ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-380/2021 от 19.08.2021 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

дело ...

РЕШЕНИЕ

... 19 августа 2021 года

Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Львов Р.А., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... заместителем главного государственного инспектора Республики Татарстан, начальником Закамского территориального управления Министерства Экологии и Природных ресурсов Республики Татарстан ФИО6,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ... ИП ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

ИП ФИО1, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку постановление вынесено незаконно и необоснованно.

ИП ФИО1 и его защитник ФИО4 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна, отложить разбирательство не просили. На судебном заседании ...ФИО4 доводы жалобы поддержал.

Представители Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО5 и ФИО6, в судебном заседании просили постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав доводы участников процесса, и исследовав материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса,

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ... N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ... N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из положений п. 1 ст. 30 Федерального закона от ... N 96-ФЗ следует, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических воздействий на атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Из материалов дела усматривается, что ... в 15 часов 00 минут по результатам государственного экологического надзора проведенного специалистами Закамского территориального управления Министерства Экологии и Природных ресурсов Республики Татарстан установлено, что ИП ФИО1 при эксплуатации предприятия, сооружений, и иных объектов расположенного по адресу: ...А на территории земельного участка К... по географическим координатам 55.308044 52.018321, где осуществляется деятельность по оказанию услуг: мойки автотранспорта, сервиса по ремонту автомашин. ИП ФИО1 было допущено несоблюдение экологических требований, а именно не проведена инвентаризация вредных выбросов (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.

Названные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и привлечения ИП ФИО1 постановлением должностного лица административного органа, к административной ответственности, установленной данной нормой.

Факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении, объяснением ИП ФИО1, выпиской из ЕГРИП, договором аренды нежилого помещения от ... и другими материалами дела.

На основании указанных доказательств, должностным лицом Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан сделаны выводы о виновности ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ. Достоверность этих доказательств не вызывает сомнений.

При таких обстоятельствах, выводы должностного лица Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о доказанности вины ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и о квалификации его действий по указанной статье являются обоснованными и правильными.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, так как у индивидуального предпринимателя отсутствуют какие-либо производственные подразделения, имеющие выбросы в атмосферу, признается признан несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм права.

На основании ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

По смыслу закона стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделятся на два типа: источники с организованным выбросом (выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы) и источники с неорганизованным выбросом, к которым в том числе относятся транспортные средства, хранящиеся на автостоянке предприятия, организации, и используемые в деятельности юридического лица.

В соответствии со ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В п. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно п. 1.3 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР в 1990 г.) (далее - Инструкция) инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

В силу п. 1.7 Инструкции инвентаризация должна проводиться периодически - один раз в пять лет.

На основании п. 3.2 Инструкции при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.

В соответствии с п. 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от ... N 14-01-333 (далее - Методическое пособие) инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса запрещенных веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (п. 2 Методического пособия).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ИП ФИО1 при осуществлении своей деятельности использует стационарные источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух (сервис по ремонту автомобилей, авто-мойка ), которые размещаются на земельных участках, принадлежащих ИП ФИО1, однако инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу не произведена.

Таким образом, действия (бездействие) ИП ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Доводы защитника ФИО7 о том, что нарушение совершено арендатором не могут являться основанием для отмены обжалуемого постановления. Поскольку лицами, имеющими стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут являться как собственники, так и арендаторы имущества. Таким образом, обязанность по инвентаризация вредных выбросов (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух может быть возложена на одного из участников хозяйственной деятельности.

Доводы в жалобе о том, что ИП ФИО1 подлежит федеральному государственному экологическому контролю, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении вынесено неуполномоченным должностным лицом, что служит нарушением части 1 статьи 23.29 КоАП РФ, ошибочны. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Согласно статье 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1 названного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор. В рассматриваемом случае нарушение экологического законодательства ИП ФИО1 выявлены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Поэтому оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не нахожу. Административное наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела, личности ИП ФИО1, характера административного правонарушения и является минимальным.

Обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ... заместителем главного государственного инспектора Республики Татарстан, начальником Закамского территориального управления Министерства Экологии и Природных ресурсов Республики Татарстан ФИО6 в отношении ИП ФИО1 по статье 8.1 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вынесения или получения его копии.

Судья Р.А. Львов