Материал № 12-380/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Белгород 13 октября 2020 года
Судья Белгородского районного суда Белгородской области Линкова О.В.,
с участием представителя юридического лица ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 29 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж»,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 29 июля 2020 года юридическое лицо ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель юридического лица ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу об административно правонарушении, ссылаясь на недоказанность события вмененного административного правонарушения, отсутствие доказательств вины ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж».
В судебное заседание представитель Управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом и своевременно. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы заявителя без участия должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление.
В судебном заседании заявитель, поддержав доводы жалобы, обратила внимание на то, что проверка обстоятельств, послуживших поводом к возбуждению в отношении юридического лица фактически не проводилась, в материалах дела отсутствуют сведения о том, какие именно экологические требования наращены обществом и какими именно действиями вызвано нарушение. Считает, что должностным лицом вынесено обжалуемое постановление без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела по существу, вина юридического лица во вмененном правонарушении не доказана.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25 июня 2020 года в 09 часов 20 минут выявлен факт несоблюдения ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен) ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» проведены земляные работы для осушения ложа указанного искусственного водоема (осуществлен сброс воды на рельеф) с последующей очисткой дна и увеличение его зеркала, с последующим сбросом воды на территорию государственного природного заказника «Зеленые насаждения (бывшее Гостищевское лесничество) – урочище «Каменное», что привело к размытию почв, а так же заболачиванию (подтоплению) земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного в овражной балке ниже сброса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в связи с чем, 29 июня 2020 года в отношении юридического лица составлен протокол № 03/059/61 об административном правонарушении.
Постановлением № 03/059/63 старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 29 июля 2020 года, ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» привлечено к административной ответственности, установленной ст. 8.1 КоАП РФ.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических требований, в том числе при эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективную сторону административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования регламентированы Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1 стать 34). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
П. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ определено понятие негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» в совершении административного правонарушения, подлежали обязательному установлению при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Привлекая ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, должностным лицом не добыто достаточных доказательств, подтверждающих несоблюдение обществом экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Из содержания оспариваемого постановления усматривается, что должностное лицо административного органа лишь констатировало факт заболачивания (подтопления) земельного участка, размытия почв.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» в несоблюдении экологических требований, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, субъективная сторона вменяемого юридическому лицу административного правонарушения не описана и не раскрыта, какие именно экологические требования не были соблюдены Обществом, не установлено.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положениями ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Судья соглашается с доводами жалобы, так как обстоятельства, на которые указывает заявитель, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, не выяснялись. Фотоматериал не содержит привязки к местности, на которой были выявлены нарушения.
Представленные материалы дела об административном правонарушении не содержат однозначных сведений, указывающих на то, что действия (бездействия) именно ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» привели к допущению, выявленных нарушений, послуживших оснований для привлечении юридического лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако, доказательств несоблюдения ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» экологических и санитарно-эпидемиологических требований, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Из содержания оспариваемого постановления усматривается, что должностное лицо административного органа лишь констатировало факт заболачивания (подтопления) земельного участка, размытия почв. В постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» в несоблюдении экологических требований, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, субъективная сторона вменяемого юридическому лицу административного правонарушения не описана и не раскрыта.
Изложенные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» в совершении вмененного административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 29 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
р е ш и л:
Жалобу представителя ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж» ФИО1, - удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 29 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Белгородстроймонтаж», - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья О.В. Линкова