ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/2021УИД420003-01-2021-000445-60 от 24.06.2021 Березовского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-37/2021 УИД 42RS0003-01-2021-000445-60

РЕШЕНИЕ

г. Берёзовский 24 июня 2021 года

Судья Берёзовского городского суда Кемеровской области Бигеза Е.Л.,

рассмотрев в порядке пересмотра дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица ФИО1 на постановление от 17.03.2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4500 рублей ФИО1 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, женатого, управляющего директора ПАО «ЦОФ «Березовская», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, несудимого, к административной ответственности в течение года не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда Кемеровской области ФИО3 от 17 марта 2021 года управляющий директор ПАО «ЦОФ Березовская» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КРФ об АП и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4500 рублей.

На вышеуказанное постановление управляющим директором ПАО «ЦОФ Березовская» ФИО1 подана жалоба, которая обоснована тем, что Постановлением Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли от 29.10.2020 в отношении него - Управляющего директора ПАО «ЦОФ «Березовская» (далее также - заявитель) возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением Главного государственного инспектора труда ФИО3 от 17.11.2020 о назначении административного наказания он как Управляющий директор ПАО «ЦОФ «Березовская» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4 500 руб.

Указанное постановление должностного лица обжаловано им в Березовский городской суд Кемеровской области.

Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 30.12.2020 по делу №№ его жалоба удовлетворена частично, постановление должностного лица отменено, дело возвращено должностному лицу на новое рассмотрение.

По результатам нового рассмотрения дела постановлением Заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 от 17.03.2021 о назначении административного наказания он признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4 500 руб.

Считает Постановление от 17.03.2021 о назначении административного наказания незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

По мнению должностного лица административного органа, он, как управляющий директор, в нарушение требований пункта 4.6.5 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская» (ПСУПБиОТ 1-55/18) не провел в 2020 году 18 проверок (по две проверки в месяц).

Указанный вывод должностного лица административного органа не соответствует действительности.

В пункте 4.3.1 Положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда ПАО «ЦОФ Березовская» ПСУПБиОТ 1-55/18 приведена структура системы управления охраной труда.

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в ПАО «ЦОФ Березовская» осуществляется управляющим директором с использованием уровней управления.

Организационная структура управления ОТ ПАО «ЦОФ Березовская» включает в себя три управления.

Общее руководство осуществляется управляющим директором ПАО «ЦОФ Березовская».

На предприятии принята трехуровневая структура управления и контроля в области охраны труда:

а) Первый уровень управления (контроля) - управляющий директор предприятия, главный инженер - первый заместитель управляющего директора, служба ОТ и ПК, главные специалисты - обеспечивают выполнение требований охраны труда в целом;

б) Второй уровень управления (контроля) - руководители структурных подразделений, их заместители, механики - обеспечивают выполнение требований охраны труда в соответствующих подразделениях;

в) Третий уровень управления (контроля) - мастера, бригадиры, звеньевые, уполномоченные по охране труда - обеспечивают выполнение требований охраны труда на объектах и рабочих местах в своей смене, бригаде, звене.

Аналогичные положения закреплены в пункте 4.6.3 Положения, согласно которому на предприятии принята трехступенчатая система контроля состояния условий и охраны труда:

1.первая ступень контроля - уровень предприятия, в процессе участвует управляющий директор предприятия, главный инженер - первый заместитель управляющего директора, заместители главного инженера, главные специалисты по соответствующим направлениям
деятельности - обеспечивают выполнение требований охраны труда по предприятию в целом;

2.вторая ступень контроля - уровень производственного цеха (участка), в процессе участвует руководители структурных подразделений, их заместители, механики – обеспечивают выполнение требований охраны труда в соответствующих подразделениях;

3.третья ступень контроля - мастера, бригадиры, звеньевые, уполномоченные по охране
труда - обеспечивают выполнение требований охраны труда на объектах и рабочих местах в своей
смене, бригаде, звене,

Первый уровень управления (контроля) в области охраны труда включает не только управляющего директора предприятия и главного инженера, но и заместителей главного инженера, главных специалистов по соответствующим направлениям деятельности.

Согласно пункту 4.6.4 Положения, результаты первой ступени контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта проверки, экземпляр которого направляется лицу, ответственному за безопасное состояние рабочих мест, либо выявленные нарушения записываются в журнал проверок с указанием сроков и мероприятий по устранению несоответствий.

