ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-381/16 от 11.11.2016 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №12-381/16

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 ноября 2016 года

Судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга Васюков В.В.,

В отсутствие:

- должностного лица, привлечённого к административной ответственности – директора ООО АН «<данные изъяты>» - П., <данные изъяты>

защитника П. - К., представившего доверенность №*** от **.**.****,

с участием представителя МРУ Росфинмониторинга Г., представившего доверенность №*** от **.**.****,

рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица, привлечённого к административной ответственности – директора ООО АН «<данные изъяты>» - П., на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмонитринг по СЗФО Б.№*** от **.**.**** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмонитринг по СЗФО Б.№*** от **.**.**** должностное лицо - директор ООО АН «<данные изъяты>» - П. –подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства, в том числе по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.

Согласно пп.1, пп.2 п.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя;

принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Согласно п. 2.1 «Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Положение) утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

установление определенных пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона;

определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В соответствии с п.2.4. Положения организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень).

В соответствии с п.2.5. Положения результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» доведение информации о включении в перечень или об исключении изперечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что на момент проведения проверки Прокуратурой г. Северодвинска (**.**.****.) ООО АН «<данные изъяты>» на учете в Росфинмониторинге не состояло, следовательно, не имело личного кабинета на портале, в связи с чем отсутствовала реальная возможность идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей на предмет наличия/отсутствия в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму.

Кроме того, в нарушение п. 2.1. Положения, Обществом не проводились мероприятия по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев клиентов в части:

определения принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска;

обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В ходе проверки не представлены документы, подтверждающие исполнение обязанностей, указанных в пунктах 2.1., 2.4., 2.5. Положения.

При отсутствии действий Общества направленных на идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев клиентов, соответственно, отсутствовала и возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона №П5-Ф3 от 07.08.2001г.

В соответствии с п. 1.1 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

В соответствии с п.п.4 п. 1 ст.7. Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 (ред. от 10.04.2015) утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее - Порядок).

В соответствии с п.4 указанного Порядка информация представляется в

Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:

информация о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.

В результате проведения проверки Прокуратурой г. Северодвинска было выявлено 4 (четыре) сделки (операции) купли-продажи недвижимого имущества, совершенные при содействии (посредничестве) Общества, на общую сумму <данные изъяты> рублей, подлежащие обязательному контролю, сведения по которым не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган, что установлено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от **.**.****., а также подтверждается материалами проверки, а именно

*

Заказчик

(Покупатель)

Сумма операции, руб.

Дата

совершения

операции

Основания совершения операции (договор)

Дата, до которой необходимо направить сообщение

Дата

Номер

1

Ж.

<данные изъяты>

**.**.****

**.**.****

б/н

**.**.****

2

М.

<данные изъяты>

**.**.****

**.**.****

б/н

**.**.****

3

Д.

<данные изъяты>

**.**.****

**.**.****

б/н

**.**.****

4

И.

<данные изъяты>

**.**.****

**.**.****

б/н

**.**.****

Итого

<данные изъяты>

Организация и осуществление внутреннего контроля рассматривается как целостная система, направленная на своевременное выявление операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Отсутствие у Общества постановки на учет, отсутствие действий, направленных на идентификацию клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, а также допущение Обществом других нарушений законодательства о ПОД/ТФ, не отраженных в постановлении Прокуратуры г. Северодвинска о возбуждении дела от **.**.**** привели к объективной невозможности организации и осуществления в Обществе внутреннего контроля в соответствии с нормами законодательства о ПОД/ФТ.

Таким образом, директором Общества были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.

В жалобе П. просит обжалуемое постановление отменить как незаконное, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения по следующим основаниям.

Часть 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает наказание за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в

отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Как указывает Управление, основания привлечения к административной ответственности указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от **.**.****, вынесенном Прокуратурой города Северодвинска.

