№12-385/18
РЕШЕНИЕ
28 декабря 2018 года г.Орел
Судья Советского районного суда г.Орла Михеева Т.А., рассмотрев жалобу должностного лица <данные изъяты> ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
установил:
Постановлением <данные изъяты>№*** от ДД.ММ.ГГ должностное лицо - <данные изъяты> ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Должностным лицом ФИО1 подана жалоба на указанное постановление, в которой указано, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку условия и порядок предоставления межбюджетных трансфертов были соблюдены; недостижение показателей результативности не является нарушением порядка или условий представления трансфертов.
В судебном заседании защитник ФИО1 Гусев В.В.– поддержал доводы жалобы. Указал, что согласно условиям Соглашения о предоставлении в ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия <данные изъяты> государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», заключённого между <данные изъяты> и <данные изъяты>, условием предоставления межбюджетных трансфертов являлось наличие нормативного правого акта субъекта РФ об утверждении региональной программы в сфере дорожного хозяйства, реализуемой за счёт средств субъекта РФ (п.2.2 Соглашения). Такая программа имелась, на её финансирование и были выделены денежные средства. Порядок предоставления трансферов изложен в разделе 2 Соглашения, нарушений указанного порядка со стороны УФК также установлено не было. Недостижение показателей результативности <данные изъяты> не образует состав вменяемого ФИО1 правонарушения.
Представитель УФК ФИО2 полагал постановление должностного лица законным и обоснованным. Полагал, что в соответствии с условиями вышеуказанного Соглашения условием предоставления межбюджетных трансфертов являлось именно достижение целевых показателем Программы в части достижения прироста протяжённости автомобильных дорог в размерах, указанных в Соглашении; поскольку целевые показатели достигнуты не были, полагали это прямым нарушением условий представления трансфертов, ответственность за которое несёт ФИО1 как руководитель Департамента.
Заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 3 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие бюджетные меры принуждения, применяемые к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В силу статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение)
предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно пунктам 20, 21 и 23 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. № 329 целевым показателем результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов и является достижение следующих целевых показателей региональных программ:
а) прирост протяженности сети автомобильных дорог общего
пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства новых автомобильных дорог (километров);
б) прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (километров);
в) прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог (километров);
г) доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности указанных автомобильных дорог (процентов).
Значение целевого показателя результативности представления иных межбюджетных трансфертов и устанавливается в соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов Ti и Т2 на основании предложения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со значением соответствующего целевого показателя региональных программ.
В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего финансового года допущены нарушения предусмотренных соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов и Т2 обязательств, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 19 настоящих Правил, и до 1 апреля года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 мая года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, рассчитывается по формуле.
В ходе плановой проверки, проведённой <данные изъяты>, по вопросу соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог, проведенной в <данные изъяты>, установлено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ» и Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2016 № 329 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 388), Соглашением о предоставлении в ДД.ММ.ГГ иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Орловской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» от ДД.ММ.ГГ№*** (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ№*** (от ДД.ММ.ГГ Ко №***) (далее - Соглашение) в ДД.ММ.ГГ из федерального бюджета бюджету Орловской области предоставлены иные межбюджетные трансферты (далее Трансферт) в размере <данные изъяты>, из которых бюджет Орловской области фактически получил Трансферт в размере <данные изъяты><данные изъяты> по КБК №*** (код цели №***) в целях финансового обеспечения достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих мероприятия, направленные на прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) или местного значения на территории Орловской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, и на увеличение объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог в ДД.ММ.ГГ годах по сравнению с периодом ДД.ММ.ГГ годов.
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что предоставление Трансферта осуществляется по следующим направлениям:
- на достижение целевых показателей, предусматривающих приведение в нормативное состояние, а также развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) или местного значения <данные изъяты> предоставлен Трансферт в размере <данные изъяты> (код цели №***);
на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих мероприятия по строительству и реконструкции, капитальному ремонту и ремонту уникальных искусственных дорожных сооружений <данные изъяты> предоставлен Трансферт в размере <данные изъяты> (код цели №***).
Приложением №*** «Направления использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» к Соглашению установлены количественные значения целевых показателей результативности предоставления Трансферта бюджету Орловской области, в том числе:
значение Показателя <данные изъяты>;
значение Показателя <данные изъяты>
значение Показателя <данные изъяты>
значение Показателя <данные изъяты>
значение Показателя <данные изъяты>
Разделом II Соглашения регламентирован порядок и условия предоставления и сроки перечисления Трансферта. Так, согласно п.2.2 Соглашения (в редакции Дополнительного соглашения), перечисление Трансферта осуществляется в соответствии с Правилами, при условии наличия нормативного акта Субъекта об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ региональной программы в сфере дорожного хозяйства, в том числе включающей реализацию мероприятий, направленных на мероприятия <данные изъяты>» и <данные изъяты> в <...>».
Порядок предоставления Трансферта описан в п.2.3 Соглашения – перечисление денежных средств на конкретный счёт, в течение <данные изъяты> со дня представления финансовым органом Орловской области платёжных документов, направление соответствующей заявки (пп.2.3.1, 2.3.2), представление дополнительных документов (п.5.1 Соглашения). Согласно п.2.4 Соглашения одновременно с документами на перечисление трансферта, предусмотренными п.2.3.1-2.3.2 настоящего Соглашения, однократно представляются в Федеральное казначейство документы, подтверждающие исполнение условий предоставления Трансферта, указанные в п.2.2 Соглашения.
