ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-37/2023 от 06.12.2023 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

УИД 60RS0025-01-2023-000652-86

Р Е Ш Е Н И Е Дело № 12-37/2023

06 декабря 2023 г. п. Струги Красные

Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Карповой М.В.,

при секретаре Халдиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Абиогрупп» на постановление от 06.10.2023 г., вынесенное государственным инспектором ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.3 ч. 1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 06.10.2023 г., вынесенным государственным инспектором ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1, АО «Абиогрупп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Из постановления следует, что АО «Абиогрупп» в нарушение требований части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон) допустило 23.09.2023 г. в 12:26:21 по адресу: 246 км. 0 м. автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт- Петербург - Псков - Пустошка - Невель — граница с Республикой Беларусь, Псковская область, движение принадлежащего Обществу транспортного средства марки «БЕЗ МАРКИ 659013 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПРОЧЕЕ», государственный регистрационный знак ; далее - Автомобиль) массой свыше 12 тонн без внесения оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Место совершения правонарушения 246 км. 0 м. автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 находится на территории Стругокрасненского района Псковской области и относится к подсудности Стругокрасненского районного суда Псковской области.

Указанное Постановление получено АО «Абиогрупп» 16.10.2023 г. посредством почтовой связи.

Не согласившись с данным постановлением АО «Абиогрупп» обратилось с жалобой в суд.

В обосновании жалобы АО « Абиогрупп» указывает, что согласно части 1 статьи 31.1 Закона, движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Исходя из утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. № 504 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее Правила), плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута вносит владелец (собственник) транспортного средства, используя на выбор один из вариантов расчета платы: использование бортового устройства или оформление разовой маршрутной карты. Обязанность по регистрации транспортного средства в реестре системы взимания платы лежит на собственнике транспортного средства.

Согласно п. 12 (б) данных Правил - движением без внесения платы считается движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.

Часть 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность для владельца (собственника) за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.

Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р Росавтодору поручено заключить концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с обществом с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы".

Размер платы в счет возмещения вреда и порядок ее взимания согласно пункту 8 статьи 31.1 Закона устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства от 14.06.2013 № 504 утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, согласно которому полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы возлагаются на оператора (индивидуального предпринимателя или юридическое лицо), который в этих целях осуществляет, в частности, регистрацию транспортных средств в системе взимания платы, перечисляет внесенные собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы денежные средства в доход федерального бюджета, предоставляет на безвозмездной основе бортовое устройство, ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, предоставляет ему необходимую информацию (пункты 2, 5 и 6).

Наделение оператора правом взимания платы, согласно предписаниям пунктов 6 и 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504, не предполагает наличие у него каких-либо возможностей распоряжаться внесенными плательщиками денежными средствами, кроме как перечислять их в полном объеме в федеральный бюджет, а также - в установленных нормативными актами случаях - возвращать плательщику, и, соответственно, не допускается использование оператором этих денежных средств для иных целей, что согласуется с конституционно-правовой характеристикой данной платы как обязательного неналогового платежа в бюджет.

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", распоряжением Правительства Российской Федерации 29.08.2014 N 1662-р "О заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» осуществляет функции оператора Системы "Платон" и обеспечивает ее полный цикл: проектирование, создание и запуск, эксплуатацию и модернизацию.

Между Ространснадзором, Росавтодором и ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" заключено соглашение о взаимодействии от 21.07.2016 года N 7.2.13-95, которым, в том числе, определен состав и порядок обмена информации, передаваемой при осуществлении взаимодействия между Ространснадзором и ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" в электронном виде в целях обеспечения функционирования Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений по ст. 12.21.3 КоАП Р-23 при организации движения, принадлежащего Обществу транспортного средства (г.р.з. ).

По мнению заявителя, указанные доводы административного органа являются бездоказательными и опровергаются сведениями, размещенными в личном кабинете Общества в системе «Платон».

