ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/2022 от 15.06.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Романов С.А. Дело № 21-369/2022

(номер дела в суде первой

инстанции дело № 12-37/2022)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу законного представителя Государственного бюджетного утверждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» - Кузина И.А. на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Литвиненко Е.А. от 25 октября 2021 года, решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Писляк В.Г. от 17 ноября 2021 года и на решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Государственного бюджетного утверждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Литвиненко Е.А. от 25.10.2021 года юридическое лицо - ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

На данное постановление должностного лица законный представитель ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» - Кузин И.А. подал жалобу в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя.

Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Писляк В.Г. от 17.11.2021 года жалоба законного представителя ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» - Кузина И.А. оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление – без изменения.

На данное постановление и решение должностных лиц законный представитель ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» - Кузин И.А. подал жалобу в Нахимовский районный суд города Севастополя.

Решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25.03.2022 г. оспариваемое постановление изменено, снижен размер административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей. Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Писляк В.Г. – оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными постановлением и решением должностных лиц и решением суда, законный представитель ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» - Кузин И.А. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконными и отменить состоявшийся судебный акт, постановление о назначении административного наказания и решение по жалобе на постановление, а производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что расходы на содержание земельного участка с кадастровым номером включены в состав государственного задания ГБУ «ССПД г. Севастополя». Государственное задание ГБУ «ССПД г. Севастополя» опубликовано на официальном сайте для размещения информации об учреждениях https://bus.gov.ru/ и было доступно как суду, так и административному органу. В соответствии с текстом указанного государственного задания такой вид расходов как содержание земельного участка, который не является кладбищем, не предусмотрен, при этом о завозе грунта, исходя из письма от 16.08.2021 года , органу, который выдает государственное задание бюджетному учреждению (Департаменту городского хозяйства города Севастополя) стало известно еще в августе 2021 года. Земельный участок не включен в Реестр кладбищ города Севастополя (утв. Постановлением Правительства Севастополя от 03.07.2015 № 585-ПП), на нем отсутствуют захоронения, т.е. кладбищем он не является. Таким образом, не имеется возможности установить ограждение земельного участка или произвести вывоз с его территории грунта, завезенного третьими лицами. Формальное закрепление за бюджетным учреждением земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования без возможности его содержания, не свидетельствует о наличии возможности не допустить нарушений, предусмотренных ч. 2. ст. 8.7. КоАП РФ.

Административный орган и районный суд не исследовали устав бюджетного учреждения и трудовой договор, на предмет наличия полномочий по прекращению деятельности третьих лиц по завозу грунта на территорию земельного участка с кадастровым номером . В рамках возможностей учреждением предпринимались меры по прекращению действий третьих лиц. Севприроднадзор провел проверку и привлек к административной ответственности два физических лица не имеющих отношения к бюджетному учреждению.

В соответствии с текстом постановления о назначении административного наказания бюджетному учреждению вменяется нарушение п. 2, 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 34. п. 1,2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ст. 13.4. ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако, ни суд, ни административный орган не указывают какие конкретные действия бюджетное учреждение обязано было совершить или от каких действий воздержаться в рассматриваемом случае.

Фактически, бюджетному учреждению вменяются в вину действия третьих лиц по завозу грунта на земельный участок, которые оно не могло пресечь.

Таким образом, ни административный орган, ни суд первой инстанции не установили в чем выражается деяние, в рамках объективной стороны состава административного правонарушения указанного в ч. 2 ст. 8.7 КоАП, и соответственно не установили причинно-следственную связь между деянием и вредными последствиями.

Согласно видеозаписям отбора проб от 06.09.2021 года, которые имеются в материалах дела об административном правонарушении, имеются допущенные административным органом нарушения. На видео не зафиксирован процесс упаковки и опечатывания объединенных проб и фоновой пробы.

В соответствии с паспортом проб, который является приложением к акту отбора проб ГБУ Севастополя «Экоцентр» от 06.09.2021 года № 59-П-21 с участка № 1 бралась объединенная проба, с участка № 2 бралась объединенная проба. Разделить результаты анализа зафиксированных на видео случаев отбора проб и случаев не зафиксированных в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ невозможно.

