ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/2021 от 17.03.2022 Костромского районного суда (Костромская область)

№ 12-37/2021

44RS0028-01-2022-000131-31

РЕШЕНИЕ

г. Кострома 17 марта 2022 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Спивак С.Г.

с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района на постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидростроительными сооружениями Центрального управления Ростехнадзора ФИО5 № 5.1-Пс/0191-1174вп-2021 от 16 декабря 2021 года, которым администрация Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района привлечена к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника межрегионального отдела по надзору за гидростроительными сооружениями Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 от 16 декабря 2021 года администрация Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Согласно вышеуказанному постановлению юридическое лицо - администрация Чернопенского сельского поселения, являясь собственником гидротехнического сооружения – берегоукрепления в *****, не выполнила в установленный срок (первоначальный срок до 19 июля 2021 года, продлен Центральным управлением Ростехнадзора до 19 октября 2021 года) пункты 2,5,6,7,8,9,10 ранее выданного Центральным управлением Ростехнадзора предписания № 5.1-1421пл-П/0040-2021 от 19 апреля 2021 года по устранению нарушений в сфере безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, а именно:

- не обеспечено проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения (п. 2 Предписания),

- не проведен комплексный анализ с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности один раз в 5 лет гидротехнического сооружения – берегоукрепления, находящегося в эксплуатации более 25 лет (п. 5 Предписания),

- не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте гидротехнического сооружения: значительный крен части железобетонных свай (п. 6 Предписания),\

- не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте гидротехнического сооружения: гниение деревянных свай до 75-80% (ориентировочно) их объема (п. 7 Предписания),

- не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте гидротехнического сооружения: разрушение части деревянных свай (п. 8 Предписания),

- не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте гидротехнического сооружения: частично вымыта засыпка автомобильных шин (щебень, гравий) (п. 9 Предписания),

- не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте гидротехнического сооружения: места просадки грунта, откоса берегоукрепления (п. 10 Предписания).

Невыполнение вышеуказанных требований повлекло привлечение юридического лица – администрации Чернопенского сельского поселения к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, администрация Чернопенского сельского поселения в лице главы ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать его незаконным и необоснованным. Указывает, что администрация Чернопенского сельского поселения не имеет возможности распоряжаться бюджетными денежными средствами в нарушение законодательства о закупках, при этом ремонтные работы на гидротехническом сооружении не могут быть проведены без предварительного выполнения проектно-сметных работ. Администрацией поселения были проведены торги по разработке проектно-сметной документации со сроком выполнения до 10 декабря 2021 года, в связи с чем заявитель жалобы ходатайствовал о продлении срока исполнения предписания, однако указанные сведения не были учтены при рассмотрении Управлением Ростехнадзора заявленного ходатайства. Впоследствии в административный орган повторно было направлено ходатайство о продлении сроков исполнения предписания, однако своевременно оно не было рассмотрено, решение по нему принято уже после проведения внеплановой проверки и составления протокола об административном правонарушении по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Обращает внимание суда на то, что администрация Чернопенского сельского поселения не бездействовала, предпринимала весь возможный комплекс мер по выполнению предписания контролирующего органа. Указывает, что каких-либо вредных последствий в результате невыполнения предписания не наступило.

В судебном заседании представитель администрации Чернопенского сельского поселения ФИО1 доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что администрацией Чернопенского сельского поселения 03 августа 2021 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по реконструкции гидротехнического сооружения – берегоукрепления, протяженностью 1000 м, расположенного по адресу: (адрес) судового хода со сроком его исполнения не позднее 10 декабря 2021 года. При этом в настоящее время закрыть данный контракт администрация не может по независящим от заказчика обстоятельствам, поскольку для этого необходимо получить положительное заключение уже подготовленной проектно-сметной документации. В настоящее время идет корректировка выявленных при рассмотрении указанной документации недостатков. Обратила внимание суда на то, что учитывая контрактную систему расходования бюджетных средств, наличие дефицита бюджета сельского поселения, администрации Чернопенского сельского поселения также потребовалось более длительное время на получение денежных средств для осуществления мероприятий, указанных в предписании Ростехнадзора. Значительный размер денежных средств требуется, как на оплату работ по подготовке документации, так и на проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения - берегоукрепления. Дополнительно указала, что п. 2 Предписания – необеспечение проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения, администрацией был выполнен, в Управление Ростехнадзора представлялись соответствующие акты обследования берегоукрепления, однако должного внимания административный орган им не уделил. Полагала, что все возможные меры для исполнения предписания Управления Ростехнадзора администрацией были предприняты.

Представитель Центрального управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Суд полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.

Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.

Из представленных материалов следует, что по итогам плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Центрального управления Ростехнадзора от 15 марта 2021 года № РП-210-1421-о в целях осуществления федерального государственного (контроля) надзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения – берегоукрепления в (адрес), принадлежащего на праве собственности администрации Чернопенского сельского поселения (свидетельство о государственной регистрации права собственности серия администрации Чернопенского сельского поселения выдано предписание от 19 апреля 2021 года с указанием на необходимость устранения нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений со сроком исполнения до 19 июля 2021 года.

В последствии по ходатайству администрации Чернопенского сельского поселения с учетом представленных юридическим лицом сведений о выполнении ряда действий, направленных на последующее исполнение выданного предписания, срок исполнения предписания административным органом был продлен до 19 октября 2021 года.

Повторное ходатайство администрации Чернопенского сельского поселения о продлении сроков исполнения предписания до 31 декабря 2022 года оставлено без удовлетворения по причине пропуска десятидневного срока для его заявления.

В целях контроля исполнения предписания 10 декабря 2021 года Центральным управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Чернопенского сельского поселения, по результатам которой установлено невыполнение в установленный срок п. 2,5,6,7,8,9,10 Предписания от 19 апреля 2021 года.

По результатам проверки в присутствии представителя привлекаемого юридического лица 13 декабря 2021 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, 16 декабря 2021 года вынесено постановление о назначении административного наказания.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Учитывая диспозицию ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является, в том числе законность предписания, выданного органом государственного надзора. Предписание должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, требования предписания должны быть обоснованными и реально исполнимыми.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что часть пунктов предписания, выданного Ростехнадзором 19 апреля 2021 года была исполнена администрацией Чернопенского сельского поселения, что было отмечено административным органом в акте внеплановой проверки от 10 декабря 2021 года. Кроме того, привлеченное юридическое лицо отчитывалось перед Ростехнадзором о действиях, произведенных для исполнения оставшихся пунктов предписания, так во исполнение пунктов 5,6,7,8,9,10 администрацией Чернопенского сельского поселения 03 августа 2021 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по реконструкции гидротехнического сооружения – берегоукрепления, протяженностью 1000 м, расположенного по адресу: (адрес) судового хода со сроком его исполнения не позднее 10 декабря 2021 года. Кроме того, вопреки постановлению о привлечении к административной ответственности, п. 2 Предписания, предполагающий проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения, администрацией Чернопенского сельского поселения был исполнен, в материалы дела представлены акты обследования гидротехнического сооружения, проведенного 25 марта 2021 года, 28 мая 2021 года, 03 сентября 2021 года, 29 октября 2021 года. Представитель административного органа в судебные заседания по рассматриваемой жалобе не явился, дополнительных доказательств по неисполнению указанного пункта Предписания не представил, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения суд толкует в пользу привлекаемого лица и полагает необходимым исключить из объема обвинения неисполнение п. 2 Предписания.

Судом учитывается также, что дважды администрация Чернопенского сельского поселения ходатайствовала о продлении сроков исполнения предписания, первое ходатайство было удовлетворено, второе – оставлено без удовлетворения по формальным основаниям. При этом в повторном ходатайстве о переносе сроков исполнения предписания указан перечень мероприятий, направленных на исполнение предписания, а также на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения до устранения нарушений, указанных в предписании, приведены причины невозможности исполнения пунктов предписания в срок в связи с отсутствием соответствующего финансирования.

При этом при вынесении постановления о назначении административного наказания административным органом не учтены положения ч. 2.9 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» о том, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. Так, для выполнения предписания администрации Чернопенского сельского поселения необходимо было совершить совокупность действий по размещению заказов на поставки работ и услуг, заключив муниципальные контракты в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует временных и финансовых затрат. Из материалов дела следует, что соответствующий муниципальный контракт был заключен администрацией 03 августа 2021 года, его полное исполнение требует получения положительного заключения экспертизы подготовленной проектно-сметной документации, что также включает в себя временные затраты на ее корректировку, устранение выявленных недостатков, что фактически от заказчика не зависит. Кроме того, судом учитывается, что администрацией были предприняты действия, направленные на включение ее в федеральную программу и выделение денежных средств для проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения, расчет размера вреда в результате аварии, разработки правил эксплуатации гидротехнического сооружения, проведения комплексного анализа с оценкой устойчивости и эксплуатационной надежности один раз в 5 лет. В настоящее время администрацией заключен договор подряда от 14 февраля 2022 года, предметом которого является разработка декларации безопасности гидротехнического сооружения в составе проектной документации «Реконструкция гидротехнического сооружения – берегоукрепления», а также получение положительного заключения по проекту ««Реконструкция гидротехнического сооружения – берегоукрепления», корректируются недостатки уже подготовленной проектной документации и результаты работ инженерных изысканий по объекту: «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по реконструкции гидротехнического сооружения – берегоукрепления».

С учетом изложенного неисполнение в установленный срок ряда пунктов предписания об устранении выявленных в ходе проведенной проверки нарушений в сфере безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений в отношении гидротехнического сооружения – берегоукрепления в (адрес), обусловлено необходимостью проведения закупочных работ, разработки проектной документации, проведением экспертиз, выделением соответствующего финансирования, которое в силу значительной стоимости, дефицита не может быть осуществлено за счет средств местного бюджета. Фактически срок, указанный в Предписании, изначально был установлен без учета вышеуказанных обстоятельств. Суд находит заслуживающими внимания доводы представителя привлеченного лица о том, что все необходимые действия, направленные на выполнение вышеуказанных мероприятий администрация Чернопенского сельского поселения выполнила, подтверждающие документы представлены в материалы дела, также они направлялись в административный орган.

Таким образом, суд полагает, что к моменту истечения срока исполнения предписания администрацией Чернопенского сельского поселения были совершены все возможные действия, направленные на устранение нарушений.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом существа неисполненных пунктов предписания, выполнение которых связано со значительными временными и финансовыми затратами, напрямую зависит от своевременности исполнения соответствующих работ подрядчиком, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации Чернопенского сельского поселения во вменяемом административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района удовлетворить, постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидростроительными сооружениями Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 № 5.1-Пс/0191-1174вп-2021 от 16 декабря 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.Г. Спивак