ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38 от 11.01.2012 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-38/2012

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск 11 января 2012 года

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Красюков О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, на постановление № 13 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО3 от 30.06.2011г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.9 ч.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО3 от 30.06.2011г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.9 ч.1 КоАП РФ, специалист 1 разряда отдела реализации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.9 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, в принятии незаконного решения об отказе ИП ФИО4, ФИО5, ФИО6 в допуске к участию в аукционе по продаже акций ОАО «Дальлесторг». В отношении ФИО1 применено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала жалобу, согласно доводам которой, решение комиссии Хабаровского УФАС России № 21 от 25.04.2011г. не вступило в законную силу. В соответствии с п.1.2 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд, исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается, до вступления решения суда в законную силу. При этом, право на судебное оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, на основании норм ст.46 Конституции РФ закреплено в ст.13 части первой ГК РФ и, в соответствующих процессуальных нормах - ч.1 ст.198 АПК РФ и ч.1 ст.254 ГПК РФ. Кроме того, это право предусмотрено ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Гражданские дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, рассматриваются судами общей юрисдикции по общим правилам искового производства, предусмотренным ГПК РФ, с особенностями, установленными в гл.23 и 25 данного Кодекса. Статья 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. На основании решения комиссии Хабаровского УФАС России от 25.04.2011г. № 21 она была привлечена к административной ответственности, поэтому решение данной комиссии подлежит оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Трехмесячный срок с момента вынесения решения комиссией истекает 25.07.2011 года, о данном решении ей стало известно только при составлении протокола об административном правонарушении - 27.06.2011г., так как она не была лицом, участвующим в деле, рассматривающем нарушение антимонопольного законодательства, за которое ее привлекли к административной ответственности. Принимая во внимание дату вынесения решения комиссией - 25.04.2011 г., трехмесячный срок, установленный ст.256 ГПК РФ, ст.52 ФЗ «О защите конкуренции» истекает 25.07.2011г. и ею не пропущен. В связи с данным обстоятельством, ею было подано заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц. Поэтому решение комиссии Хабаровского УФАС России № 21 от 25.04.2011г. не вступило в законную силу, на момент возбуждения дела об административном правонарушении, а с учетом обжалования ею данного решения, не вступит в законную силу до принятия решения судом по заявлению, поданному ею в порядке главы 25 ГПК РФ и вступления его в законную силу. Кроме того, ФИО1 считает обжалуемое постановление незаконным, поскольку отсутствует событие административного правонарушения. Решение комиссии Хабаровского УФАС России № 21 от 25.04.2011г. устанавливает событие административного правонарушения. Так как решение комиссии Хабаровского УФАС России № 21 от 25.04.2011г. не вступило в законную силу, то отсутствует событие административного правонарушения. Статьей 24.5 п.1 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствии события административного правонарушения. В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению. Таким образом, полагает, что является недоказанным событие административного правонарушения, в связи, с чем постановление о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению. Просит суд отменить постановление № 13 о назначении административного наказания от 30.06.2011г. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, в виду отсутствия события административного правонарушения.

