ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-384/20 от 26.02.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Григоренко А.М. УИД 16RS0042-02-2019-00760-41

Дело № 12-384/2020

Дело № 77-339/2020

решение

26 февраля 2020 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е., рассмотрел жалобу ФИО1 на решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан – начальника Набережночелнинской зональной жилищной инспекции от 19 февраля 2019 года № .... председатель правления товарищества собственников жилья(далее по тексту – ТСЖ) «Домового комитета 53/26» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

ФИО1 в жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба подлежит отклонению.

Согласно части 2 статьи 9.23 КоАП РФ уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - Правила N 410).

В силу пунктов 2, 3, 5, подпункта «в» пункта 12 Правил N 410 внутридомовым газовым оборудованием в многоквартирном доме считается - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа и иное оборудование, предусмотренное Правилами N 410.

Взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

Согласно пунктам 1.2, 3.1.2, 3.1.14 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 декабря 2017 г. N 1614/пр лицами, ответственными за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО), являются:

в отношении ВДГО в многоквартирном доме - лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в том числе управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы), а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений или один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме;

в отношении ВДГО в домовладении - собственники (пользователи) домовладений;

в отношении ВКГО - собственники (пользователи) помещений, расположенных в многоквартирном доме, в которых размещено такое оборудование.

Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товарищество собственников жилья обязано:

1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;

2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;

4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» закреплена обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.

В силу пунктов 18, 19, 26, 28 Правила пользования газом от 14 мая 2013г. N410 для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, направляет в специализированную организацию заявку (оферту) в письменной форме с приложением названных в Правилах документов.

Специализированная организация в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявки (оферты), осуществляет проверку комплектности и правильности оформления представленных документов, в том числе на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений.

По результатам проверки, предусмотренной пунктом 26 настоящих Правил, и при отсутствии замечаний к приложенным к заявке (оферте) документам специализированная организация составляет и подписывает со своей стороны договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в 2 экземплярах, которые вручаются заявителю под роспись или направляются почтовым отправлением с уведомлением.

Из материалов дела усматривается, что в период времени с 8 часов 00 минут до 9 часов 00 минут 6 февраля 2019 года прокуратурой города Набережные Челны во исполнение поручения прокуратуры Республики Татарстан от 22 января 2019 года № .... «Об организации проверки в сфере эксплуатации внутридомового газового оборудования», пунктов 2.1, 2.3, 2.6 приказа Генерального прокурора РФ от 3 марта 2017 года №140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», проведена проверка законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в деятельности ТСЖ «Домового комитета 53/26».

По результатам проверки было установлено, что ТСЖ «Домового комитета 53/26» не заключило договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе постановлением заместителя прокурора города Набережные Челны о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 февраля 2019 года, решением заместителя прокурора города Набережные Челны о проведении проверки от 4 февраля 2019 года, актом проверки от 6 февраля 2019 года, составленным помощником прокурора города Набережные Челны ФИО2 в присутствии председателя правления ТСЖ «Домового комитета 53/26» ФИО1

Председатель правления ТСЖ «Домового комитета 53/26» ФИО1 не представил каких-либо доказательств обращения в специализированные организации по поводу заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, такие его действия(бездействие) были расценены как уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте, послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ФИО1 к ответственности по части 2 статьи 9.23 КоАП РФ.

Помимо этого, в ответе исх. № .... от 6 февраля 2019 года на запрос помощника прокурора города Набережные Челны начальник управления ЭПУ «Челныгаз» указывает, что ООО «Газпром» трансгаз Казань» по адресу: <...> п. Новый город, дом № 53/26 производит техническое обслуживание только внутриквартирного газового оборудования на основании прямых договоров с абонентами, и не производит техническое обслуживание фасадного и внутридомового газопровода и газового оборудования (л.д.51).

В материалах дела также имеется ответ на запрос заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ГЖИ РТ ФИО3 от начальника ЭПУ «Челныгаз» ООО «Газпром трансгаз Казань» за исх. № .... от 24 апреля 2019 года о том, что ООО «Газпром трансгаз Казань» заключены договоры с каждым собственником квартир жилого дома 56/26 на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования. Договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав общедомового имущества жилого дома 56/26 с ООО «Газпром трансгаз Казань» не заключался; что ООО «Газпром» трансгаз Казань» не является специализированной организацией по проверке, очистке, и ремонту вентиляционной системы жилого дома и не заключает договора на проведение таких работ, предусмотренных пунктами 11 и 12 Правил N 410(л.д.39,40).

При этом, в соответствии с Правилами пользования газом от 14 мая 2013г. N410, под специализированной организацией согласно Правилам понимается организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Представленные в материалах дела доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, являются достаточными и согласуются между собой.

Такие действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения по части 2 статьи 9.23 КоАП РФ.

ФИО1, будучи председателем правления ТСЖ, как лицо, обладающее организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, отвечает критериям должностного лица, приведенным в статье 2.4 КоАП РФ, является надлежащим субъектом правонарушения, привлечен к ответственности как должностное лицо.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 не доказал, что, исполняя должностные обязанности, предпринял все зависящие от него меры для недопущения правонарушения.

ФИО1 назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 9.23 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.

Оснований для признания правонарушения малозначительным либо назначения наказания ниже низшего предела не усматривается.

Доводы о нарушении положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не могут быть приняты, так как положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора, как это было в рассматриваемом случае. Передача возбужденного прокурором дела об административном правонарушении для рассмотрения в административный орган не противоречит требованиям закона.

Согласно требованиям Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме (статья 25).

Суждение ФИО1 о том, что должностным лицом нарушен срок выдачи постановления не соответствует действительности. Постановление получено ФИО1 в день вынесения 19 февраля 2019 года, о чем имеется его подпись в соответствующей графе постановления. ФИО1 утверждает, что постановление должно быть вынесено и выдано в течение 3 дней с момента окончания проверки. Между тем, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено административным органом в течение 15 дней с момента поступления протокола(постановления), копия постановления выдается лицу, привлекаемому к административной ответственности, в день вынесения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 2 статьи 9.23 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: