Дело № 12-381/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск «06» ноября 2018 г.
Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Акимцов О.Ю.,
при участии в судебном заседании:
лицо привлечённое к административной ответственности: АНО ЦООД «Изумрудный город», - в судебное заседание не явилось;
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АНО ЦООД «Изумрудный город» на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ г. №, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АНО ЦООД «Изумрудный город»,
УСТАНОВИЛ:
АНО ЦООД «Изумрудный город», обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, о привлечении АНО ЦООД «Изумрудный город» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, некоммерческая организация признана виновной в совершении административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000,00 руб.
Жалоба мотивирована следующим.
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, Автономная некоммерческая организация центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город» (далее - АНО ЦООД «Изумрудный город»), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000, 00 руб.
Основанием для привлечения АНО ЦООД «Изумрудный город» к административной ответственности по указанной статье, послужили изложенные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№-И/1 выводы о том, что в нарушение положений статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", организацией не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.
Вместе с тем, специальная оценка условий труда, является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, и оценке уровня их воздействия на работника, с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
В силу части 6 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, и должна быть завершена не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Такие доводы нашли отражение в судебной практике. Верховный суд, отменяя решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга, оставившего постановление государственного инспектора труда (по охране труда), о назначении административного штрафа по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и направляя жалобу на новое рассмотрение также указал, что, в силу части 6 статьи 27, в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ (Постановление Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ Ы36-АД15-5).
Согласно распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№-И, сведения об относимости рабочих мест в АНО ЦООД «Изумрудный город», к перечисленным в ч. 6 ст. 10 вышеприведенного Федерального закона должностным лицом у Общества, не истребовались.
В предписании № от ДД.ММ.ГГГГ по оценке труда, был указан срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7 предписания).
Получив предписание, АНО ЦООД «Изумрудный город» незамедлительно приступила к устранению нарушения. А именно, уже на следующий день после выдачи предписания (ДД.ММ.ГГГГ) АНО ЦООД «Изумрудный город» обратилась в Общество с ограниченной ответственностью «Сарм» за оказанием услуги по проведению специальной оценки условий труда (в приложении Договор № СОУТ-6-873/18 на оказание услуг по специальной оценке условий труда от ДД.ММ.ГГГГ). Срок исполнения услуг по договору составляет 6 (шесть) месяцев.
Таким образом, АНО ЦООД «Изумрудный город» устранила нарушения 01.08.2018г., о чем своевременно известила ГИТ, с направлением подтверждающих документов (копии договора о специальной оценке), однако данное обстоятельство должностным лицом было проигнорировано, составлен протокол об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении №-И/З от ДД.ММ.ГГГГ руководитель АНО ЦООД «Изумрудный город» дал объяснения, и не согласился с протоколом по делу, ссылался на то, что меры по устранению нарушения были приняты, просил ограничиться предупреждением.
Предписание вынесено раньше срока, предусмотренного ч. 6 ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (ДД.ММ.ГГГГ), при этом в АНО ЦООД «Изумрудный город», отсутствуют рабочие места с вредными производственными факторами. Кроме того, согласно распоряжению о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ№-И, административным органом у Общества на момент проверки не истребовались такие сведения.
Санкцией вмененной статьи установлено предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 60 000, 00 руб., в постановлении должностного лица указано, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, при назначении административного наказания в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: раскаяние лица, совершившего правонарушение, исполнение предписания до вынесения постановления, совершение правонарушения впервые, в связи с чем, имеются основания полагать, что размер назначенного административного штрафа явно не соответствует совершенному административному правонарушению. Вместе с тем, при назначении административного наказания не был рассмотрен вопрос о замене наказания на предупреждение при отсутствии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В действиях АНО ЦООД «Изумрудный город» отсутствуют условия, препятствующие назначению предупреждения как виду административного наказания, ранее к административной ответственности за нарушение трудового законодательства Автономная некоммерческая организация центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город» не привлекалась, предписание было исполнено до вынесения постановления, переходный срок для проведения специальной оценки не истек.
Кроме того, в соответствии с Уставом, АНО ЦООД «Изумрудный город», является некоммерческой организацией, основной целью деятельности не выступает извлечение прибыли. Организация осуществляет свою деятельностью за счет собственных средств, и средств родителей и законных представителей детей.
На основании вышеизложенного, просят отменить постановление №ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АНО ЦООД «Изумрудный город».
В судебное заседание представитель АНО ЦООД «Изумрудный город» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, 30.6 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При рассмотрении жалобы на постановление судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
На основании абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - ФЗ "О специальной оценке условий труда"), специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда", обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Как усматривается из представленных материалов, актом проверки Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-И/1, на основании распоряжения №- И от ДД.ММ.ГГГГ, проведена внеплановая выездная проверка в отношении АНО ЦООД «Изумрудный город», выявлены нарушения трудового законодательства в области охраны труда, а именно в соответствии с п. 2.1.3 Постановления Минтруда и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
В нарушение п. 2.1.3 Постановления Минтруда и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» в Автономной некоммерческой организации центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город» первичный инструктаж работникам: рабочим кухни, мойщикам посуды, медицинской сестре проводит администратор ФИО3 (согласно журнала регистрации инструктажа на рабочем месте).
Согласно п. 2.1.5 Постановления Минтруда и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного ил иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.
В нарушение п. 2.1.5 Постановления Минтруда и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны груда работников организаций» в Автономной некоммерческой организации центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город», отсутствует утвержденный работодателем перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного и повторного инструктажей по охране труда на рабочем (так как заместителю директора, бухгалтеру-кассиру, заведующему хозяйством, администратору, менеджеру по продажам - не проводится инструктаж по охране труда на рабочем месте).
Отсутствует приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство. Нарушение п. 1.2.3 ПТЭЭП, утв. приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Отсутствует Перечень профессий и должностей, требующих присвоения персоналу 1 группы по электробезопасности. Нарушение п. 1.4.4 ПТЭЭП, утв. приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Отсутствует программа обучения неэлектротехнического персонала на 1 группу по электробезопасности. Нарушение п. 1.4.4 ПТЭЭП. утв. приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Не проводится обучение и проверка знаний неэлектротехнического персонала на 1 группу по электробезопасности. Нарушение п. 1.4.4 ПТЭЭП, утв. приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда, возлагаются на работодателя.
В нарушение вышеуказанных требований закона в Автономной некоммерческой организации центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город» на всех рабочих местах, согласно штатного расписания (постоянных работников, временных работников) не проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте.
В водонасосном помещении имеются препятствия на проходе (загромождения) к рабочему месту (пути эвакуации). Нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 36 Правил противопожарною режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В нарушение ч. 2 п..8 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовых договорах заключенных с работниками Автономной некоммерческой организации центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город», не указаны условия труда на рабочем месте.
В нарушении ч. 2 ст. 57, Трудовой кодекс Российской Федерации в трудовых договорах заключенных с работниками Автономной некоммерческой организации центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город», не указано место работы и дата.
В нарушение ч. 2 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации в п. 2.2. Правил внутреннего трудового распорядка АНО ЦООД «Изумрудный город», указано условия при приёме не работу работника обязан предъявить следующие документы ИНН.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В нарушение ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации не установлены дат выплаты аванса и заработной платы трудовой договор № заключенным с работнике ФИО4 от дата отсутствует п. 5.4. Выплата заработной платы производится в срок заработная плата в период с 05 по 10 числа месяца, следующего за отчетным аванс в период с по 25 число текущего месяца для всех работающих с 01 по 14 число этого же месяца, трудов! договор № заключенным с работником ФИО3 от дата отсутствует п. 5.5. Выплата заработной платы производится в сроки: заработная плата в период с 05 по 10 числа месяца следующего за отчетным аванс в период с 15 по 25 число текущего месяца для всех работают с 01 по 14 число этого же месяца.
В нарушение п. 35. "Правила об очередных и дополнительных отпусках" (утв. НКТ СС ДД.ММ.ГГГГ№) При исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее полови месяца, округляются до полного месяца.
В приказах о прекращении трудового договора работниками Автономной некоммерческой организации центр отдыха и оздоровления детей «Изумрудный город» ФИО5№-у от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6№-у ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4№-у от ДД.ММ.ГГГГ, не указана компенсация за неиспользованный отпуск.
В ходе проведения проверки выявлено нарушение, выразившееся в том, что в нарушение требований ст. 22, 219, 212 ТК РФ, предприятием не принято мер к проведению специальной оценки условий труда (договор с организацией, имеющий лицензию на осуществление указанной деятельности не заключался, а сама процедура оценки условий труда не проводилась).
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения АНО ЦООД «Изумрудный город» к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние некоммерческой организации квалифицировано по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Довод заявителя жалобы, о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения части 6 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда о поэтапном проведении специальной оценки условий труда до ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным, поскольку сделан без учета требований части 2 статьи 4, статей 17 и 27 названного закона.
Оценивая размер назначенного АНО ЦООД «Изумрудный город» наказания, принимаю во внимание следующее.
Санкция ч. 2 ст. 5.27.1 предусматривает для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 60 до 80 тысяч рублей.
В силу ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела усматривается, что АНО ЦООД «Изумрудный город» за правонарушение назначено наказание в виде штрафа, при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличии смягчающего: раскаяние лица. Сведений о привлечении юридического лица ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, не имеется.
В такой ситуации назначение виновному административного штрафа, как более строгого вида наказания по сравнению с предупреждением является необоснованным. Поэтому в части назначенного наказания обжалуемый акт подлежит изменению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП России,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АНО ЦООД «Изумрудный город», изменить: смягчить административное наказание на предупреждение.
В остальной части постановление должностного лица, - оставить без изменения
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 (десяти) суток с момента его получения.
Судья <данные изъяты> О.Ю. Акимцов
<данные изъяты>