Квалифицируя деяние, Прокуратура Северодвинска ссылается на тот факт, что ООО АН «<данные изъяты>» не предоставило в органы Росфинмониторинга информацию о следующих сделках: договор от **.**.**** оказания риэлторских услуг при покупке квартиры по адресу: <адрес>, цена продаваемого объекта <данные изъяты> руб.; договор от **.**.**** оказания риэлторских услуг при покупке квартиры по адресу: <адрес>, цена продаваемого объекта <данные изъяты> руб.; договор от **.**.**** оказания риэлторских услуг при покупке квартиры по адресу: <адрес>, цена продаваемого объекта <данные изъяты> руб. Также ошибочно указан договор от **.**.**** оказания риэлторских услуг при покупке квартиры по адресу: <адрес>, цена продаваемого объекта <данные изъяты> руб. Договора от указанной даты Общество в целях оказания услуг по продаже указанного объекта не заключало.

Между тем, в соответствии с пунктом 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей.

Указанные Прокуратурой в постановлении сделки заключены между ООО АН «<данные изъяты>» и клиентами агентства и не являются сделкой с недвижимостью. Договоры купли-продажи жилых помещений клиенты заключают самостоятельно и не предоставляют данные договоры Обществу. Общество оказывает услуги по подбору квартиры, организации показов, согласованию времени и места сделки и т.п., однако не является агентом в понимании Гражданского кодекса РФ, поскольку не заключает сделки от имени и в интересах клиентов. Вследствие этого Общество не обладает доподлинными сведениями о заключении сделок, о суммах, на которых стороны согласовали условия покупки недвижимости. Договоры оказания риэлторских услуг не предусматривают обязанность клиента Общества предоставлять сведения о заключении и регистрации договоров отчуждения недвижимого имущества. Более того, обязание к заключению договора на таких условиях противоречило бы законодательству о защите персональных данных. В этой связи, Общество не располагает и не могло располагать договорами или копиями договоров по указанным выше сделкам, а также сведениями о суммах и порядке расчетов между покупателями и продавцами по указанным договорам.

Кроме того, Прокуратурой Северодвинска не представлены доказательства совершения сделок по отчуждению в отношении указанных объектов недвижимости, стоимости недвижимого имущества по сделкам. В соответствии с этим не доказанным остается обстоятельство, что сделки совершены на сумму более 3-х миллионов рублей.

Поскольку состав правонарушения предусматривает наступление последствий в виде непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а к таким операциям закон относит сделки с недвижимость на сумму равную или свыше трех миллионов рублей, неподтверждение самого факта совершения такой сделки материалами дела указывает на отсутствие оснований для привлечения лица к административной ответственности по части 2 ст. 15.27 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Заявитель утверждает, что действовал в полном соответствии с разъяснениями Росфиномониторинга. Согласно информационному письму Росфинмониторинга от 02.08.2013 №30 "О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не являющимися кредитными организациями", а также учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон №122-ФЗ), а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки.

Таким образом, по мнению Росфинмониторинга, в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки. Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации. В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество, по мнению заявителя, обязанность организации представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.

Учитывая положения п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса РФ" (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 21-ФЗ), в соответствии с которыми правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащихся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу указанного Федерального закона (вступил в силу с 1 марта 2013 года), датой совершения таких сделок в целях Федерального закона N 115-ФЗ следует считать:

для договоров, заключенных до 01.03.2013, - дату государственной регистрации сделки (договора),

для договоров, заключенных после 01.03.2013, - дату подписания такого договора.

Учитывая изложенное, сведения о таких сделках с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю, заключенным до 01.03.2013, должны быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем государственной регистрации соответствующего договора, а заключенным после 01.03.2013, - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания соответствующего договора.

Учитывая данные разъяснения, основанные на положении законов, без наличия сведений о подписании договоров в отношении указанных объектов недвижимости, невозможно предоставить сведения о заключении указанных сделок. Кроме того, без установления даты заключения договоров в отношении указанных объектов недвижимости невозможно определить период, в течение которого ООО АН «<данные изъяты>» и уполномоченные должностные лица Общества должны были осуществить действия, направленные на предоставление сведений о совершении сделки в Росфинмониторинг.