Указанные обстоятельства позволяют обосновано усомниться в результатах химического анализа состава почвы на загрязнение, указанных в протоколе лабораторных испытаний от 21.09.2021 года 59-П-21, выполненных ГБУ Севастополя «Экоцентр».

На приложенной схеме границ загрязненной территории, выполненной ООО «Реал», земля города или границы земельного участка с кадастровым номером , не обозначены, отсутствует информация о месте взятия проб сотрудниками ФГБУ «Черноморо-азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море».

Отсутствие надлежащей видеофиксации отбора проб, невозможность отделить объединенные пробы почвы, взятые на земельном участке с кадастровым номером , от проб, взятых на земле города, нарушения процессуального законодательства при составлении протокола взятия проб и образцов от 06.09.2021 года № 252/11-2021-ПО, нарушения при биотестировании проб, свидетельствуют о том, что указанный протокол отбора проб, протокол лабораторных испытаний отобранных проб от 21.09.2021 года № 59-П-21 (ГБУ города Севастополя «Экологический центр»), протоколы испытаний (измерений) от 21.09.2021 № 1216, 1217, 1215, 1214 не являются надлежащими доказательствами по делу.

Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании должностное лицо – Литвиненко Е.А. и представитель государственного органа – Куку А.Т. возражали против удовлетворения жалобы, полагая вынесенное постановление и принятое решение суда законными и обоснованными.

Юридическое лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ послужило то, что 18.08.2021 года в 11 часов 30 минут зафиксирована масштабная планировка отходами грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, коричневого цвета и белого цвета, с вкраплениями лома железобетонных изделий, лома бетона, отходов тары и упаковки из полиэтилена, утративших потребительские свойства, растительных остатков на территории в районе кладбища на Северной стороне с географическими координатами 44.638485, 33.600230 на земельном участке с кадастровым номером .

Правообладатель земельного участка с кадастровым номером (, кладбище «» 4 очередь, участок ) ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» не выполнены установленные требования п. 2, п. 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, п.1 ст.34, п.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв, предотвращению процессов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и ухудшающих качественное состояние земель, а именно: допущение сброса и хранения (оставления) отходов вне специальных мест, в том числе, на почве без укрытия от воздействия атмосферных осадков и ветров, обеспечение их сбора и вывоза, что находится в причинной связи с ухудшением качества земель и почвы, как важнейших компонентов окружающей среды и природных ресурсов, наличие на участке несанкционированной свалки отходов в совокупности с концентрацией содержащихся в них загрязняющих веществ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Литвиненко Е.А. № 378/11/2021 от 25.10.2021 года юридическое лицо - ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Писляк В.Г. от 17.11.2021 года жалоба законного представителя ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» - Кузина И.А. оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление – без изменения.

Решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25.03.2022 г. оспариваемое постановление изменено, снижен размер административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей. Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Писляк В.Г. – оставлено без изменения. Оставляя оспариваемое постановление без изменения, судья районного суда пришел к выводу, что при вынесении постановления должностное лицо, вопреки доводов жалобы, не было установлено нарушений норм процессуального и материального права, которое оставлено без изменения решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Данные вывода суда, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, при их проверке, являются аналогичными, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом на момент совершения административного правонарушения всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, юридическим лицом не представлено.

Должностными лицами всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства по делу, оценены представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и сделан правильный вывод о том, что выявленное нарушение свидетельствуют о нарушении юридическим лицом – ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» требований в области охраны окружающей среды и природопользования, а, следовательно, о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.

Действия юридического лица ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина юридического лица ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления и решения должностного лица, а также судебного акта, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя материалы дела не содержат.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, решения должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.5, ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, прекращения производства по делу в силу ст. 24.5 КоАП РФ, судом второй инстанции не установлено.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -

решил:

постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Литвиненко Е.А. от 25 октября 2021 года, решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Писляк В.Г. от 17 ноября 2021 года и решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 марта 2022 года оставить без изменения, а жалобу законного представителя Государственного бюджетного утверждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» - Кузина И.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья С.Н. Исаев