ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-382/2022 от 07.04.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 12-382/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 07 апреля 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Сучковой М.И. (по доверенности) на постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,
в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 158 000 (ста пятидесяти восьми тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Сучкова М.И. выражает несогласие с состоявшимся постановлением судьи и просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на неполное изучение обстоятельств дела, финансирование расходов на предоставлении субсидии МБУК «Кстовский театр кукол», целью которой является выполнение работ по устройству детской площадки, по подразделу 0801 «Культура» осуществлялось в строгом соответствии с решением о бюджете, полагает, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подведомственности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

В силу абз. 6, 11 ст. 28 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), бюджетная система РФ основана на принципах эффективности использования бюджетных средств и адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно ст. 34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии со ст. 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании ст. 219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

В силу ст. 81, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 БК РФ, денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 41 БК РФ, к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

В силу ст. 47 БК РФ, к собственным доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Как усматривается из материалов дела, 08 октября 2021 года Кстовским городским прокурором Нижегородской области вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

Городской прокуратурой в связи с информацией контрольно-счетной группы г. Кстово проведена проверка соблюдения законов о бюджете и бюджетном процессе в деятельности администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

Проверкой установлено, что между администрацией Кстовского муниципального района и Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Кстовский театр кукол» (далее - МБУК «Кстовский театр кукол») 15 мая 2020 года заключено соглашение об условиях предоставления и порядке использования субсидии на иные цели, предметом которого в силу
п. 1.1 является предоставление из бюджета городского поселения «город Кстово» в 2020 году МБУК «Кстовский театр кукол» субсидии на реализацию проекта по поддержке местных инициатив в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными городскому поселению «город Кстово» как получателю средств бюджета в рамках непрограммных мероприятий в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению №1 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.

Приложением № 1 установлен перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также направление расходов, а именно код бюджетной классификации 487 0801 7770343590612, наименование - субсидия на реализацию проекта по поддержке местных инициатив, наименование мероприятия - непрограммные мероприятия в соответствии с перечнем согласно приложению № 2.

Приложением № 2 к соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, определено название программы - устройство детской площадки в МБУК «Кстовский театр кукол».

Объем финансового обеспечения в силу п. 2.1 соглашения на реализацию мероприятия составляет 3 151 157,00 руб.

Указанные средства поступили МБУК «Кстовский театр кукол» из администрации Кстовского муниципального района согласно выписке из лицевого счета 25 декабря 2020 года.

В целях освоения данных средств МБУК «Кстовский театр кукол» заключен муниципальный контракт № 123 с индивидуальным предпринимателем Корниловым О.Б., предметом которого является выполнение работ по устройству детской площадки, цена контракта с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 20 августа
2020 года № 1, составляет 3 151 157,00 руб.

Работы по данному контракту выполнены и оплачены МБУК «Кстовский театр кукол» в полном объеме.

В силу Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного Приказом Минфина России от 06 июня 2019 года № 85н, по подразделу 0801 «Культура» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений культуры, включая особо ценные объекты (учреждения) культурного наследия народов Российской Федерации, дворцов и домов культуры, библиотек, музеев и постоянных выставок, театров, цирков, концертных и других организаций исполнительских искусств, государственную поддержку организаций в сфере культуры, творческих союзов, сохранение культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, подготовку и проведение мероприятий в сфере культуры.

По подразделу 0503 «Благоустройство» вышеуказанного Порядка классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, в том числе энергоэффективное освещение, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).

Кроме того, по данному подразделу классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы по организации и содержанию мест захоронения (кладбищ), мест захоронения бытовых отходов, а также другие расходы по благоустройству в границах муниципальных образований.

Из позиции Минфина России, отраженной в письме от 19 августа
2021 года № 02-05-10/66852, подраздел 0503 «Благоустройство» классификации расходов бюджетов корректно применять для отражения расходов на мероприятия по благоустройству, включенные в правила благоустройства территории, утвержденные представительным органом соответствующего муниципального образования, и обеспеченные бюджетными ассигнованиями в соответствии с его бюджетом.

Вопросы размещения и содержания детских площадок регламентированы разделом 9 Правил благоустройства г. Кстово Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением городской Думы
г. Кстово Кстовского района Нижегородской области от 28 ноября 2019 года № 419.

В связи с изложенным надлежащим подразделом для отражения расходов на выполнение работ по устройству детской площадки является 0503 «Благоустройство», а расходы, доведенные 25 декабря 2020 года администрацией Кстовского муниципального района до МБУК «Кстовский театр кукол» в виде субсидии в размере 3 151 157,00 руб., целью которой является выполнение работ по устройству детской площадки, не подлежат отражению по подразделу 0801 «Культура».

Направление указанных средств бюджета в МБУК «Кстовский театр кукол» осуществлены администрацией района в целях, полностью не соответствующих определенным решением городской Думы города Кстово от 30 декабря 2019 года № 437 «О бюджете городского поселения «город Кстово» Кстовского района Нижегородской области на 2020 год».

Таким образом, администрацией Кстовского муниципального района допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в целях, полностью не соответствующих целям, определенным решением городской Думы г. Кстово от 30 декабря 2019 года № 437 «О бюджете городского поселения «город Кстово» Кстовского района Нижегородской области на 2020 год» в размере 3 151 157,00 руб.

Выявленное в ходе прокурорской проверки нецелевое использование бюджетных средств послужило основанием для привлечения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ,
о чем судьей городского суда вынесено соответствующее постановление.

Между тем, состоявшееся по делу постановление судьи городского суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, что выразилось в следующем.

В силу ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной Главой 23 названного Кодекса, судьями (мировыми судьями) (п. 1); органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в Главе 23 названного Кодекса (п. 6).

Согласно ч. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 названного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

При этом ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 названного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Однако в рассматриваемом случае положения ч. ч. 1.1, 2 ст. 23.1
КоАП РФ неприменимы, поскольку дело возбуждено прокурором, а также в материалах дела не имеется данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что оно передано на рассмотрение судье в порядке ч. 2 ст. 23.1 названного Кодекса.

По смыслу вышеприведенных норм, именно административному органу, уполномоченному рассматривать данное дело, предоставлено право передачи дела об административном правонарушении на рассмотрение судье, о чем таким должностным лицом должно быть вынесено соответствующее определение.

Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, не отнесено к компетенции Кстовского городского суда Нижегородской области.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают, в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 названного Кодекса (в пределах своих полномочий).

Дело об административном правонарушении, предусмотренном
ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, возбуждено прокурором по факту нецелевого использования бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации в целях, полностью не соответствующих целям, определенным решением городской Думы г. Кстово от 30 декабря 2019 года № 437 «О бюджете городского поселения «город Кстово» Кстовского района Нижегородской области на 2020 год».

Исходя из положений ст. ст. 28, 29, 31, 265, 266.1 БК РФ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контрольные функции в отношении средств бюджета соответствующего уровня.

Следовательно, из анализа названных норм БК РФ, а также
п. 6 ч. 1 ст. 22.1, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий).

В силу п. 1 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

Также согласно п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи.

Учитывая, что рассмотрение настоящего дела неподведомственно Кстовскому городскому суду Нижегородской области, судье надлежало определить и направить его для рассмотрения по существу должностному лицу, уполномоченному рассматривать в силу вышеприведенных норм, однако данные обстоятельства судьей не учтены, что свидетельствует о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 названного Кодекса, составляет два года, и на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - направлению на новое рассмотрение в Кстовский городской суд Нижегородской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,
в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, - отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков