№ 12-381/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
02 августа 2021 года г. Уфа
Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,
с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1 – Попова Н.Ю. (действующего на основании доверенности),
ведущего специалиста – эксперта старшего государственного строительного инспектора государственного строительного надзора по ГО г. Уфы и Центральному округу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО2,
потерпевших по делу об административном правонарушении ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Попова Н.Ю. на постановление:
заместителя председателя – главного государственного строительного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО5 № 49\ГЛВ\2020 от 22.10.2020;
решение председателя Государственного комитета РБ по жилищному строительству ФИО6 №49\ГЛВ\2020 от 12.11.2020, которым:
ФИО1, < дата > года рождения, уроженец ... РБ, зарегистрированный и проживающий по адресу: ...72, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО5...\ГЛВ\2020 от < дата >, которым он был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 2000 рублей.
Решением председателя Государственного комитета РБ по жилищному строительству ФИО6...\ГЛВ\2020 от < дата > постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО5...\ГЛВ\2020 от < дата > оставлено без изменения, жалоба ФИО1, без удовлетворения.
В жалобе ФИО1 просит об отмене вышеуказанного постановления и решения Государственного комитета РБ по жилищному строительству, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в виду отсутствия состава в действиях ФИО1 правонарушения.
В обосновании жалобы указано, что < дата > протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 не составлялся, сам ФИО1 на составление протокола не вызывался, не извещался, никакие документы, тем более протокол о привлечении его к ответственности не подписывал, в связи с чем ему не были разъяснены его права и обязанности предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ. Подписи в протоколе заявителю не принадлежат, что видно даже не вооруженным взглядом. Также фабула правонарушения не соответствует действительности, содержит не достоверные сведения. Каких либо доказательств существования факта строительства объекта капитального строительства без получения разрешения на участке ... в постановлении не приводится, тогда как, заявитель осуществлял капитальный ремонт принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, обусловленный приведением указанного объекта в жилое помещение, пригодное для проживание. Заявитель проводил капитальный ремонт помещения высотой до 3 этажей, не затрагивая его конструктивные характеристики, установленные градостроительным регламентом. Ремонтируемый объект приобретен ФИО1 не в период до < дата >, а < дата >, в связи с чем номер кадастрового паспорта не соответствует действительности, сведений о том когда были сделаны фото материалы не указаны. Работы по реконструкции, перечисленные должностным лицом в решении, заявителем не производились, что подтверждается осмотром специалиста, они произведены застройщиком еще в 2014-2015 году при строительстве всего дома.
В ходе судебного заседания защитник ФИО1 - Попов Н.Ю. доводы, изложенные в жалобе, поддержал полностью, просили их удовлетворить, отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях заявителя состава правонарушения.
В суде потерпевшие ФИО3, ФИО4 показали, что являются собственниками части танхауса находящегося по адресу: .... Их сосед ФИО1 надстроил еще несколько этажей над третьим, уже продолжительное время ведет капитальное строительство, кроме того, он постоянно мешает им, сверлит, шумит, пачкает стены, не смотря на то, что разрешение на строительство у него нет, разрешения у соседей он не брал. Кроме того, они очень опасаются за свою жизнь и здоровье, поскольку несущая стена у них единая, она может не выдержать такой нагрузки и разрушится.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Считаю возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц по делу.
Изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 58).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ведущим специалистом-экспертом старшим государственным строительным инспектором отдела государственного строительного надзора по ГО ... и ... Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО2, после рассмотрения коллективного обращения от собственников жилого дома расположенного по адресу: РБ, ...,о самовольном строительстве надстройки над жилым домом на земельном участке с кадастровым номером 02:55:0111020:43, расположенного по адресу: РБ, ..., выявлено следующее: согласно справки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от < дата > земельный участок общей площадью 1055 кв.м. расположенный по адресу: РБ, ... принадлежит на правах общей долевой собственности 1\5 доли ФИО1 На основании выше указанного, как правообладатель земельного участка с кадастровым номером 02:55:0111020:43, руководствуясь законодательством РФ, застройщиком объекта является ФИО1 Строительство Объекта капитального строительства осуществлялось без разрешения на строительство. Согласно письму Администрации городского округа ... (исх. ... от < дата >) разрешительная документация по вышеуказанному объекту не оформлялась и не выдавалась. ФИО1 ведется реконструкция объекта капитального строительства без разрешения, а именно выполняются следующие работы: демонтаж кровли, кирпичная кладка парапетов, для увеличения высоты подкровельного пространства, монтаж кровли, увеличение входной группы по высоте, строительство пристроя к жилому дому со стороны двора в виде монолитных колонн и плит перекрытий примыкающих на всю высоту здания.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений Кодекса об административных правонарушениях, при составлении протокола по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении составления протокола в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения вопроса о составлении протокола.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении судье, административному органу, должностному лицу в порядке требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения материала об административном правонарушении должностным лицом административного органа.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что ведущим специалистом-экспертом старшим государственным строительным инспектором отдела государственного строительного надзора по ГО ... и ... Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 от < дата >.../ГЛВ/2020. Данный протокол был, согласно показаниям ФИО2 составлен с участием лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако сам ФИО1 и его защитник отрицают свое присутствие в государственном комитете Республики Башкортостан в тот день, утверждает, что его подпись подделана ФИО2, а в материалах дела имеется два подлинника протокола от < дата >, один с подписью якобы «ФИО1», другой без подписи ФИО1, в обоих протоколах указано, что он составлен в отсутствии лица привлекаемого к административной ответственности.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Кроме того, согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Из содержания названного протокола об административном правонарушении усматривается, что ФИО1 в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку протокол был составлен в его отсутствие.
Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов по настоящему делу, также не содержит данных сведений.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются не допустимыми и существенными, поскольку в силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя председателя – главного государственного строительного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО5...\ГЛВ\2020 от < дата >, решение председателя Государственного комитета РБ по жилищному строительству ФИО6...\ГЛВ\2020 от < дата > подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу защитника ФИО1 – Попова Н.Ю. – удовлетворить.
Постановление заместителя председателя – главного государственного строительного инспектора Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО5 № 49\ГЛВ\2020 от 22.10.2020, которым ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение председателя Государственного комитета РБ по жилищному строительству ФИО6 №49\ГЛВ\2020 от 12.11.2020 которым вышеуказанное постановление оставлено без изменения, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд г. Уфы Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Шакирьянова