ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-383/19 от 03.12.2019 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД48RS0001-01-2019-007046-66

Производство № 12-383/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

03 декабря 2019 года г. Липецк

Судья Советского районного суда г. Липецка Малюженко Е.А., рассмотрев жалобу Ермолова Максима Викторовича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Липецкой области Лазаревой Е.Д. от 03 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Липецкой области Лазаревой Е.Д. от 03 октября 2019 года по делу об административном правонарушении Ермолов Максим Викторович был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за то, что 15.01.2019 Управлением ЖКХ Липецкой области в Минстрой России посредством подсистемы бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» был направлен отчет о расходах по состоянию на 01.01.2019, по форме Приложения № 3 к Соглашению № 069-09-2018-087, с недостоверными данными о кассовом расходе бюджета субъекта Российской Федерации (строка 050 раздела 1), сведений о направлении расходов (строка 001 раздела 2), тем самым недобросовестно выполнило обязательство и обязанности по ежеквартальному предоставлению отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, таким образом, нарушив порядок предоставления субсидии в части представления в Минстрой России информации об исполнении взятых обязательств, лишив Министерство произвести достоверный мониторинг реализации государственной программы, позволяющей отслеживать уровень софинансирования, осуществить контроль качества использования субсидии из федерального бюджета.

На основании Распоряжения администрации Липецкой области от 28.12.2018 № 615-рл исполнение обязанностей начальника Управления ЖКХ Липецкой области были возложены на Ермолова Максима Викторовича.

Таким образом, Ермоловым Максимом Викторовичем не соблюдены требования статей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.5. Соглашения № 069-09-2018-087, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, Ермолов М.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении его к административной ответственности признать незаконным и отменить. В обосновании доводов жалобы, Ермолов М.В. указал на то, что в 2018 году управлением ЖКХ, как уполномоченным органом, осуществлялась реализация на территории Липецкой области приоритетного проекта «Формирование современной городской среды», по которому управлением ЖКХ было заключено соглашение с Минстрой РФ о представлении субсидий из федерального бюджета от 25.12.2018 № 069-09-2018-087.

В соответствии с условиями п. 4.3.5 указанного соглашения к обязанностям субъекта РФ отнесено обеспечение представления в установленные сроки в Минстрой РФ отчета в форме электронного документа установленной формы о расходах бюджета Липецкой области, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия федерального бюджета. Аналогичное требование предусмотрено п. 21 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710.

15.01.2019 управлением ЖКХ с использованием ГИИС «Электронный бюджет» в Минстрой РФ направлен соответствующий отчет о расходах. При этом при формировании отчета была допущена неточность, выразившаяся во включении в соответствующие разделы отчета не только средств указанного приоритетного проекта, но и средств другого, реализуемого управлением ЖКХ, приоритетного проекта «Обустройство мест массового отдыха населения (парки малых городов)».

Указанная неточность была выявлена и устранена при подготовке документов для проверочной группы Управления Федерального казначейства по Липецкой области с направлением 05.04.2019 уточненного отчета в Минстрой РФ.

Таким образом, выводы о неисполнении требований п. 4.3.5. соглашения, а, следовательно, и нарушении порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов не имеют оснований.

Одновременно с этим, в мотивировочной части постановления о назначении административного наказания от 03.10.2019 № 21-23/2019 указано на нарушение статьи 130 Бюджетного кодекса РФ и п. 19 Приложения 15 постановления Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, буквальное толкование которых позволяет сделать вывод о неприменимости данных положений к предмету разбирательства.

В судебном заседании Ермолов М.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Федерального казначейства по Липецкой области (далее – УФК по ЛО) по доверенности Лисовская И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы Ермолова М.В., в связи с необоснованностью доводов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 20.09.2019 года должностным лицом - главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по ЛО Смольяниновой И.Ю. в отношении исполняющего обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства ЛО Ермолова М.В. составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Согласно данному протоколу Ермолов М.В. нарушил порядок предоставления субсидии в части предоставления в Минстрой России отчетов об исполнении условий предоставления субсидии из федерального бюджета. Таким образом, Ермоловым Максимом Викторовичем не соблюдены требования статей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.5 Соглашения № 069-09-2018-087, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Распоряжением Администрации Липецкой области от 28.12.2018 N615-рл исполнение обязанностей начальника управления ЖКХ Липецкой области возложено на заместителя начальника управления - начальника отдела благоустройства и обращениями с отходами управления ЖКХ ЛО Ермолова М.В. с 29.12.2018 г. до назначения начальника управления ЖКХ ЛО в установленном порядке.