Согласно данным Отчета <данные изъяты> по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в ДД.ММ.ГГ на финансовое обеспечение достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы <данные изъяты> государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» за ДД.ММ.ГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГ, направленного письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ№*** (далее - Отчет), фактический кассовый расход средств Трансферта из федерального бюджета составил в сумме <данные изъяты>
Как следует из Отчета, Орловской областью по состоянию на ДД.ММ.ГГ не достигнуты значения показателей результативности:
фактическое значение Показателя №*** составило <данные изъяты> (при плановом значении <данные изъяты>), отклонение составило <данные изъяты>
фактическое значение Показателя №*** составило <данные изъяты> (при плановом значении <данные изъяты> отклонение составило <данные изъяты>
Фактически, согласно разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию, в установленный Соглашением от ДД.ММ.ГГ№*** срок (до ДД.ММ.ГГ) введены в эксплуатацию только <данные изъяты> объектов общей протяженностью <данные изъяты>, а именно:
Строительство автомобильной дороги <данные изъяты> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).
Строительство автомобильной дороги <данные изъяты> к <...> - <...> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).
Строительство автомобильной дороги <данные изъяты> - <...> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).
Строительство автомобильной дороги <данные изъяты> - <...><...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).
Строительство автомобильной дороги <данные изъяты> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).
Строительство автомобильной дороги <...> - <...> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ
Строительство межпоселковой автомобильной дороги <данные изъяты> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).
Таким образом, не достигнуты показатели результативности по состоянию на ДД.ММ.ГГ на общую сумму <данные изъяты>
В соответствии с пунктами 1.2., 1.3. Соглашения, предоставление трансферта осуществляется на достижение целевых показателей программы, предусматривающих приведение в нормативное состояние, а также развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) или местного значения.
Целевыми показателями результативности предоставления трансферта являются, в частности, прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства Новых автомобильных дорог (км); прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (км).
Согласно пункту 3.3.3 Соглашения, <данные изъяты> обязано обеспечивать достижение значений целевых показателей результативности предоставления трансферта, установленных в соответствии с Приложением №*** к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Из Приложения №*** к Соглашению следует, что прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства новых автомобильных дорог запланирован <данные изъяты>; в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог запланирован <данные изъяты>
Анализ положений п.п.1.2., 1.З., 3.3.3. Соглашения позволяет сделать вывод о том, что условием предоставления трансферта является обеспечение достижения значимых целевых показателей результативности, т.е. прирост протяженности сети дорог на территории субъекта в результате строительства новых дорог, а также реконструкции старых.
Согласно данным Отчета <данные изъяты> по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в ДД.ММ.ГГ на финансовое обеспечение достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» за ДД.ММ.ГГ Орловской областью по состоянию на ДД.ММ.ГГ не достигнуты значения показателей результативности: фактическое значение Показателя №*** составило <данные изъяты> (при плановом значении<данные изъяты> отклонение составило <данные изъяты> км.; фактическое значение Показателя №*** составило <данные изъяты> (при плановом значении <данные изъяты> отклонение составило <данные изъяты>
Выявленное неисполнение обязательств Соглашения, повлекло направление в адрес <...> требования от ДД.ММ.ГГ№*** о возврате из бюджета Орловской области в федеральный* бюджет <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГ, во исполнение пункта №*** Правил №*** (л.д. 60).
Из пункта 3.1.4 Соглашения следует, что в случае если <...> по состоянию на ДД.ММ.ГГ предоставления трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 1.3. настоящего Соглашения, и в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№***, указанные нарушения не устранены, необходимо рассчитать в соответствии с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ№*** объем средств, подлежащий возврату из бюджета Орловской области в федеральный бюджет, и направить требование о возврате средств трансферта в федеральный бюджет в полном объеме.
Возврат денежных средств из бюджета Орловской области в федеральный бюджет является бюджетной мерой принуждения, которая в силу пункта 3 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не освобождает должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.
Согласно положению о <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ№*** (далее - Положение о Департаменте), Департамент, среди прочего:
осуществляет разработку и реализацию мероприятий по строительству и обустройству объектов транспортной инфраструктуры;
осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и реализацию мероприятие по обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая организацию функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы;
разрабатывает государственные программы Орловской области в подведомственных сферах деятельности, в пределах своих полномочий обеспечивает их реализацию;
выполняет функции государственного заказчика для реализации полномочий в подведомственных сферах государственного управления;
осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов Орловской области.
Как следует из паспорта государственной программы Орловской области «Развитие транспортной системы в Орловской области», утвержденной постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ№***, ответственным исполнителем данной государственный программы выступает Департамент строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта й дорожного хозяйства Орловской области.
Согласно пункту 9 Положения о Департаменте, ФИО1 руководит деятельностью Департамента, подписывает от имени Департамента служебную документацию.
Пунктом 8 Положения о Департаменте и пунктом 19 Служебного контракта о замещении государственной должности Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** определено, что ФИО1 как руководитель Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 коАП РФ.
Все представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, а их совокупность – достаточной для вывода о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в минимальном размере, с учётом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объекта правонарушения, и является справедливым.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, судьёй не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу должностного лица – член Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО1 на постановление <данные изъяты>№*** от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без удовлетворения.
Постановление <данные изъяты>№*** от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> ФИО1 оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Т.А. Михеева