В постановлении указывается на отсутствие идентификации клиентов вопреки требованиям п. 7 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Управление указывает, что Обществом не представлены документы в подтверждение мер, направленных на идентификацию клиентов.

Между тем, к моменту проведения проверки Прокуратуры **.**.**** указанные нарушения законодательства устранены, Обществом и директором П. предпринят достаточный и исчерпывающий комплекс мер для исполнения обязанности законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе по постановке на учет в органах финмониторинга.

В частности, **.**.**** в адрес Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу повторно направлена карта постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Сведения о направлении карты **.**.**** имеются в Росфинмониторинге. Кроме того, в материалы дела было представлена соответсвующая почтовая квитанция.

В ответ Обществом получено Уведомление о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по Северо-Западному федеральному округу от **.**.****№***.

В соответствии с пунктом 6 «Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 58), если карта представлена непосредственно в территориальный орган, то днем подачи считается день ее регистрации в этом территориальном органе. Если карта направлена посредством почтовой связи, то днем ее подачи считается день отправки почтового отправления. При направлении карты в электронном виде днем подачи считается день ее регистрации в системе электронного документооборота в территориальном органе.

Таким образом, по мнению заявителя, к **.**.**** нарушение законодательства о постановке на учет в органах Финмониторинга устранено.

В судебное заседание, будучи извещённой о времени и месте судебного заседания через защитника, П. не явилась, представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть жалобу в её отсутствие и дополняет свою жалобу просьбой заменить назначенное ей наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ, как сделал Арбитражный суд по делу в отношении юридического лица. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассматривать жалобу в отсутствие П.

В судебное заседание **.**.****, будучи лично извещённым о времени и месте судебного заседания, не явился защитник П. - К. При этом **.**.**** защитник М. явился в судебное заседание, где ему были разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. В судебном заседании **.**.**** защитник М. жалобу П. поддержал, просил её удовлетворить. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассматривать жалобу в отсутствие защитника П.К.

В судебном заседании представитель МРУ Росфинмониторинга по СЗФО Г. просил оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения, просил суд приобщить к материалам дела копию вступившего в законную решения Арбитражного суда Архангельской области от 27.10.2016 по делу №А05-9113/2016, которым было изменено постановление МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в отношении ООО АН «<данные изъяты>».

Изучив представленные суду материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы, изложенные в жалобе заявителя, выслушав доводы сторон, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Существенных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ административным правонарушением является неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у со&apos;трудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2 - 4 настоящей статьи. Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 3 Закона № 115-ФЗ под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства, в том числе по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя; принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Пунктом 2.1 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 (далее - Положение), установлено, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия: установление определенных сведений в отношении клиента (его представителя и выгодоприобретателя); проверка наличия/отсутствия в отношении клиента (его представителя, выгодоприобретателя) сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска; обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень)

Пунктом 2.5 Положения предусмотрено, что результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» доведение информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что на момент проведения проверки прокуратурой г. Северодвинска, т.е. **.**.****, общество на учете в Росфинмониторинге не состояло, следовательно, не имело личного кабинета на портале, в связи с чем у него отсутствовала реальная возможность идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей на предмет наличия (отсутствия) в отношении них сведений об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму.

Кроме того, в нарушение пункта 2.1. Положения общество не проводило мероприятия по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев клиентов, в частности, определение принадлежности клиента, его представителя, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска; обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

Из материалов дела вытекает, что в ходе проверки обществом не представлены документы, подтверждающие исполнение обязанностей, указанных в пунктах 2.1, 2.4, 2.5 Положения. При отсутствии действий общества, направленных на идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев клиентов, отсутствовала и возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю и поименованных в пункте 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что **.**.**** МРУ Росфинмониторинга по СЗФО направлена карта постановки общества на учет, поэтому нарушения законодательства им не допущено, судом отклоняется, поскольку само направление ответчику упомянутой карты постановки общества на учет не означает факт такой постановки на учет и устранение к **.**.**** нарушения законодательства. К тому же, из представленных в дело документов следует, что Общество ранее также направляло МРУ Росфинмониторинга карты постановки на учет, однако такой учет не был осуществлен в силу допущенных заявителем недочетов при её заполнении.

