебном заседании законный представитель ФГБОУ ВО «БрГУ» ректор ФИО3 заявленные требованиям поддержал по доводам, изложенным в жалобе, просил постановление № от 26 февраля 2021 года о назначении административного наказания ФГБОУ ВО «БрГУ» отменить, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1, потерпевший ФИО2 в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте рассмотрения дела они своевременно были извещены и ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Выслушав законного представителя ФГБОУ ВО «БрГУ», исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что постановление от 26 февраля 2021 года должностного лица подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы судом были изучены материалы административного дела в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как усматривается из материалов дела, решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 23 декабря 2020 года по гражданскому делу № исковые требования ФИО2 удовлетворены в части признания незаконным приказа (распоряжение) ФГБОУ ВО «БрГУ» от 13 марта 2020 года № о прекращении (расторжении) трудового договора с ФИО2; восстановления ФИО2 на работе в ФГБОУ ВО «БрГУ» в должности юрисконсульта I категории - помощника ректора по правовым вопросам; взыскания с ФГБОУ ВО «БрГУ» в пользу ФИО2 среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 227 590 руб. 56 коп., компенсации морального вреда в размере 27 000 рублей; судебных расходов в размере 690 руб. 24 коп., а всего 255 280 руб. 80 коп.
Приказом ректора ФГБОУ ВО «БрГУ» ФИО3 от 23 декабря 2020 года № отменен приказ от 13 марта 2020 года № о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО2, ФИО2 восстановлен на работе в ФГБОУ ВО «БрГУ» в должности юрисконсульта I категории - помощника ректора по правовым вопросам.
Согласно платежному поручению № ФГБОУ ВО «БрГУ» выплатило ФИО2 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 227 590 руб. 56 коп. (дата).
В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
Согласно ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
Учитывая изложенное, обязанность работодателя начислить и выплатить работнику, восстановленному по решению суда, заработную плату за время вынужденного прогула наступает одновременно с отменой работодателем приказа об увольнении и его восстановлением в прежней должности.
Однако, при вынесении обжалуемого постановления государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1 не были оценены доводы ФГБОУ ВО «БрГУ» относительно следующего.
ФГБОУ ВО «БрГУ» является унитарной некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения (п. 1.3 Устава ФГБОУ ВО «БрГУ»).
Согласно п. 6.14 Устава ФГБОУ ВО «БрГУ» финансовое обеспечение деятельности ФГБОУ ВО «БрГУ» осуществляется, в том числе за счет: субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; субсидии из федерального бюджета на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований на выполнение федеральной адресной инвестиционной программы.
В соответствии с п. 5.1 Положения об оплате труда работников ФГБОУ ВО «БрГУ» финансирование обеспечения оплаты труда работников осуществляется за счет следующих источников: федерального бюджета, средств от приносящей доход деятельности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Учитывая вышеизложенное, выплата среднего заработка за время вынужденного прогула ФИО2, размер которого определен решением суда, подлежала выплате за счет средств федерального бюджета, с применением положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могла быть произведена одновременно с отменой приказа об увольнении и восстановлением работника в прежней должности.
Таким образом, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1 при рассмотрении дела об административном правонарушении не были установлены имеющие значение обстоятельства дела, в том числе процедура осуществления бюджетным учреждением выплат с учетом положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Существенное нарушение государственным инспектором труда процессуальных требований не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановленное по делу решение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела об административном правонарушении государственному инспектору труда на новое рассмотрение, поскольку не истек предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности.
При новом рассмотрении государственным инспектором труда следует учесть изложенное, и постановить решение, отвечающее требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от 26 февраля 2021 года, вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1 о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей в отношении юридического лица – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет», отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» государственному инспектору труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО1 на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Р.А. Пащенко