Согласно Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, утвержденному Распоряжением Администрации Липецкой области от 26 июля 2010 г. N 272-р, Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области (далее - Управление) является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области.

Разделом II данного Положения установлены функции Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, к которым, в частности, относятся: осуществление функции главного распорядителя средств областного бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществление подготовки и направления отчетности в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по вопросам достижения показателя эффективности использования финансовой поддержки на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры и количестве заключенных на территории Липецкой области концессионных соглашений; осуществление подготовки заявок на предоставление средств из федерального бюджета на цели модернизации жилищно-коммунального хозяйства области; обеспечение предоставления отчетности и мониторинг реализации мероприятий, финансируемых за счет данных средств по федеральным целевым программам…

Начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области осуществляет общее руководство деятельностью Управления; несет персональную ответственность за выполнение функций Управления; распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных бюджетных смет и бюджетных ассигнований; представляет информацию, документы, первичную документацию, аналитическую и другую отчетность в соответствии с запросами управлений, осуществляющих функции аппарата администрации Липецкой области…

Реализация мероприятий в Липецкой области осуществлялась в рамках заключенного соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Липецкой области на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды от 06.02.2018 № 069-08-2018-017, от 25.12.2018 № 069-09-2018-087 (далее - Соглашение № 069-09-2018-087) между Минстроем России и администрацией Липецкой области.

Так, 06 февраля 2018 г., а затем 25 декабря 2018 года (в связи с переизбранием главы администрации ЛО) между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (получатель средств федерального бюджета) и Администрацией Липецкой области заключено Соглашение N 069-09-2018-087 о предоставлении в 2018 году субсидий из федерального бюджета бюджету Липецкой области на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Предметом названного соглашения являлось предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Липецкой области субсидии на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов РФ.

В соответствии с п. 3.2. Соглашения, субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:

а) наличие правового акта Липецкой области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, указанного в пункте 1.2 настоящего Соглашения;

б) наличие в бюджете Липецкой области бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения;

в) соответствие настоящего Соглашения положениям пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", а именно п. 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 999) соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать: з) сроки и порядок представления в системе "Электронный бюджет" отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 Соглашения субъект (Администрация Липецкой области) обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии (п.4.3.1), а также:

- обеспечивать предоставление в Министерство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об) (п. 4.3.5):

- расходах бюджета Липецкой области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению № 3 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 15 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена субсидия…

Выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством РФ, правилами предоставления субсидий и настоящим соглашением.

15.01.2019 в Минстрой России посредством подсистемы бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» направлен Отчет о расходах по состоянию на 01.01.2019, по форме Приложения № 3 к Соглашению № 069-09-2018-087.

При проведении контрольного мероприятия в Управлении ЖКХ Липецкой области в соответствии с пунктом 9 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Липецкой области в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Липецкой области 29.12.2018, по проверке предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (акт выездной проверки от 22.04.2019) установлен факт указания недостоверных данных об израсходованных средствах бюджета Липецкой области (кассовый расход) в отчете о расходах на 01.01.2019, в целях софинансирования которых предоставлена Субсидия (далее - Отчет о расходах), направленном 15.01.2019 в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).

В соответствии с актом выездной проверки управления ЖКХ ЛО от 22.04.2019 г. было установлено, что в нарушении ст. 130 БК РФ, пункта 4.3.5 соглашения № 069-08-2018-017 в отчете о расходах на 01.01.2019 г., в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, указаны недостоверные данные об израсходованных средствах бюджета ЛО (кассовый расход) : по стр. 050 гр. 4 указана сумма 338 478 375,89 руб., а следовало указать 334 044 231,84 руб. В строках о кассовом расходе бюджета субъекта Российской Федерации (строка 050 раздела 1) и сведений о направлении расходов (строка 001 раздела 2) учтена сумма расхода субсидии на поддержку благоустройства мест массового отдыха населения (городских парков) в размере 4 434 144,05 руб., то есть сумма израсходованных средств бюджета субъекта Российской Федерации (кассовый расход) в Отчете о расходах указана с учетом суммы расхода по мероприятиям муниципальных программ.

Минстроем России меры ответственности, предусмотренные п.п. 6-18, 22 (1) Правил № 999 к Липецкой области не предъявлялись. В ходе проведения контрольного мероприятия 05.04.2019 г. в Минстрой России направлен откорректированный отчет.

Возложенная на получателя субсидии обязанность по предоставлению определенной отчетности преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств софинансируемых за счет средств федерального бюджета путем мониторинга реализации государственной программы.

Раздел V Соглашения предусматривает ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению, в соответствии с которым стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 6.1.1. Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта (Администрации ЛО) возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) настоящего соглашения и предоставлению отчетности, является Управление Жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

Согласно п. 1 ст. 132 БК РФ, под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 129, 130 БК РФ, правила предоставления межбюджетных трансфертов из ФИО3 бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в форме субсидий бюджетам субъектов РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В целях реализации мероприятий постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (Приложение №15) (далее - Правила № 1710).

Правила № 1710 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения Субсидии.

В соответствии с пунктом 19 Правил №1710 (в редакции, действовавшей на дату проведения проверки) уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Минстрой ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты об исполнении условий предоставления субсидии из федерального бюджета.

При исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывать права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а так же предоставляя необходимую информацию (статья 307 ГК РФ).

В связи с тем, что Управление ЖКХ Липецкой, направив отчет с недостоверными данными о кассовом расходе бюджета субъекта Российской Федерации, недобросовестно выполнило обязательство предусмотренное Соглашением №069-08-2018-087 перед Минстроем России, тем самым лишив Министерство произвести достоверный мониторинг реализации государственной программы, позволяющей отслеживать уровень софинансирования, осуществить контроль качества использования субсидии из федерального бюджета.

В терминологическом стандарте - «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» достоверность документа определена как свойство электронного документа, означающее, что содержание именно такого документа является полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов и которому можно доверять в последующей деятельности.

Таким образом, судья соглашается с позицией УФК по ЛО о том, что предоставление Управлением ЖКХ по Липецкой области отчета о расходах по состоянию на 01.01.2019 г. с недостоверными данными о кассовом расходе бюджета субъекта Российской Федерации является ненадлежащим исполнением обязанности по ежеквартальному предоставлению отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем нарушен порядок предоставления субсидии в части представления в Минстрой России информации об исполнении взятых обязательств.

На основании вышеизложенного вина Ермолова М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ подтверждается совокупности исследованных в судебном заседании доказательствами, а именно: материалом административного дела № 21-23, протоколом № 21-23/2019-8 об административном правонарушении от 20.09.2019 г., актом выездной проверки от 22.04.2019 г., соглашением № 069-09-2018-087 от 25.12.2018 г., отчетами, распоряжением о назначении на должность, постановлением о назначении административного наказания № 21-23/2019 от 03.10.2019 г. и др.

Таким образом, суд не принимает доводы жалобы Ермолова М.В. о незаконности вынесенного в отношении него постановления, поскольку они опровергаются указанными выше обстоятельствами и материалами дела.

Кроме того, Ермолов М.В. в судебном заседании не оспаривал сам факт допущения ошибки при составлении отчета о расходах, однако, данные были откорректированы только при подготовке документов для проверочной группы УФК по ЛО.

Статья 15.15.3 КоАП РФ призвана предупреждать несоблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, и установленная данной статьей ответственность позволяют судить о высоком уровне личной ответственности за данное нарушение.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Исполнение обязанностей начальника Управления ЖКХ Липецкой области возложены на Ермолова Максима Викторовича на основании Распоряжения администрации Липецкой области от 28.12.2018 № 615-рл.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что в действиях Ермолова М.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Виновность заявителя в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, доказательства являются допустимыми, административное наказание применено к правонарушителю в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Доказательств, ставящих под сомнение факт совершения вышеуказанного правонарушения, в деле не имеется.

С учетом указанных обстоятельств, следует, что постановление о привлечении Ермолова М.В. к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 и назначения ему минимального наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей является законным и обоснованным, оснований для отмены, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание назначено Ермолову М.В. с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Ермолова М.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Липецкой области Лазаревой Е.Д. от 03 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ермолова Максима Викторовича - оставить без изменения, жалобу Ермолова М.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.12.2019 г.

Судья Е.А. Малюженко