В отношении нарушения, связанного с непредставлением ответчику сведений о сделках с недвижимостью, сумма которых составляет или превышает 3 млн. руб., суд отмечает следующее.

Пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом и т.д.).

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка информация о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.

Как следует из материалов дела, одним из видов деятельности Общества является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (статья 2 Устава).

В ходе проверки прокуратурой г. Северодвинска было выявлено 4 сделки (операции) купли-продажи недвижимого имущества, совершенные при содействии (посредничестве) Общества, на общую сумму <данные изъяты> рублей. В частности, это сделки, оформленные эксклюзивными договорами оказания риэлторских услуг при покупке квартиры, заключенными обществом с гражданами Ж. (сумма сделки <данные изъяты> руб.), М. (сумма сделки <данные изъяты> руб.), Д. (сумма сделки <данные изъяты> руб.), И. (сумма сделки <данные изъяты> руб.). По условиям этих договоров Общество обязалось оказать услуги по организации покупки квартиры для заказчика, в том числе предоставить менеджера по операциям с недвижимостью, организовать осмотр квартиры, проверить правоустанавливающие документы, согласовать объект залога с кредитной организацией, оформить необходимые документы для заключения договора купли-продажи, известить заказчика о времени и месте его заключения и т.д.

Из анализа этих договоров вытекает, что Общество является организацией, совершающей сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество. Следовательно, такие сделки подлежат обязательному контролю, однако сведения по упомянутым сделкам не фиксировались и не предоставлялись в уполномоченный орган.

В связи с этим доводы Общества о том, что спорные договоры не являются сделками с недвижимостью, а прокуратура не представила доказательства совершения сделок по отчуждению объектов недвижимости, стоимости недвижимого имущества по сделкам, судом отвергаются.

П., являясь директором ООО АН «<данные изъяты>» была ответственна за соблюдение норм приведённого выше законодательства.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Ошибка в указании даты одного из договоров риэлтерских услуг в тексте постановления (указано **.**.**** вместо **.**.****) правового значения не имеет и не является существенным нарушением прав П., а потому не является основанием для отмены Постановления.

При рассмотрении жалобы судом принимается во внимание, что Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.10.2016 по делу №А05-9113/2016, вступившим в законную силу, подтверждена законность постановления МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в части установления вины возглавляемого П. ООО АН «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Назначенное П. наказание является минимальным, предусмотренным для должностных лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.12 КоАП РФ, в связи с чем судом не усматривается оснований для его снижения.

Судом не усматривается оснований для замены назначенного П. наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ.

Так, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

ООО АН «<данные изъяты>» действительно является субъектом малого предпринимательства, а П. действительно является его работником. ООО АН «<данные изъяты>» и П. действительно совершили административное правонарушение впервые. И действительно данное правонарушение не повлекло последствий, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

Однако совершённое П. административное правонарушение было выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), что является обязательным условием замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение, предусмотренным ст.4.1.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, административное правонарушение П. было выявлено в ходе проведения органами прокуратуры прокурорской проверки без привлечения к проведению проверки органов государственного контроля (надзора). Проведение прокурорской проверки регулируется законодательством о Прокуратуре РФ, а не законодательством о проведении государственного контроля (надзора).

Так, в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ именно данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Однако в соответствии с ч.3 ст.1 указанного Закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).

Таким образом у суда отсутствуют правовые основания для замены назначенного П. наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со чт.4.1.1 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя и защитника о признании незаконным постановления о привлечении П. к административной ответственности являются несостоятельными, в связи с чем суд их отвергает, оставив жалобу П. без удовлетворения, а обжалуемое постановление – без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмонитринг по СЗФО Б.№*** от **.**.**** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, - оставить без изменения, а жалобу П. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья: В.В. Васюков