ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-383/2012 от 14.01.2013 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-9/2013Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Нефтеюганск 14 января 2013 года.

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Хуснутдинова Ф.Ф.,

с участием: представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» Павловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (далее природнадзор) на постановление мирового судьи судебного участка №2 Нефтеюганского района по делу об административном правонарушении от 24 октября 2012 года

У С Т А Н О В И Л:

ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее Общество) привлечено к админист­ративной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за то, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ года не исполнило обязательное предписание природнадзора от ДД.ММ.ГГГГ года, а именно не освободило от горючих веществ (нефть) <адрес>

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Нефтеюганского района от 24 октября 2012 года, производство по делу об административном правонарушении в отноше­нии Общества прекращено за отсутствием состава адми­нистративного правонарушения, в связи с тем, что у Общества имеются объекты, подле­жащие федеральному государственному экологическому контролю, потому все виды государственного экологического надзора (в т.ч. лесной надзор и контроль) в отношении Общества могут осуществляться в соответствии с п.3 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ только упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти (Росприроднадзором). В силу ст.23.24 КоАП РФ отсутствие полномочий на осуще­ствление лесного надзора (как составляющей части государственного экологи­ческого надзора) лишает природнадзор права рассматривать админист­ративные дела по ст. 8.32 КоАП РФ, а следовательно, и выносить предписания о нарушении в области охраны окружающей среды в рамках данной категории административных дел.

Природнадзор с постановлением не согласен, просит его отменить, принять по делу новое решение, полагая, что вывод об отсутствии у него полномочий по осуществлению федерального лесного надзора, основан на неверном применении соответствующих норм права. Им реализованы переданные Российской Федерацией полномочия в области федерального государственного пожарного надзора на основании п.6 ч.1 ст.83, ч.1, 4 ст.97 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - JIK РФ). В силу ч.4 ст.97 ЛК РФ, порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010г. №595 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах», в соответствии с пп.3,4 которого, пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органыи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлениюпожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом РФ и законодательством РФ о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в ч.2 ст.83 JIK РФ, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса. В свою очередь, Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Территория <адрес> не относится к землям обороны и безопасности, не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям лесничества и лесопарков, указанных в ч.2 ст.83 ЛК РФ и, следовательно, осуществление федерального государственного пожарного надзора на указанной территории осуществляется соответствующим органом исполнительной власти автономного округа - Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры. В соответствии с пунктом 5.3.3 Положения о природнадзоре, утвержденном Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 06.09.2010 №177, он осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по федеральному государственному лесному надзору (лесная охрана) на землях лесного фонда,федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

В соответствии с пунктом 7 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010г. №595, перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.

В целях реализации указанной нормы, руководителем Службы издан приказ Службы от 16.05.2011г. № 2-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление государственного пожарного надзора в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (с изменениями от 30.07.2012г.).

Указанный приказ носит нормативно-правовой характер, утвержден в порядке, установленном статьей 13.1 Закона ХМАО - Югры от 25.02.2003 № 4-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», а также внесён в государственный реестр нормативных правовых актов исполнительных органов государственных органов автономного округа за №401 от 20.05.2011г.

Пунктом 8 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010г. №595, перечислены права должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор в лесах.

Отмечает, что статья 65 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливая понятие государственного экологического надзора, не включает в него понятие «государственный пожарный надзор».

Представитель природнадзора в судебное заседание не явился, согласно заявления просит дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Общества ФИО1, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении жалобы, решение мирового судьи оставить без изменения, в связи с тем, что у природнадзора не было полномочий на составление протоколов в отношении Общества, так как у него имеются объекты, подлежащие федеральному экологическому контролю.

Исследовав материалы дела, нахожу жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.ст.23.24.1,28.3 КоАП РФ, 83 ЛК РФ должностные лица природнадзора вправе осуществлять лесной надзор и контроль, а также пожарный надзор в лесах.

В то же время, в соответствии с абз.7 ст.6 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся осуществление регионального государственного экологического надзора (в том числе лесного контроля и надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

П.2 постановления правительства РФ №285 от 31.03.2009 года, которым утверждён перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, относит к ним объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

В целях реализации указанного пункта постановления, приказом №476 Министерства природных ресурсов от 29.10.2010 года, утверждён список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории ХМАО-Югры, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в котором Общество числится под №87.

Таким образом, мировой судья пришёл к правильному выводу о том, что природнадзор не имеет полномочий осуществлять лесной контроль и надзор в отношении Общества.

Доводы жалобы о том, что пожарный надзор, не является частью экологического надзора, в соответствии со ст.65 Закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и поэтому природнадзор уполномочен его осуществлять, имели бы под собой основания в случае, если бы при этом был соблюдён порядок проведения в отношении Общества проверки, предусмотренный ст.6.1 Закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», поскольку в деле отсутствуют сведения о наличии основания для проведения внеплановой проверки, поводом к которой служат обстоятельства, указанные в названной статье, а также в ст.10 ч.2 Закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также отсутствуют сведения об извещении прокурора о проведении проверки. Следовательно, нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, а при этих условиях, в соответствии со ст.ст.1.6 ч.1,24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Нефтеюганского района от 24 октября 2012 года в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» оставить без изменения, жалобу службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, без удовлетворения.

Решение окончательное, обжалованию не подлежит.

Судья Ф.Ф. Хуснутдинов