Мировой судья Оленин И.Г. Дело № 12-381/17
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Николаева Н.Д.,
при секретаре Галиуллиной С.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска от 09 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска от 09 июня 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 прекращено на основании п.п.2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска обжаловало его в Заволжский районный суд г. Ульяновска. В жалобе представитель Управления просит постановление мирового судьи отменить, считая его необоснованным по следующим основаниям. Субъектами административного правонарушения по ст. 15.33.2 КоАП РФ являются должностные лица страхователей. Под должностным лицом согласно КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и войсковых формированиях Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Из чего следует, что руководителем юридического лица является ликвидатор. В соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ за нарушения установленных законодательством РФ индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования порядке и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Таким образом, ФИО3 является тем должностным лицом, которое является ответственным за своевременное предоставление сведений о застрахованных лицах в органы ПФ РФ, а значит, является субъектом административного правонарушения. Кроме того, мировым судьей не достаточно полно исследована фактическая дата предоставления отчетности по форме, утвержденной распоряжением Правления ПФР от 07.12.2016, руководствуясь только пояснениями представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Фактически отчетность была представлена 02.03.2017 в 16.52 час., 03.03.2017 в 14.09 час. специалистами Управления данная отчетность была проверена и не принята, с указанием причин, а именно форма СЗВ-М заполнена в соответствии с недействительным форматом. 17.03.2017 в 16.02 час. данное сообщение было получено и прочитано предприятием.
Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, заместитель начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска ФИО2 в судебном заседании полностью поддержала доводы своей жалобы, просила постановление мирового судьи отменить. В дополнение к доводам жалобы пояснила, что 02.03.2017 от ФГУП «31 Арсенал» в Управление поступил электронный файл, содержащий неправильный формат. Данный файл сотрудникам Управления не удалось открыть. После чего 03.03.2017 сотрудниками Управления в адрес организации было направлено электронное письмо, в котором указывалось, что СЗВ-М за февраль 2017 года не принят в виду ошибки (форма заполнена в соответствии с недействительным форматом, рекомендовано использование формата, утвержденного распоряжением Правления ПФР от 07.12.2016). Согласно данным Пенсионного фонда данное сообщение было получено ФГУП «31 Арсенал» 17.03.2017 и в тот же день был предоставлен корректный отчет.
Представитель руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 – ФИО1 в судебном заседании просил постановление мирового судьи оставить без изменения, с доводами жалобы не согласился по следующим основаниям. Статьей 2.4 КоАП РФ указан полный перечень административных правонарушений, за которые члены коллегиальных органов управления юридических лиц, в том числе ликвидационных комиссий, несут административную ответственность как должностные лица. Статья 15.33.2 КоАП РФ в данный перечень не включена. Иное толкование ст. 2.4 КоАП РФ со стороны заявителя жалобы является попыткой нормотворчества и искажает правовой смысл данной нормы закона. Следовательно, ФИО3, являясь председателем ликвидационной комиссии, не является должностным лицом и субъектом рассматриваемого правонарушения. Доводы о несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах по форме СЭВ-М за февраль 2017 года являются недостоверными и не соответствуют действительности. ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России 02.03.2017 предоставило в ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска СЗВ-М за февраль 2017 года, содержащую все исчерпывающие и необходимые сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. При этом, форма была заполнена с соблюдением всех предъявляемых к ней требованиям. Управлением не предоставлено ни одного допустимого доказательства, что представленная 02.03.2017 форма была заполнена в некорректном формате и сотрудники Управления не смогли открыть ее содержание. О том, что отчетность не была принята, ФГУП «31 Арсенал» узнало только 17.03.2017 при получении извещения Пенсионного фонда, в этот же день форма была отправлена повторно, причем являлась аналогичной ранее представленной. Административная ответственность за предоставление формы отчета в ином формате КоАП РФ не предусмотрена. Кроме того, на момент рассмотрения жалобы истек срок привлечения к административной ответственности.
Выслушав должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, ФИО2, представителя руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 – ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд пришел к следующему.
Статьёй 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
За совершение этого правонарушения для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 этой же статьи, – в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет сведения в отношении работающих у него застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Таким образом, сведения о застрахованных лицах, представляемые в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации юридического лица по форме СЗВ-М, являются сведениями об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что руководителем ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 не были представлены в установленный законом срок сведения в отношении работающих на предприятии застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года. Установленный законом срок представления этой отчетности – до 15 марта 2017 года. Фактически УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области данные сведения получены 17 марта 2017 года.
По данному факту должностным лицом УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области 15 мая 2017 года в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Указанный протокол был направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Заволжского судебного района г. Ульяновска.
Постановлением мирового судьи от 09.06.2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 было прекращено на основании п.п.2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Основанием прекращения производство по делу об административном правонарушении явилось то, что ФИО3, являясь руководителем коллегиального органа – ликвидационной комиссии ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, не является субъектом правонарушения.
Суд полагает, что с постановлением мирового судьи нельзя согласиться, а доводы представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда, изложенные в жалобе и в настоящем судебном заседании, заслуживают внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 14.06.2010 № 654 в отношении ФГУП «31 Арсенал» МО РФ проводятся мероприятия по ликвидации.
Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 04.04.2014 №242 сформирована ликвидационная комиссия ФГУП «31 Арсенал» МО РФ во главе с председателем ФИО3
Согласно п.4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Таким образом, с момента назначения председателем ликвидационной комиссии ФИО3 является должностным лицом, ответственным за предоставление отчетности, поскольку на него возложена обязанность по осуществлению руководства текущей деятельности общества.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к данной статье указано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
При этом, данный список не является исчерпывающим.
Учитывая изложенное именно председатель ликвидационной комиссии обязан осуществлять руководство текущей деятельностью общества, в том числе представлять сведения в ПФ РФ. На него возложены распорядительные и административно-хозяйственные функции, он в силу закона является должностным лицом и должен нести ответственность за нарушение требований действующего законодательства.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. При этом постановление по делу об административном правонарушении должно содержать описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу, что определено ст. 29.10 КоАП РФ
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Однако, в нарушение выше перечисленных требований закона, мировой судья не в полном объеме установил обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия справедливого решения, не дал оценки всем доказательствам по делу в их совокупности.
Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении судом первой инстанции не в полном объеме были исследованы доказательства, представленные должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, относительно обстоятельств представления ФГУП «31 Арсенал» электронной формы СЗВ-М за отчетный период, причины невозможности принять к обработке форму, поступившую 02.03.2017, характер ошибки, при этом, при оценке доводов представителя ФИО3 суд руководствовался только пояснениями представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, в ходе судебного разбирательства допрошено не было, не оценивались и представленные суду протоколы контроля, акты и доставке отчета, скриншоты программного комплекса.
Однако исследование указанных доказательств по делу и их надлежащая правовая оценка имеют существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по жалобе заместителя начальника Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска на постановление мирового судьи.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым отменить постановление по делу, как вынесенное с существенным нарушением требований законодательства об административных правонарушениях, вернуть дело на новое рассмотрение мировому судье, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел (правонарушения в области страхового законодательства), на момент рассмотрения жалобы не истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд.
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Государственного учреждения–Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска от 09 июня 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 в связи с отсутствием состава административного правонарушения отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении руководителя ликвидационной комиссии Федерального государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 вернуть на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Заволжского судебного района города Ульяновска
.
Судья Н.Д. Николаева