В судебном заседании представители ФИО1 – ФИО7 и ФИО8, жалобу поддержали, по доводам изложенным в ней, добавив, что основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, явилось решение комиссии Хабаровского УФАС России № от 25.04.11г, которое устанавливает, что действиями ТУ Росимущества в Хабаровском крае были нарушены положения ч.2 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции». Привлекая в качестве ответчика ТУ Росимущества в Хабаровском крае, Хабаровское УФАС России приняло решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, и рассмотрело дело в отсутствии ответчика, не извещенного о времени и месте заседания по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Статьей 42 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, которые при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя. Из п.3 ст.42 ФЗ от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции» следует, что, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия установит, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях (бездействии) иного лица, чем ответчик по делу, комиссия привлекает такое лицо в качестве ответчика по делу. В случае, если комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия выносит определение о прекращении участия ответчика в рассмотрении дела. Комиссией было установлено, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в дей2ствиях (бездействии) иного лица, чем привлеченный ответчик по делу – ТУ Росимущества в Хабаровском крае, поэтому комиссия Хабаровского УФАС России должна привлечь членов комиссии по проведению аукциона по продаже находящихся в федеральной собственности, акций ОАО «Дальлесторг». Таким образом, ФИО1 не была привлечена к участию в деле, и решение было принято в отношении лица, не привлеченного к участию в деле. Субъектами административных правонарушений ст.14.9 ч.1 КоАП РФ являются должностные лица. Принимая участие в работе комиссии, ФИО1 действовала не как должностное лицо ТУ Росимущества в Хабаровском крае, в рамках должностной инструкции, а исполняла функции члена комиссии в рамках положения о комиссии. Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель УФАС по Хабаровскому краю ФИО9, с доводами жалобы не согласился. В части доводов заявителя о невступлении решения Комиссии Хаба­ровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимоно­польного законодательства от 25.04.2011 № 21 в законную силу, пояснил, что 25.04.2011г. Комиссией Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства принято решение № 25, которым действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, в лице комис­сии по проведению аукциона по продаже находящихся в федеральной собст­венности акций ОАО «Дальлесторг», выразившиеся в принятии решения об отказе в допуске к участию в аукционе ИП ФИО4, ФИО5, ФИО6, по причине непредставления в составе аукционных заявок, уве­домления федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество, в со­ответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, признаны нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. В силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, под­лежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может огла­шаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня огла­шения его резолютивной части. Копии такого решения немедленно направ­ляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления реше­ния в полном объеме считается датой его принятия. Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в законную силу решения, является иная дата, нежели дата при­нятия этого решения, то есть дата его изготовления в полном объеме. Кроме того, статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу, приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в закон­ную силу. Аналогичная позиции отражена в п.10.1 Постановления Пленума Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами анти­монопольного законодательства». Таким образом, указанное решение вступило в законную силу со дня его изготовления в полном объеме, то есть 25.04.2011г. Статьей 52 Закона о защите конкуренции установлено, что решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд, исполнение предписания анти­монопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в за­конную силу. Из данной правовой нормы следует, что при обжаловании в судебном порядке решения или предписания в силу закона, приостанавливается дейст­вие только предписания. Согласно части 4 статьи 254 ГПК РФ, суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. Решением антимонопольного органа от 25.04.2011г. № 25 действия ТУ Росимущества в Хабаровском крае квалифицированы в качестве нарушения антимонопольного законодательства, что в силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, пре­дусмотренном статьей 14.9 настоящего кодекса. Обжалование решения комиссии антимонопольного органа в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, не препятствует производству по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании указанного ре­шения. При указанных обстоятельствах доводы ФИО1 о невступлении решения антимонопольного органа в законную силу, необоснованны. По доводам ФИО1 об отсутствии события административ­ного правонарушения, пояснил, что в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено понятие административного правонару­шения как противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях уста­новлена административная ответственность. Комиссией Хабаровского УФАС России действия ТУ Росимущества в Хабаровском крае, в лице комиссии по проведению аук­циона по продаже находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Дальлесторг», выразившиеся в принятии решения об отказе в допуске к участию в аукционе, признаны нару­шением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, решение вступило в законную силу. Совершение должностными лицами органа власти действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Россий­ской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограниче­нию или устранению конкуренции, образует состав административного пра­вонарушения, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ. Таким образом, в действиях должностных лиц ТУ Росимущества в Хаба­ровском крае, в том числе ФИО1, принявших незаконное решение об отказе в допуске к участию в аукционе ИП ФИО4, ФИО5, ФИО6, наличествует состав указанного административного правона­рушения. Событие административного правонарушения установлено реше­нием комиссии Хабаровского УФАС России, протоколом об административ­ном правонарушении, и нашло свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении. В данной связи доводы ФИО1 об отсутствии события админист­ративного правонарушения, также необоснованны. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении жалобы ФИО1, отказать в полном объеме.

Судья, заслушав доводы представителей ФИО1 и представителя Хабаровского УФАС России, исследовав материалы дела, жалобу и дополнение к жалобе на постановление, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, субъектами данного административного правонарушения могут быть лишь должностные лица.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание к ст.2.4 КоАП РФ, определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Лица, осуществляющие функции члена аукционной комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, несут административную ответственность как должностные лица только за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1, являясь членом комиссии по проведению аукционов по продаже имущества, находящего в федеральной собственности, состав которой утвержден приказом №105 от 07.10.2010г. (л.д.75-76), 09.02.2011г. при определении участников аукциона по продаже находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Дальлесторг», проголосовала за отказ в допуске к участию в аукционе ИП ФИО4, ФИО5, ФИО6 по причине не представления в составе аукционных заявок, уведомления федерального антимонопольного органа или его территориального органа, о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество, в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (л.д.92-95).

Судом принято во внимание, что решением Хабаровского УФАС России № 21 от 25.04.2011г., действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, в лице комиссии по проведению аукциона по продаже находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Дальлесторг», признаны нарушившими положения ч.2 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ограничению конкуренции между участниками аукциона, а также существенным образом повлияло на результаты аукциона.

Являясь специалистом 1 разряда отдела реализации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, ФИО1 совершила инкриминируемые ей действия не в связи с выполнением должностных обязанностей, а как член комиссии.

При таком положении, ФИО1 не может быть привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, за исполнение возложенных на нее функций члена комиссии, поскольку не является субъектом указанного административного правонарушения.

В связи с указанными обстоятельствами, поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, то постановление № 13 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 13 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО3 от 30.06.2011г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.9 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья О.Д.Красюков