Согласно прилагаемому скриншоту личного кабинета АО «Абиогрупп» в системе «Платон» (раздел «Действующие расчетные записи») 23.09.2023 в отношении Автомобиля с государственным регистрационным знаком производились и начисления, и списания обозначенной выше платы при движении по федеральным трассам, что свидетельствует о наличии и работоспособности бортового устройства Автомобиля.

Как следует из детализации операций по расчетной записи в отношении Автомобиля Общества из личного кабинета АО «Абиогрупп» в системе «Платон», начисление и списание платы 23.09.2023 по бортовому устройству Автомобиля также происходило.

Поэтому заявитель по жалобе считает, что Обществом соблюдены установленные требования закона по обеспечению внесения платы, наличию на Автомобиле работоспособного бортового устройства.

Вменяемые ЦАФАП Центрального МУГАДН обстоятельства могли быть вызваны программно-техническим сбоем в работе ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» по обмену информацией, передаваемой при осуществлении взаимодействия между Ространснадзором и ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" в электронном виде в целях обеспечения функционирования Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений по ст. 12.21.3 КоАП России.

Однако, Общество, не являясь оператором системы «Платон», не уполномочено проводить обозначенные проверочные мероприятия, а ЦАФАП Центрального МУГАДН в рамках производства по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Общества было обязано выяснить все обстоятельства происшествия для правильной и полной квалификации деяний Общества, чего сделано не было, что нарушает требования части 1 статьи 1.5 КоАП РФ.

АО «Абиогрупп» просит постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 06.10.2023 государственным инспектором ЦАФАП Центрального МУГАДН ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель АО «Абиогрупп» жалобу поддержал, пояснил суду вышеизложенное.

В судебное заседание представитель ЦАФАП МТУ Ространснадзора не явился, о слушании дела извещен должным образом.

Выслушав представителя АО «Абиогрупп», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 12.21.3. КоАП РФ, движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 31.1 Закона движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее Правила), плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута вносит владелец (собственник) транспортного средства, используя на выбор один из вариантов расчета платы: использование бортового устройства или оформление разовой маршрутной карты. Обязанность по регистрации транспортного средства в реестре системы взимания платы лежит на собственнике транспортного средства.

Согласно п. 12 (б) Правил - движением без внесения платы считается движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.

Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р Росавтодору поручено заключить концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с обществом с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы".

Размер платы в счет возмещения вреда и порядок ее взимания согласно пункту 8 статьи 31.1 Закона устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства от 14.06.2013 № 504 утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, согласно которому полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы возлагаются на оператора (индивидуального предпринимателя или юридическое лицо), который в этих целях осуществляет, в частности, регистрацию транспортных средств в системе взимания платы, перечисляет внесенные собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы денежные средства в доход федерального бюджета, предоставляет на безвозмездной основе бортовое устройство, ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, предоставляет ему необходимую информацию (пункты 2, 5 и 6).

Наделение оператора правом взимания платы, согласно предписаниям пунктов 6 и 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504, не предполагает наличие у него каких-либо возможностей распоряжаться внесенными плательщиками денежными средствами, кроме как перечислять их в полном объеме в федеральный бюджет, а также - в установленных нормативными актами случаях - возвращать плательщику, и, соответственно, не допускается использование оператором этих денежных средств для иных целей, что согласуется с конституционно-правовой характеристикой данной платы как обязательного неналогового платежа в бюджет.

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", распоряжением Правительства Российской Федерации 29.08.2014 N 1662-р "О заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» осуществляет функции оператора Системы "Платон" и обеспечивает ее полный цикл: проектирование, создание и запуск, эксплуатацию и модернизацию.

Как следует из Постановления от 06.10.2023, вынесенным государственным инспектором ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.3 ч. 1 КоАП РФ, 23.09.2023 в 12:26:21 по адресу: 246 км. 0 м. автомобильной дороги общего пользования федерального значения р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с республикой Беларусь, псковская область, собственник (владелец) транспортного средства марки «БЕЗ МАРКИ 659013 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПРОЧЕЕ» государственный регистрационный знак ), в нарушение требований и. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности», и в соответствии с подп. «а» пункта 12 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504), допустил движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, а именно движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Собственником (владельцем) транспортного средства является АО "Абиогрупп".

