ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-384/20 от 23.09.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 12-384/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

**.**. 2020 года г. Псков, ул. Петровская, д. 24

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., рассмотрев жалобу Удовенко С.А. на постановление Административной комиссии муниципального образования «Город «Псков» №* от 17.03.2020 года, которым Удовенко С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.4. «Нарушение правил содержания домашних животных» Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей,

УСТАНОВИЛ:

17.03.2020 года постановлением Административной комиссии муниципального образования «Город Псков» №*Удовенко С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.4. «Нарушение правил содержания домашних животных» Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.

Как следует из указанного постановления, 20.01.2020 года в ** часов ** минут Удовенко С.А., являющаяся владельцем собак неустановленной породы, содержащая их в квартире по адресу: г. Псков, ул. Н., д. №*, кв. №*, в нарушении абз. 2 ст. 3 Закона Псковской области «О содержании домашних животных» от 17.12.2009 года №926-ОЗ, не обеспечила надлежащее содержание принадлежащих ей животных, в результате чего запах экскрементов проник из квартиры в подъезд №* указанного выше дома, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 2.4 «Нарушение правил содержания домашних животных» Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области».

Вышеуказанное постановление было получено Удовенко С.А. по почте 03.08.2020 года.

Будучи не согласна с вышеуказанным постановлением, Удовенко С.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление Административной комиссии муниципального образования «Город Псков» №* от 17.03.2020 года, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 24.5 КоАП РФ.

В обоснование жалобы Удовенко С.А. приведено, что изложенные в оспариваемом ею постановлении и иных материалах дела обстоятельства являются недоказанными. При возбуждении административного дела грубо нарушались процессуальные права, в связи с чем направлялись жалобы в адрес Администрации г. Пскова и прокуратуры Псковской области. Так, при составлении протокола было заявлено ходатайство о переносе срока составления протокола, однако протокол был составлен, ходатайство не рассмотрено, определение в адрес заявителя не направлялось, протокол по делу в установленные сроки не был направлен, и был получен только после очередной жалобы, что является грубым процессуальным нарушением. В своей жалобе Удовенко С.А. также указала, что оспариваемое ею постановление вручено ей с нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, 03.08.2020 года, при этом, копия постановления имеет подчистки и приписки, что свидетельствует о недействительности данного процессуального документа.

В жалобе Удовенко С.А. также приведено, что согласно ст. 1.1 Закона области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» данный Закон устанавливает административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных Уставом Псковской области, законами и иными нормативными правовыми актами области, а также уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также определяет органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Вопросы содержания домашних животных в настоящее время регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 2.4 Закона области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ и Закон области от 17.12.2009 года № 926-ОЗ «О содержании и защите домашних животных» в связи с действием Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны утратившими силу. Законом области от 26.03.2020 года № 2055-ОЗ «О внесении изменений в Закон Псковской области «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», которым статья 2.4 признана утратившей силу, вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru) 26.03.2020 года, вступил в силу 05.04.2020 года), Закон области от 02.03.2020 года № 2051-ОЗ, которым Закон области от 17.12.2009 года № 926-ОЗ «О содержании и защите домашних животных» вступает в силу с момента опубликования (опубликован в Сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области (pravo.pskov.ru) 03.03.2020 года. В силу пункта 5 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, в связи с чем, Удовенко С.А. полагает, что производство по делу, возбужденное в отношении неё, подлежит прекращению.

Заявитель Удовенко С.А., извещаемая судом о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы посредством судебного извещения, направленного простым и заказным письмом с уведомлением по месту жительства заявителя, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении судебного заседания либо о рассмотрении жалобы в ее отсутствие не заявила. Согласно отчета об отслеживании почтового отправления, 18.09.2020 года была предпринята попытка вручения судебного извещения, направленного по месту жительства Удовенко С.А. заказным письмом с уведомлением, однако данная попытка оказалась неудачной; 23.09.2020 года указанное судебное извещение возвращено в суд.

Представитель Административной комиссии муниципального образования «Город «Псков» в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 года №343.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судом принято решение о рассмотрении жалобы без участия лиц вызванных для участия в рассмотрении жалобы.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, в том числе копии материалов дела № АП/52-2-2020 об административном правонарушении в отношении Удовенко С.А., представленные в суд Административной комиссией муниципального образования «Город Псков», суд приходит к следующему.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона Псковской области от 17.12.2009 года № 926-ОЗ «О содержании домашних животных», действовавшего до 02.03.2020 года, допускалось в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание собак и кошек в отдельных квартирах в многоквартирных жилых домах при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил и правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Псковской области, а в квартирах, где проживает несколько нанимателей, кроме того, еще и при согласии других нанимателей и совершеннолетних членов их семей.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона, владелец домашних животных был обязан обеспечивать безопасность граждан от воздействия домашних животных, а также спокойствие и тишину для окружающих.

Частью 1 статьи 2.4 Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», утратившей силу на основании Закона Псковской области от 26.03.2020 № 2055-ОЗ, предусматривалась административная ответственность за нарушение условий содержания домашних животных и условий перевозки домашних животных в общественном транспорте в городах и других населенных пунктах, установленных Законом Псковской области «О содержании и защите домашних животных».

Как следует из материалов дела, 26.11.2019 года в прокуратуру г. Пскова от председателя дома и представителя жильцов подъезда №* дома №* по ул. Н. г. Пскова К.Е. поступила жалоба на гражданку Удовенко С.А., проживающей по вышеуказанному адресу в квартире №*.

В данной жалобе К.Е. указала, что Удовенко С.А. занимается разведением собак породы такса, и еще содержит несколько собак разных пород на протяжении долгого времени. Животные с периодичностью лают днем и ночью, нарушая тишину. На * этаже, где находится квартира Удовенко С.А., невозможно закрыть окно на лестничной клетке из-за неприятного запаха. Запах распространяется на *, *, * этажи и в квартиры жильцов. Соседями было замечено, что с лета 2019 года собак на улицу не выводят. В свою очередь, жильцами подъезда №* дома №* по ул. Н. г. Пскова были неоднократно проведены с соседкой Удовенко С.А. коллективные беседы-просьбы решить вопрос о новом проживании собак, на что Удовенко С.А. согласилась и сказала, что за 1,5 месяца (в период с 01.02.2018 года) решит сложившуюся проблему с собаками. На лето 2018 года Удовенко С.А. вывезла собак на дачу, но осенью 2018 года опять привезла в квартиру. Летом 2019 года собаки находились в квартире. Возникшую проблему также пытались решить директор УО «П» совместно с участковым, но пока безрезультатно.

В связи с изложенным, К.Е. просила провести проверку по вышеуказанным фактам.

29.11.2019 года прокуратурой г. Пскова было принято решение о направлении жалобы К.Е. в Администрацию г. Пскова для рассмотрения по существу в пределах компетенции, куда жалоба поступила 04.12.2019 года.

16.12.2019 года <должность> Контрольного Управления Администрации г. Пскова С.А. в адрес Удовенко С.А. было направлено уведомление о том, что 17.01.2020 года в **:** часов ей надлежит присутствовать по адресу: г. Псков, ул. Н., д. №*, кв. №*, для участия в осмотре квартиры по указанному адресу.

Указанное уведомление было получено Удовенко С.А. по почте 23.12.2019 года.

17.01.2020 года в Контрольное управление Администрации г. Пскова от Удовенко С.А. поступило ходатайство о переносе осмотра её квартиры.

В тот же день, ходатайство Удовенко С.А. было рассмотрено и удовлетворено <должность> Контрольного Управления Администрации г. Пскова С.А. Проведение проверки условий содержания домашних животных по адресу: г. Псков, ул. Н., д. №*, кв. №*, было перенесено на 20.01.2020 года в **:** часов.

20.01.2020 года должностным лицом Контрольного управления Администрации города Пскова, в присутствии трех понятых, был произведен осмотр территории по адресу: г. Псков, ул. Н., д. №*, подъезд №*, с составлением соответствующего акта осмотра территории (объекта).

Так, вышеуказанным осмотром было установлено, что в подъезде №* дома №* по ул. Н. присутствует запах экскрементов животных, по мере приближения к *-му этажу и квартире №* запах экскрементов резко усиливается, за дверью квартиры №* слышен лай собак и скрежет лап об дверь. Из-за двери доносится резкий запах экскрементов. Дверь для осмотра квартиры не открыли.

20.01.2020 года в адрес начальника Контрольного управления Администрации города Пскова от жильцов дома №* по ул. Н. г. Пскова поступил ряд заявлений о привлечении к административной ответственности владельцев кв. №* за систематичное нарушение содержания собак.

Усмотрев в действиях Удовенко С.А. признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 2.4 «Нарушение правил содержания домашних животных» Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», 03.02.2020 года <должность> Контрольного управления Администрации г. Пскова С.А. был составлен протокол об административном правонарушении №*.

17.03.2020 года постановлением Административной комиссии муниципального образования «Город Псков» №*Удовенко С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.4. «Нарушение правил содержания домашних животных» Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2020 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Закон Псковской области от 17.12.2009 года № 926-ОЗ «О содержании домашних животных» в соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 02.03.2020 №2051-ОЗ «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Псковской области» признан утратившим в силу.

На основании Закона Псковской области от 26.03.2020 N 2055-ОЗ «О внесении изменений в Закон Псковской области «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» статья 2.4 «Нарушение правил содержания животных» Закона Псковской области «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» признана утратившей силу.

Таким образом, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы Удовенко С.А. положение ст. 2.4 Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», устанавливавшие административную ответственность за нарушение правил содержания животных, признано утратившим силу, что улучшает положение лица, в отношении которого ставится вопрос о привлечении к административной ответственности, а административное наказание не исполнено, суд полагает, что в настоящее время имеются достаточные основания для отмены оспариваемого заявителем постановления, и прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду признания утратившим силу положения Закона, устанавливающего административную ответственность за инкриминированное заявителю деяние.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Удовенко С.А. – удовлетворить.

Постановление Административной комиссии муниципального образования «Город «Псков» №* от 17.03.2020 года, которым Удовенко С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.4. «Нарушение правил содержания домашних животных» Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей – отменить.

Производство по делу №* об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2.4. «Нарушение правил содержания домашних животных» Закона Псковской области от 04.05.2003 года № 268-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Псковской области», в отношении Удовенко С.А., прекратить ввиду признания утратившим силу положения указанного Закона, устанавливающего административную ответственность за инкриминируемое Удовенко С.А. деяние, то есть на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток с момента вручения и получения копии решения.

Судья И.В. Бондаренко