В целях соблюдения требований нормативных актов РФ в области охраны труда, пожарной безопасности, организации и осуществления производственного контроля на опасных производственных объектах ПАО «ЦОФ «Березовская» в 2020 году, управляющим директором издан приказ по предприятию от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году», пунктом 1 которого утверждены следующие документы:

1.План работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, а также мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах ПАО «ЦОФ «Березовская» на 2020 год (Приложение № 1 к приказу);

2.План мероприятий по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, охраны труда и пожарной безопасности на объектах ПАО «ЦОФ «Березовская» на 2020 год (Приложение № 2 к приказу);

3.График комплексных обследований безопасных и здоровых условий труда, а также обследований опасных производственных объектов в цехах и на участках фабрики на 2020 год (Приложение № 3 к приказу).

Пунктом 2 указанного приказа главным специалистам, руководителям служб, отделов, подразделений приказано обеспечить выполнение мероприятий, указанных в Приложениях №№ 1-3.

В разделе 15 Приложения № 2 закреплено обследование опасных производственных объектов по маршрутам 1-10 со следующим закреплением:

Маршрут 1 - Главный технолог;

Маршрут 2 - Зам. главного инженера по ОТ и ПК;

Маршрут 3 - Главный механик;

Маршрут 4 - Главный энергетик;

Маршрут 5 - Гидротехник;

Маршрут 6 - Главный специалист по кап. строительству;

Маршрут 7 - Инженер по ПК;

Маршрут 8 - Специалист по ПК;

Маршрут 9 - Зам. главного инженера по производству;

Маршрут 10 - Старший механик.

По каждому маршруту в столбце «Документ, в котором регистрируются результаты проверки (периодичность)» отражена следующая информация - Журнал проверок ОПО по маршрутам: не реже 2 раз в месяц.

Приведенный состав должностных лиц соответствует первому уровню управления (контроля), закрепленному в пунктах 4.3.1 и 4.6.3 Положения.

Периодичность маршрутных проверок (не реже 2 раз в месяц) соответствует периодичности первой ступени контроля, закреплённой в пункте 4.6.5 Положения.

Таким образом, исполнение требований Положения о проведении контроля в области охраны труда должностными лицами Общества первого уровня управления (контроля) с периодичностью не реже двух раз в месяц реализуется через проведение обследований опасных производственных объектов по маршрутам 1-10, закрепленным в разделе 15 Приложения № 2 к приказу от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году».

Кроме того, должностные лица первого уровня управления (контроля) проводят комплексные обследования безопасных и здоровых условий труда, обследования опасных производственных объектов в цехах и на участках фабрики по графику, закрепленному в Приложении № 3 к приказу от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году».

Фактическое выполнение требований о маршрутном контроле подтверждается записями в Журнале проверок опасных производственных объектов по маршрутам ПАО «ЦОФ «Березовская», согласно которому за январь-сентябрь 2020 года (проверяемый период) должностными лицами Общества первого уровня управления (контроля) проведено: январь – 18 проверок, февраль – 20 проверок, март – 20 проверок, апрель 0 18 проверок, май – 20 проверок, июнь – 21 проверка, июль – 19 проверок, август – 20 проверок, сентябрь -20 проверок.

Фактическое выполнение должностными лицами Общества первого уровня управления (контроля) контрольных мероприятий по Приложению № 3 к приказу от 26.12.2019 № 387 «О мерах по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в 2020 году» (График комплексных обследований безопасных и здоровых условий труда, а также обследований опасных производственных объектов в цехах и на участках фабрики на 2020 год) подтверждается актами и отчетами, составленными по результатам проведения комплексных и целевых проверок за февраль-сентябрь 2020 года (копии прилагаются к настоящей жалобе).

Таким образом, контрольные мероприятия, предусмотренные действующей в Обществе системой управления охраной труда, выполняются должностными лицами первого уровня управления (контроля) в полном объеме.

Несоответствие системы управления охраной труда ПАО «ЦОФ «Березовская» действующему законодательству контролирующими органами не установлено.

В судебное заседание должностное лицо управляющий директор ПАО «ЦОФ Березовская» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Государственный инспектор труда в Кемеровской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы,исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 5.27.1 КРФ об АП Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

В силу п. 4.1 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: …4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Как установлено из материалов дела, 15.10.2020 при проведении проверки Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли проведена проверка исполнения законодательства по вопросам труда и об охране труда в ПАО «Центральная обогатительная фабрика «Березовская», выявлены следующие нарушения:

- абзаца 11 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которым, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

- пунктов 3, 4, 5 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, согласно которому, эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации(руководителем обособленного подразделения юридического лица); Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- абзаца 3 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда.

Поскольку в действиях управляющего директора ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» ФИО1 были установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение законодательства о труде и об охране труда, Кемеровским межрайонным прокурором по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли 29.10.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

Заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 17.03.2021 вынесено постановление , которым управляющий директор ПАО «ЦОФ Березовская» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4500 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, управляющий директор ПАО «ЦОФ Березовская» ФИО1, ответственный за осуществлением контроля функционирования системы управления охраны труда на первом уровне по обеспечению выполнения требований охраны труда в целом на предприятии, в 2020 году не провел 18 проверок соблюдения требований охраны труда.

Согласно данному постановлению указанные факты являются нарушением следующих норм законодательства:

- абзаца 11 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с которым, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный
контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

- части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

- пунктов 3, 4, 5 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, согласно которому, эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица); Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий; Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- абзаца 3 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда.

25.10.2018 управляющим директором ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» утверждено положение о единой системе управления промышленной безопасности и охраны труда ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская».

Пунктом 4.6.3 Положения определено, что за первый уровень управления (контроля) отвечает управляющий директор, главный инженер.

В соответствии с пунктом 4.3.1 положения о единой системе управления промышленной безопасности и охраны труда ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская», распределение обязанностей в сфере охране труда между должностными лицами осуществляется управляющим директором с использованием уровней управления.

Организационная структура управления включает в себя три уровня управления.

В связи с чем первый уровень управления контролирует управляющий директор.

В соответствии с пунктом 4.6.5 Положения о единой системе управления промышленной безопасности и охраны труда ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская», периодичность контроля устанавливается по первому уровню не реже двух раз в месяц.

Однако в нарушение Положения управляющий директор как ответственный за осуществления контроля функционирования системы управления охраны труда на первом уровне по обеспечению выполнения требований охраны труда в целом на предприятии в 2020 году не провел ни одной проверки соблюдения требований охраны труда, т.е. не провел 18 проверок (стр. 10 справки Прокурора от 30.10.2020), что является нарушением охраны труда ст. 8 Трудового кодекса РФ, статьи 22 ТК РФ и статьи 212 ТК РФ.

Так согласно ст. 8 работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с пунктом 54 Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 №44037) работодателем согласно Приказу разработан и принят локально-нормативный акт Положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда (ПСУПБиОТ 1-55/18 от 25.10.2018), утвержденное приказом №289 от 24.12.2018, данный документ является действующим, в связи с чем новый управляющий директор ФИО1 обязан соблюдать согласно ст.8, ст.22 Трудового кодекса РФ нормативный акт.

Так как в соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Обязанности по обеспечению возлагаются на работодателя согласно договору передачи доверенности в период действия локального акта работодателем является управляющий директор ФИО1

Абзацем 3 части 2 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда.

В соответствии с пунктом 15.2 Устава ПАО Центральная обогатительная фабрика «Березовская», к компетенции управляющий директор относятся все вопросы руководства текущей деятельности общества.

В соответствии с пунктом 15.2.3 устава ПАО Центральная обогатительная фабрика Березовская», управляющий директор утверждает штат, заключает трудовые договора.

Следовательно, в действиях управляющего директора АО Центральная обогатительная фабрика «Березовская» ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства о труде и об охране труда.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что управляющим директором ПАО «ЦОФ Березовская» ФИО1 приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства и локальных нормативных актов в области промышленной безопасности.

ФИО1 не представлено документов, подтверждающих, что в течение 2020 года он проводил проверки соблюдения требований охраны труда.

С учетом изложенного, заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного ему административного правонарушения, его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку в нарушение Положения управляющий директор как ответственный за осуществления контроля функционирования системы управления охраны труда на первом уровне по обеспечению выполнения требований охраны труда в целом на предприятии в 2020 году не провел ни одной проверки соблюдения требований охраны труда, т.е. не провел 18 проверок, что является нарушением охраны труда ст. 8 Трудового кодекса РФ, статьи 22 ТК РФ и статьи 212 ТК РФ.

В оспариваемом постановлении в полном объеме указаны установленные по делу обстоятельства, в том числе надлежащим образом описано событие административного правонарушения. При этом дело рассмотрено в пределах срока привлечения к административной ответственности по данной категории дел, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Наказание ФИО1 назначено справедливое, с учетом характера совершенного правонарушения, в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.

В связи с чем, оснований для отмены либо изменения постановления заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 от 17.03.2021 , не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО3 от 17.03.2021 не имеется, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - управляющего директора ПАО «ЦОФ Березовская» ФИО1 ФИО5 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья - Е.Л.Бигеза