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Приведенные в обжалуемом постановлении обстоятельства подтверждаются фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства: комплекс фото видео фиксации СМК идентификатор № ЭМК21-086, свидетельство о поверке № С-СП/02-03-2022/138213786, поверка действительна до 01.03.2024 г..

Материалами дела подтверждается, что транспортное средство без марки 659013 г.р.з. принадлежит на праве собственности АО «Абиогрупп».

Согласно ч. 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение ч. 3 статьи 1.5 КоАП РФ не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 указанного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Из ответа ООО « РТ-ИНВЕСТ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ» ( ООО «РТИТС») от 17.11.2023 г. на запрос суда от 07.11.2023 г., следует, что за транспортным средством г.р.з. с 20.09.2021 г. закреплено бортовое устройство ( договор безвозмездного пользования от 20.03.2016). На момент фиксации 23.09.2023 г. 12:26:21 ( по московскому времени) системой мобильного контроля № Х310 ( географические координаты : Широта: 58 02 05.35, Долгота: 28 54 52.78), расположенной на 246 км. 0 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-23 Санкт-Петербург – сков – Пустошка –Невель – граница с Республикой Беларусь, бортовое устройство , закрепленное за ТС с ГНЗ , не функционировало в штатном режиме, оформленная маршрутная карта отсутствовала. Специалистами Оператора СВП проведен анализ обстоятельств фиксации нарушения, в результате которого установлено: на момент повторной проверки ( 16.11.2023 г.) начисления платы ( списания денежных средств с расчетной записи) по бортовому устройству № за движение ТС с ГРЗ в период с 23.09.2023 г. 12:24:43 – 23.09.2023 г. 12:36:02 отсутствуют. Указанное подтверждается логистическим отчетом ( детализацией движения ТС с ГРЗ за 23.09.2023 г.. Логистический отчет отражает пройденный ТС путь по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при включенном и исправном бортовом устройстве. Начисление платы ( списание денежных средств с расчетной записи) производится в автоматическом режиме на основании данных о пройденном пути, полученных от бортового устройства, которые отражаются в логистическом отчете. В соответствии с п. 8,10, 106, 107 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504, владелец транспортного средства осуществляет контроль за работоспособностью бортового устройства. Установка бортового устройства на транспортное средство и его эксплуатация осуществляется ВТС самостоятельно в соответствии с Правилами, руководством пользователя бортового устройства и договором безвозмездного пользования ( заключенным между ВТС и Оператором СВП). Во время эксплуатации ботового устройства ( в начале движения ТС, во время пути, по окончанию движения) необходимо поддерживать бортовое устройство во включенном и заряженном состоянии, периодически контролировать индикацию бортового устройства, отображающую его функциональное состояние, а также убедиться в отсутствии в кабине транспортного средства источников радиопомех. При выявлении неисправности бортового устройства ВТС необходимо выполнить все действия, предусмотренные вышеуказанными пунктами Правил, в том числе оформить маршрутную карту посредством обращения в колл-цент Оператора СВП ( если неисправность возникла во время движения ТС), а также вернуть бортовое устройство Оператору СВП, обратившись в центр информационной поддержки пользователей «Платон». На момент фиксации проезда ВТС с ГРЗ не сообщал Оператору СВП о неисправности бортового устройства №

Пунктом 12(а) Правил предусмотрено, что движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве ( при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п.10 настоящих Правил, является движением без внесения платы.

Таким образом, на момент фиксации проезда плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за ТС с , не была внесена.

В связи с чем, учитывая вышеизложенное, доводы заявителя о том, что в спорный период производились начисления и списания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за ТС с ГРЗ , суд находит не обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу АО «Абиогрупп» оставить без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении от 06.10.2023 г., вынесенное государственным инспектором ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО ФИО1, которым АО «Абиогрупп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, без изменения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток с момента вручения его копии.

Председательствующий М.В. Карпова