ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-381 от 17.05.2011 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Тюмени                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Тюмени — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Тюмень 17 мая 2011 года

Судья Ленинского районного суда г.Тюмени: Первухина Л.В.

при секретаре: Давыдовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №12-381/2011 по жалобе Кошкаровой И.В. на постановления о назначении административного наказания руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Кошкарова И.В. обратилась в суд с жалобой на постановления о назначении административного наказания руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых она признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей за каждое. Свою жалобу мотивирует тем, что указанные постановления являются незаконными. ДД.ММ.ГГГГ между ООО  -  - "Генпроектировщик заключен договор на разработку проектно-сметной документации №. В соответствии с условиями договора Генпроектировщик поручает и оплачивает, а Проектировщик принимает на себя обязательства разработать проектно-сметную документацию стадии РП системы электроснабжения объекта. Стоимость работ по настоящему договору составляет 250 000 рублей, в том числе НДС 18 %. Оплата работ по договору производится Генпроектировщиком в следующем порядке: аванс 50 % от стоимости настоящего договора, в том числе и НДС 18% и оставшиеся 50 % - 125 000 рублей, в том числе и НДС 18 % и оплачивается в течение 10 банковских дней после передачи Пректировщиком Генпроектировщику согласованную с Госзаказчиком проектно-сметную документацию по накладной. ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного договора в филиале  оформлен паспорт сделки (ПС) №. Во исполнение условий договора на расчетный счет ООО "" в филиале  зачислены денежные средства на общую сумму 250 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями. Лицом, ответственным за осуществление валютных операций является она, но из-за большой занятости были нарушены сроки предоставления документов в уполномоченный банк. Впервые привлекается к административной ответственности, поступление денежных средств совпало со сдачей бухгалтерской отчетности, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, размер штрафа составляет более 50% от заработной платы. С учетом указанного, просит рассмотреть вопрос по поводу снижения размера штрафа.

Заявитель Кошкарова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не поступило, дело рассмотрено в её отсутствие в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя Антипин В.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, по указанным в ней основаниям, просил признать незаконным и отменить постановления в отношении Кошкаровой, дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным банком РФ - Указанием № 2556-У "О внесении изменения в п. 1.2 Положения Банка России от 15.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в абзаце 4 п. 1.2 вышеуказанного положения, слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами "в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений к контракту, предусматривающих такие изменения"). ДД.ММ.ГГГГ Центральным банком РФ - Указанием № 2557-У "О внесении изменения в инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" были внесены изменения в указанную инструкцию № 117-И, а именно в п. 3.2 дополнен абзацем следующего содержания " между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменения (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения. Пунктом 2 Указания Банка России, резиденту предоставляется право "со дня вступления в силу настоящего Указания закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения". В рассматриваемом случае сумма контракта не превышает 50 тыс. долларов США. Таким образом, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, то не оформление паспорта сделки, предоставления справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством в данном случае не образует объективную сторону состава административного правонарушения. В соответствии с Указанием от 29.12.2010 № 2556 валютные сделки, между резидентом и нерезидентом на общую сумму менее 50 тыс. долларов США, не под падают под действие Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Таким образом, на момент рассмотрения данного дела о привлечении к административной ответственности, в связи с принятыми актами Банка России отсутствуют основания для привлечения заявителя к административной ответственности. Просит вышеуказанные постановления признать незаконным и отменить, применить положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО2, действовавший на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с доводами жалобы не согласился, просил постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в  оставить без изменения. Указал, что постановления вынесены ДД.ММ.ГГГГ., изменения, на которые ссылается представитель заявителя, опубликованы в декабре 2010 г., вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, но на день совершения правонарушений указанные изменения не действовали. В КоАП РФ не внесены изменения в ст.15.25 КоАП РФ. В настоящий момент Кошкарова не подлежала бы административной ответственности.

Заслушав представителя заявителя, представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области, исследовав представленные материалы административного дела, суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ контролером-ревизором организационно-правовой и кадровой работы Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Тюменской области ФИО3, в соответствии со статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении Кашкаровой И.В. составлен протокол об административном правонарушении, выразившегося в следующем: ДД.ММ.ГГГГ между ООО  -  -«Генпроектировщик» заключен договор на разработку проектно-сметной документации № (далее - договор).

В соответствии с условиями договора Генпроектировщик поручает и оплачивает, а Проектировщик принимает на себя обязательства разработать проектно-сметную документацию стадии «РП» системы электроснабжения объекта в соответствии с техническим заданием на проектирование, утвержденным Генпроектировщиком. Стоимость работ по настоящему договору составляет 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, в том числе НДС 18%. Стоимость работ по настоящему договору является фиксированной в течение срока действия договора, изменению и пересмотру не подлежит.

Оплата работ по договору производится Генпроектировщиком в следующем порядке:

аванс в размере 50% от стоимости настоящего договора, что составляет 125 000 (сто двадцать пять тысяч) руб., в том числе НДС 18% в течение 3 (трех) банковских дней с момента подписания настоящего договора;

оставшиеся 50%, что составляет 125000 рублей, в т.ч. НДС 18% оплачиваются Генпроектировщиком Проектировщику в течение 10 десяти) банковских дней после передачи Проектировщиком Генпроектировщику согласованную с Госзаказчиком проектно-сметную документацию по накладной.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного договора в филиале  оформлен паспорт сделки (ПС) №.

