ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/2022 от 20.07.2022 Манского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-37/2022

24RS0034-01-2022-000390-18

Р Е Ш Е Н И Е

20 июля 2022 года с. Шалинское

Красноярского края

Судья Манского районного суда Красноярского края Тыченко С.В,

с участием

главы администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края - ФИО1,

старшего инспектора отдела НД и РП государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе главы администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края на постановление №319/326 от 14.06.2022 г. заместителя главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору №319/326 от 14.06.2022 г., глава администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края ФИО1 признан виновным по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15100 рублей за то, что в ходе проверки 03.06.2022 года в 13 часов 00 мин непосредственно выявлены нарушения требований: Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09 2020 г. № 1479 «О противопожарном режиме» (ППР в РФ), в условиях особого противопожарного режима установленного постановлением Правительства Красноярского края от 12.04.2022 № 276-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований», а именно: отсутствует минерализованная полоса вокруг населенного пункта - , шириной не менее 10 (п. 63 ППР в РФ), отсутствует минерализованная полоса вокруг населенного пункта - д. Правый, шириной не менее 10 (п. 63 ППР в РФ), отсутствует минерализованная полоса вокруг населенного пункта - , шириной не менее 10 (п. 63 ППР в РФ), отсутствует минерализованная полоса вокруг населенного пункта - , шириной не менее 10 (п. 63 ППР в РФ), отсутствует минерализованная полоса вокруг населенного пункта - , шириной не менее 10 (п. 63 ППР в РФ), отсутствует минерализованная полоса вокруг населенного пункта - д. Новосельск, шириной не менее 10 (п. 63 ППР в РФ).

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, глава администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края ФИО1 подал на него жалобу, в которой просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору ФИО3 №319/326 от 14.06.2022, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30 декабря 2021 г. N 1000-п, вступившего в законную силу с 01.01.2022. населенные пункты . отнесены к населенным пунктам подверженным лесным пожарам. В соответствии с требованиями п. 70 ППР в РФ: «в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером», что было выполнено. Кроме этого, выполнить опашку населенного пункта, прилегающего к лесу физически невозможно без вырубания лесного фонда вглубь леса не менее 10 метров. Что является нарушением лесного законодательства, за незаконное уничтожение леса законодательством предусмотрена административная или уголовная ответственность. В постановлении указаны следующие нарушения, а именно: в (с южной стороны ) не обеспечена очистка от сухой растительности, в том числе под опорой линий электропередачи (п. 67 ППР в РФ), в северных частях д. Самарка и д. Сорокино отсутствуют минерализованные полосы. Согласно требованиям, п. 67 ППР в РФ очистку земельных участков должны производить правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков). Камарчагский сельсовет не является правообладателем земельных участков указанных в постановлении - (с южной стороны ), в том числе под опорой линий электропередачи. П. 63 ППР в РФ, являющийся обоснованием нарушений по минерализованным полосам, меняемых надзорным органом, по смыслу текста вменяется в том случае когда осуществляется дожигание сухой растительности вокруг населенного пункта. Между тем провести выжигание сухой растительности вокруг населенных пунктов не возможно.

В судебном заседании глава администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края ФИО1 поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель административного органа, чье постановление обжалуется, старший инспектор отдела НД и РП государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору ФИО2 полагает постановлением №319/326 от 14.06.2022 г. заместителя главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Диспозицией ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействия, указанные в ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994, года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как указано в ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются, помимо Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами (ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Исходя из положений ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в РФ" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо пришло к выводу о выявлении нарушений положений пункта 63 ППР в РФ, который предусматривает выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что: участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта защиты; территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,5 метра; на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не введен особый противопожарный режим; лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, постоянно находятся на месте проведения работ по выжиганию и обеспечены первичными средствами пожаротушения. Принятие решения о проведении выжигания сухой травянистой растительности и определение лиц, ответственных за выжигание, осуществляются руководителем организации, осуществляющей деятельность на соответствующей территории. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Выжигание лесных горючих материалов осуществляется в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах, установленными Правительством Российской Федерации. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

Между тем, из нормы пункта 63 ППР в РФ, вышеописанного состава нарушения, вменяемых главе администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края невозможно уяснить их существо, материалы дела не содержат доказательств того, что глава сельсовета планировал производить выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может проводиться в безветренную погоду при условии, что: участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не менее 50 метров. Не представлены сведения и позволяющие идентифицировать земельные участки, на которых выявлено нарушение, не указано расстояние от населенного пункта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от 03.06.2022 №326, не содержит указания на место и время совершения административного правонарушения, в протоколе не конкретизировано место выявленных нарушений, не отражены географические координаты местоположения данных нарушений.

Материалы настоящего дела не содержат доказательств выявленного нарушения (минерализованная полоса шириной менее 10 метров), при том положении, что глава сельсовета оспаривает факт установления такового.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что материалы дела, в том числе акт проверки, не дают надлежащего представления о методе и средствах измерения, с помощью которых получены сведения о несоответствии ширины минерализованные полосы требованиям существующих правил и норм. Также из оспариваемого предписания невозможно установить фактическую ширину минерализованной полосы и фактического расположения на земельном участке.

При таких обстоятельствах судья районного суда приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении от 03.06.2022 №326 является недопустимым доказательством совершения главой администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края.

Согласно представленным сведениям главы администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края минерализованная полоса выполнена администрацией сельсовета, согласно заключенному муниципальному контракту (л.д.11-23).

Также требования, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Между тем выполнить опашку населенного пункта не менее 10 метров, прилегающего к лесу физически невозможно без вырубания лесного фонда вглубь леса. Что является нарушением лесного законодательства, за незаконное уничтожение леса законодательством предусмотрена административная или уголовная ответственность. Указанные обстоятельства не оспариваются и представителем НД и РП государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору.

Санкция ч.2 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Постановлением №319/326 от 14.06.2022 г. заместителя главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору, глава администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края ФИО1 по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и назначено, административное наказание в виде штрафа в размере 15100 рублей (л.д.38-140).

Учитывая то, что размер административного штрафа, подлежащего назначению главы администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края ФИО1 по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составил менее 30 000 тысяч рублей, у должностного отсутствовали правовые основания для его назначения в размере, не предусмотренном санкцией указанной статьи.

Таким образом, заместитель главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору при назначении наказания неправильно применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлекаемому лицу назначено наказание, не предусмотренное санкцией части 2 статьи 20.4 названного Кодекса.

Указанное нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход дела.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств совершения главой администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, также при рассмотрении дела нарушены процессуальные требования КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу главы администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края на постановление заместителя главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору №319/326 от 14.06.2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ – удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Березовского и Манского районов Красноярского края по пожарному надзору №319/326 от 14.06.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении главы администрации Камарчагского сельсовета Манского района ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Манский районный суд.

Судья Тыченко С.В