ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-384/2016 от 16.02.2016 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело 12-384/2016

РЕШЕНИЕ

город Вологда

«

»

февраля

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Холминова В.Н. рассмотрев жалобу государственного предприятия Вологодской области «Областные электротеплосети» (далее ГП ВО «Областные электротеплосети») на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

30 ноября 2015 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области вынесено постановление о привлечении ГП ВО «Областные электротеплосети» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 31 000 рублей.

ГП ВО «Областные электротеплосети» обратилось в суд с жалобой об отмене данного постановления. В обоснование жалобы указало, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года из-за недостаточной пропускной способностью канализационных сетей по <адрес> г.Вологды, принадлежащих МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», возникали подпоры колодца, находящегося на территории производственной базы ГП ВО «Областные электротеплосети» по адресу: <адрес>. Очистка колодцев хозяйственно-фекальной канализации, находящихся на балансе ГП ВО «Областные электротеплосети», производится периодически. Устранить подпор очисткой сетей, находящихся на балансе ГП ВО «Областные электротеплосети» было невозможно, так как подпор возникает от городского коллектора по <адрес> вследствие стеснения русла водотока горколлектора. ГП ВО «Областные электротеплосети» неоднократно обращалось в МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» с требованием устранить подпор, подавали заявки в диспетчерскую службу. ГП ВО «Областные электротеплосети» неоднократно обращалось в Департамент градостроительства и инфраструктуры г.Вологды с целью содействия в решении данной проблемы. Также были направлены письма в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Управление Росприроднадзора по Вологодской области, ОВР ДПБВУ с уведомлением о сложившейся ситуации. ГП ВО «Областные электротеплосети» добросовестным образом исполняет свои обязательства с сфере природоохранного законодательства. Полагает, что виновным лицом в сбросе бытовых сточных вод в р. Вологда является МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», как лицо, не исполняющее свои обязательства по приему сточных вод в соответствии с договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просит восстановить срок для обжалования постановления в связи с тем, что предприятие первоначально обратилось с жалобой в Арбитражный суд Вологодской области.

В судебное заедание представитель ГП ВО «Областные электротеплосети» не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Вологодской области Соболева Е.В. возражала против удовлетворения жалобы по следующим основаниям. ГП ВО «Областные электротеплосети» не предприняло достаточных мер соблюдения прав и норм, за нарушение которых ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность, поскольку ГП ВО «Областные электротеплосети» имело все правовые основания для обращения в Арбитражный суд Вологодской области за защитой своих прав и интересов, но ГП ВО «Областные электротеплосети» не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Канализационный колодец, из которого производился сброс сточных вод на рельеф местности с последующим попаданием в канаву и далее в р. Вологда, принадлежит ГП ВО «Областные электротеплосети» и расположен на их территории по адресу: <адрес>. Следовательно, именно ГП ВО «Областные электротеплосети» несут ответственность за эксплуатацию данного колодца.

В судебном заседании представитель МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Беляев И.М. возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Судья, исследовав представленные материалы, заслушав мнение сторон, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сброс химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 п. 1 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Пунктом 4 ст. 35 указанного кодекса закреплено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6).

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Состав названного административного правонарушения заключается в постановлении в опасность с альтернативными признаками угрозы наступления вредных последствий.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.

Предметом являются водные ресурсы, т.е. подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступила телефонограмма о сбросе в р. Вологду несанкционированных сточных вод с территории, расположенной по адресу: <адрес>.

В ходе осмотра установлено, что с территории, расположенной по адресу: <адрес>, стекает сточная вода, которая попадает в канаву. Данная канава пролегает под проезжей частью <адрес>, после чего проходит по водоохранной зоне и впадает в водный объект р. Вологду. Сточные воды стекают по канаве и сбрасываются в р. Вологду.

По результатам количественного химического анализа (протокола количественного химического анализа , , ) в сточных водах, сбрасываемых в р.Вологду с территории, расположенной по адресу: г.Вологда, <адрес>, Д.132А обнаружено превышение допустимых концентраций, установленных для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение (ПДКрбх)

Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ. в сточных водах, сбрасываемых в р. Вологду с территории, расположенной по адресу: <адрес>, определено содержание аммонийного иона, нитритов, фосфатов, АПАВ, БПК5.

Согласно информации, предоставленной Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации г.Вологды по адресу: г<адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером , который предоставлен в аренду ГП ВО «Областные электротеплосети».

Факт совершения ГП ВО «Областные электротеплосети» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра территории от 07.09.2015 г., экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ГП ВО «Областные электротеплосети» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и всеми материалами дела об административном правонарушении в совокупности.

Довод о том, что ГП ВО «Областные электротеплосети» предприняло все возможные меры для недопущения нарушения путем неоднократного обращения в МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», Департамент градостроительства и инфраструктуры г. Вологды с требованием устранить подпор колодца, находящегося на территории производственной базы ГП ВО «Областные электротеплосети» по адресу: <адрес>, а так же путем направления информационных писем в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Управление Росприроднадзора по Вологодской области, ОВР ДПБВУ несостоятелен, поскольку обращения ГП ВО «Областные электротеплосети» о периодическом переполнении коллектора не могут считаться достаточными мерами по предупреждению правонарушения.

ГП ВО «Областные электротеплосети» не предприняло достаточных мер соблюдения прав и норм, за нарушение которых ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность, поскольку ГП ВО «Областные электротеплосети» имело все правовые основания для обращения в Арбитражный суд Вологодской области за защитой своих прав и интересов.

Довод о том, что виновным лицом в сбросе бытовых сточных вод в р. Вологда является МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», как лицо не исполняющее свои обязательства по приему сточных вод в соответствии с п. 3.1.2 Договора заключенного между ГП ВО «Областные электротеплосети» и МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» на отпуск тепловой воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятелен, поскольку канализационный колодец, из которого производился сброс сточных вод на рельеф местности с последующим попаданием в канаву и далее в р. Вологда, принадлежит ГП ВО «Областные электротеплосети» и расположен на их территории по адресу: <адрес>. Следовательно, именно ГП ВО «Областные электротеплосети» несут ответственность за эксплуатацию данного колодца.

Таким образом, в действиях (бездействии) ГП ВО «Областные электротеплосети», содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 настоящего Кодекса.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого по делу постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Действия ГП ВО «Областные электротеплосети» по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, квалифицированы верно. Назначенное наказание является справедливым. Нарушение требований к охране водных объектов создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с загрязнением окружающей среды, угрозу жизни и здоровью населения.

Суд на основании изложенного считает, что оснований для отмены или изменения постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Восстановить государственному предприятию Вологодской области «Областные электротеплосети» срок для обжалования постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении государственного предприятия Вологодской области «Областные электротеплосети» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней с момента его получения.

Судья В.Н. Холминова