ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38 от 03.02.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья - Иванова Н.А. Дело № 12 - 38

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 03 февраля 2022 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Рыбная компания «Полярное море+» Полищука С.А. на постановление судьи Кольского районного суда Мурманской области от 20 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Кольского районного суда Мурманской области от 20 сентября 2021 года (день изготовления постановления в полном объеме) юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Рыбная компания «Полярное море+» (далее - ООО «РК «Полярное море+», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Общества Полищук С.А. просит постановление судьи изменить, заменив назначенный Обществу административный штраф на предупреждение.

Считает, что Обществом были приняты надлежащие меры в целях «разрыва» цепочки распространения инфекции.

Полагает, что судьей не принято во внимание письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия от 10.03.2020 №02/3853-2020-27, согласно которому применение обеззараживания воздуха носит рекомендательный характер, а именно применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха по возможности.

Просит учесть совокупность принятых и принимаемых Обществом фактических мер и мероприятий, направленных на соблюдение режима повышенной готовности.

В судебное заседание законный представитель Общества, защитник Полищук С.А., представитель административного органа не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно пункту 4.4 СП 3.13597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются в том числе: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.

Подпунктом «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП (в редакции от 21.06.2021, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) в связи с сохранением угрозы распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, подпункта «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9, на территории Мурманской области продлен режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Правила поведения).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.3 Правил поведения (в редакции от 21.06.2021, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить соблюдение воздушно-теплового режима, режима проветривания и обеззараживания воздуха, проведение регулярной уборки и профилактической дезинфекции в помещениях, соблюдение работниками организации правил респираторной гигиены, рекомендаций медицинских работников, минимизацию рисков передачи сезонных респираторных инфекций от одного человека к другому.

Как усматривается из материалов дела, _ _ на основании приказа заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от _ _ * уполномоченными должностными лицами проведено санитарно-эпидемиологическое расследование по установлению причин возникновения случаев инфекционный заболеваний в отношении ООО РК «Полярное море+» в связи с регистрацией 2-х случаев заболевания новой коронавирусной инфекции COVID-19 среди работников данного Общества.

В ходе указанного расследования проведено обследование помещения ООО РК «Полярное море+», расположенного по адресу: ....

При обобщении результатов санитарно-эпидемиологического расследования экспертными заключениями №*, * от _ _ установлено, что деятельность ООО РК «Полярное море+» не соответствует требованиям действующего законодательства. Так, в рабочем цеху - сырьевой участок: участок заморозки субпродуктов, объем помещения составляет 891 м?; бадерное отделение, объем помещения - 540 м?) используются облучатели бактерицидные настенные ОБН 150, в каждом по одной установке (заявленная производительность облучателя для помещений IV категории - 140 м?/час.). Согласно журналу учета работы ламп, указанные лампы используются два раза в день: перед началом работы и в обеденный перерыв в течение одного часа. Таким образом, с учетом объема вышеуказанных помещений установки одного бактерицидного облучателя при его работе в течение одного часа недостаточно для полной дезинфекции помещений цехов.

Из выписки ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности ООО РК «Полярное море+» является переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков (л.д.33-51).

Выявленные нарушения явились основанием для составления _ _ уполномоченным должностным лицом в отношении ООО РК «Полярное море+» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.5-12).

В ходе рассмотрения дела судья районного суда переквалифицировал действия ООО РК «Полярное море+» на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей, что не ухудшило положение юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, и соответствует разъяснениям законодательства, содержащимся в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021 (вопрос 21).

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которым судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ООО РК «Полярное море+» по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно.

Довод жалобы о том, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27, применение обеззараживания воздуха носит рекомендательный характер выводы о виновности Общества во вмененном ему административном правонарушении, не опровергает, поскольку письма, изданные в пределах предоставленных федеральному органу полномочий не являются актами, обладающими нормативными свойствами, а содержащиеся в них разъяснения не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений.

При этом пунктом 4.4 СП 3.13597-20, являющихся обязательными для юридических лиц, прямо указано, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются в том числе: использования организациями и индивидуальными предпринимателями оборудования по обеззараживанию воздуха.

Вопреки доводам жалобы судья районного суда исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, в связи с наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое может повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, не нашел оснований для назначения ООО РК «Полярное море+» административного наказания в виде предупреждения или признания его малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие защитника Общества Полищука С.А. с назначенным Обществу административным наказанием основанием к изменению судебного постановления не является.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии счастью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных административное наказание юридическому лицу назначается в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей названного Кодека, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность.

Установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, законодатель тем самым предоставил возможность в каждом конкретном случае индивидуализировать административное наказание.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Административное наказание в виде административного штрафа ООО РК «Полярное море+» в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей назначено в соответствии с требованиями частей 1, 3, 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не менее половины минимального размера административного штрафа, установленного санкцией для юридических лиц, а также с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.

Оснований для признания указанного наказания несправедливым вследствие его строгости и обстоятельств, которые могли бы повлиять на размер назначенного административного штрафа, но не были учтены при его назначении, не имеется.

В данном случае назначенное ООО РК «Полярное море+» административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости и неотвратимости административной ответственности.

Постановление о назначении ООО РК «Полярное море+» административного наказания вынесено компетентным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления судьи, в ходе производства по делу не допущено, материальные нормы права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Кольского районного суда Мурманской области от 20 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО РК «Полярное море+» оставить без изменения, жалобу защитника Общества Полищука С.А. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица