ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-380/2022 от 26.05.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

дело №12-380/2022

УИД 18RS0005-01-2022-001666-11

РЕШЕНИЕ

«26» мая 2022 года г. Ижевск

Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Нуртдиновой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Белослудцева А.В. на определение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Бельтюковой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ в отношении руководителя МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по обращению Белослудцева А.В. вх. от ДД.ММ.ГГГГ года за отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Определением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Бельтюковой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ в отношении руководителя МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по обращению Белослудцева А.В. вх. От ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, Белослудцев А.В. обратился в суд с жалобой, которой просит оспариваемое постановление отменить. В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от 21.07.2014г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ЖК РФ и указывает, что МУП «Ижводоканал» является субъектом, обязанным размещать информацию в ГИС ЖКХ, и лицом, ответственным за размещение или не размещении информации в ГИС ЖКХ. Размещение в ГИС ЖКХ АО «Энергосбыт Плюс», действующего в интересах МУП «Ижводоканал» на основании достигнутого с последним соглашения, адресованного заявителю платежного документы за ДД.ММ.ГГГГ в форме электронного документа, с нарушением нормативного срока его размещения (платежный документ с лицевым счетом был размещен лишь ДД.ММ.ГГГГ, что следует из скриншота личного кабинета заявителя в ГИС ЖКХ), свидетельствует о нарушении МУП «Ижводоканал» законодательства о защите прав потребителей, прав заявителя как потребителя предоставляемых МУП «Ижводоканал» коммунальных услуг и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 КоАП РФ. Указанные обстоятельства учтены не были, что повлекло неустановление наличия у МУП «Ижводоканал» статуса исполнителя коммунальных услуг, статуса субъекта, обязанного своевременно размещать соответствующую полную, актуальную информацию в направленном заявителю посредством ГИС ЖКХ платежном документе на оплату коммунальных услуг, а также ошибочный вывод об отсутствии нарушений именно этим юридическим лицом прав заявителя как потребителя и признаков состава административного правонарушения.

В судебное заседание Белослудцев А.В., заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Бельтюкова И.В., директор МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.25.1, 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Представитель Управления Роспотребнадзора по УР Сунгурова К.В., действующая на основании доверенности, представитель МУП г.Ижевска «Ижводоканал» Мурин Н.В. действующий на основании доверенности с доводами жалобы не согласились. Суду пояснили, что МУП г.Ижевска «Ижводоканал» заключен агентский договор с АО «Энергосбыт Плюс», согласно которого последний осуществляет действия по организации услуги по начислению платы за ЖКУ, сбору денежных средств и направлению потребителям платежных документов.

Изучив материалы дела, оригинал административного материала, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу частей 1, 2 статьи 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказан, услугу) качество которого соответствует договору.

На основании части 1 статьи 13 вышеназванного Закона, за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно требованиям статьи 27 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Частью 1 ст.14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса.

Объектом указанных правонарушений является, в том числе, право потребителя на получение услуг, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок оказания населению услуг.

Объективную сторону составляют действия (бездействие) по продаже товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок оказания населению услуг розничной продажи.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 и 1.3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении 30.03.2021 года №9-П, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике поступило заявление Белослудцева А.В., которым он просит возбудить в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал», АО «Энергосбыт Плюс», ООО «САХ» и их руководителей дела об административном правонарушении по ст. 14.4 КоАП РФ и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Обращение мотивировано тем, что исполнителями коммунальных услуг (ООО «САХ», МУП г. Ижевска «Ижводоканал», АО «Энергосбыт Плюс») не приняты меры по своевременному размещению необходимых, полных и достоверных данных в электронном платежном документе в ГИС ЖКХ, неуказании необходимой и достоверной информации в электронном платежном документе, направленном через ГИС ЖКХ собственнику жилого помещения по адресу: <адрес>

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является ненадлежащим субъектом для привлечения к административной ответственности, поскольку АО «Энергосбыт Плюс» является платежным агентом, ответственным за предоставление собственнику жилого помещения электронных платежных документов через ГИС ЖКХ, содержащих достоверную информацию. Не установив состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, вынеся соответствующее определение.

В соответствии с частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено, что платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи (часть 2.1 статьи 155).

В пункте 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), также указано, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если иное не установлено договором управления МКД или решение общего собрания.

В пункте 69 Правил N 354 перечислены сведения, которые должны быть указаны в платежном документе.

Как установлено материалами дела, АО «Энергосбыт Плюс» является платежным агентом МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и оказывает данной организации услуги по начислению платы за предоставленные собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах коммунальные услуги, а также сбору денежных средств с последующим их перечислением на счет указанной организации, по направлению потребителям платежных документов за предоставленные коммунальные услуги.

Между АО «Энергосбыт Плюс» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал» заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому АО «Энергосбыт Плюс» принимает на себя обязательства, в том числе, по предоставлению данных в ГИС ЖКХ, по ежемесячной доставке платежных документов по форме и в сроки в соответствии с действующим законодательством.

Помимо этого, АО «Энергосбыт Плюс» является организацией, которая на основании ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную законом, а также обеспечивать полноту, достоверность, актуальность этой информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.

Соответственно, лицом, ответственным за предоставление собственнику жилого помещения электронных платежных документов через ГИС ЖКХ, содержащих достоверную информацию, является АО «Энергосбыт Плюс».

В рассматриваемом случае МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является ненадлежащим субъектом для привлечения к административной ответственности, поскольку АО «Энергосбыт Плюс» является платежным агентом, ответственным за предоставление собственнику жилого помещения электронных платежных документов через ГИС ЖКХ, содержащих достоверную информацию. Также на АО «Энергосбыт Плюс» возложена обязанность размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Федеральным законом от 21.07.2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также обеспечивать полноту, достоверность, актуальность этой информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.

Таким образом, судья соглашается с выводами должностного лица о наличии у административного органа оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исходя из положений ст.ст.1.5, 1.6 лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В рассматриваемом случае, заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Бельтюковой И.В. обосновано отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ в отношении руководителя МУП г. Ижевска «Ижводоканал», поскольку состав административного правонарушения отсутствует.

В связи с этим, оснований для удовлетворения жалобы Белослудцева А.В. на определение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Бельтюковой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ в отношении руководителя МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по обращению Белослудцева А.В. вх. от ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием состава административного правонарушения, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Определение заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Бельтюковой И.В. ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ в отношении руководителя МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по обращению Белослудцева А.В. вх. от ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу Белослудцева А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР либо непосредственно в Верховный суд Удмуртской Республики.

Судья С.А. Нуртдинова