ДД.ММ.ГГГГ на основании счета № от ДД.ММ.ГГГГ по договору зачислены денежные средства в размере 50% предоплаты на расчетный счет ООО «» в сумме 125 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ и отражено в ведомости банковского контроля по ПС №.На основании п.2 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», Центральный банк Российской Федерации, в пределах своей компетенции, издает акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В соответствии с п.п.»б» п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона № 173-ФЗ, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, признается валютной операцией.

В соответствии со ст.20 Федерального закона Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Согласно п.3.14 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция № 117-И), резидент представляет в банк ПС документы, необходимые для оформления ПС, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Административная ответственность за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок предусмотрена ч.б ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом при проведении валютных операций ООО «», предоставлении документов валютного контроля уполномоченному банку в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» назначена главный бухгалтер ООО «» Кошкарова И.В..

В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлена первая валютная операция, выраженная в зачислении валюты РФ в качестве средства платежа от Генпроектировщика, у главного бухгалтера ООО «» Кошкаровой И.В. возникла обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ представить в уполномоченный банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки по договору. Фактически паспорт сделки по договору оформлен ДД.ММ.ГГГГ в филиале , что подтверждается ПС № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного п. 4.14 Инструкции срока оформления паспорта сделки, а именно: после осуществления первой валютной операции по договору.

Таким образом, в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей главным бухгалтером ООО «» Кошкаровой И.В. ДД.ММ.ГГГГ совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении установленных единых правил оформления паспортов сделок.

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ Кошкарова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ контролером-ревизором организационно-правовой и кадровой работы Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Тюменской области ФИО3, в отношении Кашкаровой И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ за нарушение выразившееся в несоблюдении сроков представления форм учета по валютным операциям, установленных п. 2.7 Положения № 258-П.

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ Кошкарова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наступление административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО  -  - "Генпроектировщик заключен договор на разработку проектно-сметной документации №. В соответствии с условиями договора Генпроектировщик поручает и оплачивает, а Проектировщик принимает на себя обязательства разработать проектно-сметную документацию стадии РП системы электроснабжения объекта. Стоимость работ по настоящему договору составляет 250 000 рублей, в том числе НДС 18 %. Оплата работ по договору производится Генпроектировщиком в следующем порядке: аванс 50 % от стоимости настоящего договора, в том числе и НДС 18% и оставшиеся 50 % - 125 000 рублей, в том числе и НДС 18 % и оплачивается в течение 10 банковских дней после передачи Пректировщиком Генпроектировщику согласованную с Госзаказчиком проектно-сметную документацию по накладной. ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного договора в филиале  оформлен паспорт сделки (ПС) №. Во исполнение условий договора на расчетный счет ООО "" в филиале  зачислены денежные средства на общую сумму 250 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями.

ДД.ММ.ГГГГ Центральным банком РФ - Указанием № 2556-У "О внесении изменения в п. 1.2 Положения Банка России от 15.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в абзаце 4 п. 1.2 вышеуказанного положения, слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами " в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений к контракту, предусматривающих такие изменения".

ДД.ММ.ГГГГ Центральным банком РФ - Указанием № 2557-У "О внесении изменения в инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" были внесены изменения в указанную инструкцию № 117-И, а именно п. 3.2 дополнен абзацем следующего содержания " между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменения (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения. Пунктом 2 Указания Банка России, резиденту предоставляется право "Со дня вступления в силу настоящего Указания резидент вправе закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".

В рассматриваемом случае сумма контракта не превышает 50 тыс. долларов США. Таким образом, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, то не оформление паспорта сделки, предоставления справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством в данном случае не образует объективную сторону состава административного правонарушения. В соответствии с Указанием от 29.12.2010 № 2556 валютные сделки, между резидентом и нерезидентом на общую сумму менее 50 тыс. долларов США, не под падают под действие Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене обжалуемых постановлений в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Кошкаровой И.В. приняты изменения, которые улучшают положение Кошкаровой И.В., как лица совершившего административные правонарушения, изменения внесены в Положение Банка России от 15.06.2004 № 258-П и Инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И, в соответствии с которыми она была привлечена к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок и нарушение сроков предоставления форм учета по валютным операциям. Поскольку в судебном заседании установлено, что постановления не вступили в законную силу в связи с подачей на них жалоб Кошкаровой И.В., указанные постановления, согласно которых на Кошкарову И.В. наложенный штраф не оплачен, т.е наказание не исполнено, то указанные выше изменения подлежат распространению на Кошкарову И.В..

В силу ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

Поскольку диспозиция ч.6 ст.15.25 КоАП РФ является бланкетной, и отсылает к указанным выше Инструкции, Положению, в которые внесены изменения, улучшающие положение заявителя, оспариваемые постановления подлежат отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 1.7, 24.5, 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

Р е ш и л:

Постановления о назначении административного наказания руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на Кошкарову И.В. административного штрафа в размере 4000 рублей за каждое по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Федеральный судья: