ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-385/2021 от 04.06.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Материал №12-385/2021

РЕШЕНИЕ

г. Тверь 04 июня 2021 года

Судья Московского районного суда г.Твери Бурше Р.С.,

с участием заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, ведущего специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2,

представителей юридического лица филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО3 и ФИО4,

рассмотрев жалобу представителя ФИО3, действующей в интересах филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО5 № 378/4060/69 от 24.03.2021 и представление № 378/4060/69 от 24.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия»,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО5 № 378/4060/69 от 24.03.2021 юридическое лицо филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно «10.02.2021 на объекте негативного воздействия на окружающую среду с кодом 28-0169-001077-П, расположенном по адресу: 171252 <...>, представлены искаженные (недостоверные) сведения в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год по объекту с кодом НВОС 28-0169-001077-П; декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год по объекту «Конаковская ГРЭС»; годовой отчетности по форме № 2 ТП (рекультивация) за 2019 год», и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Одновременно в адрес филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» внесено представление № 378/4060/69 от 24.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении.

В жалобе представитель ФИО3 в защиту интересов юридического лица выражает несогласие с вынесенным постановлением, считает его незаконным. В обоснование доводов жалобы указывает, что в отношении недостоверной информации о количественных и качественных показателях выбросов с ИЗА №№ 0001, 0002, 0003, представленной в таблице 2.2 отчета ПЭК за 2019 год ввиду несоблюдения заявленных требований технических регламентов и документов в области стандартизации по отбору проб промышленных выбросов сообщает, что с учетом конструктивных особенностей дымовых труб, места отбора проб оборудованы для определения инструментальным методом только концентраций загрязняющих веществ. Конструктивные особенности газоходов таковы, что прямолинейные участки с заданным соотношением диаметра и длины, указанным в ГОСТ 17.2.4.06-90 (пункт 2.3 Минимальная длина прямого участка газохода должна составлять не менее 4 - 5 эквивалентных диаметров) отсутствуют. В этой связи, параметры газовоздушной смеси инструментальным методом при отборе проб не измеряются. Параметры газового потока, указываемые в п. 5 протоколов собора проб и п. 11 протокола испытаний (скорость и объемный расход) определяются филиалом ЦЛАТИ по Тверской области расчетным методом, показатели температуры газовоздушной смеси в точке контроля представляются филиалом «Конаковская ГРЭС» из программы КВИНТ, используемой для ведения и контроля за режимом работы оборудования. В пунктах 8 (номер пробы и определяемые характеристики) и 11 (результаты испытаний, измерений) актов отбора проб в качестве измеряемых характеристик (показателей) указываются СО, О, NO2, NОх -их концентрации. Параметры газовоздушной смеси в определяемых характеристиках и результатах измерений, испытаний в актах отбора проб отсутствуют. Протоколы в качестве результатов испытаний, измерений также содержат только концентрации СО, О, NO2, NОх. Выводы о наличии фактов, свидетельствующих об измерениях скорости потока газа в месте отбора проб, не соответствуют действительности, что подтверждается актами и протоколами отбора проб филиала ЦЛАТИ по Тверской области. В этой связи, полагает, что недостоверность сведений о количественных и качественных показателях выбросов в отчете по ПЭК 2019 по факту использования данных о параметрах газо-воздушной смеси, полученных инструментальным методом в местах, не соответствующих ГОСТ 17.2.4.06-90, не подтверждается. Сведения о выбросах в отчетах по ПЭК ПАО «Энел Россия» определены в соответствии с действующим законодательством и на основании действующей инвентаризации и утвержденного проекта ПДВ. В отношении отсутствия данных о результатах производственного контроля на отдельных источниках, а именно: на источниках выбросов, образованных в результате слива мазута из ж/д цистерн в лотки на мазутном хозяйстве, выбросы из резервуара для временного накопления отхода «масло трансформаторное отработанное»; выбросов из резервуара для временного накопления отхода «масло турбинное отработанное»; выбросов сероводорода из производственных помещений насосных станций на мазутном хозяйстве, образованных в результате перегонки мазута, сообщает, что в соответствии с инвентаризацией и проектом нормативов допустимых выбросов, утвержденным 07.11.2017г. № 1235-рв приказом Управления Росприроднадзора по Тверской области, на основании которых в установленном порядке выдано разрешение на выброс № 1210 (приказ Управления Росприроднадзора по Тверской области от 07.11.2017 № 1236-рв), данные источники выбросов, в том числе выбросы сероводорода, учтены - ист. 6001, 6003. Для хранения мазута используется 12 подземных железобетонных резервуаров объемом 10 000 м3 и 6 подземных железобетонных резервуаров для хранения мазута объемом 20 000 м3, а также 5 приемных резервуаров для слива мазута объемом 600 м3. В результате приема, хранения и перекачки в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: сероводород и углеводороды предельные С12-С19. Площадка с резервуарами рассматривается как неорганизованный источник № 6001. Маслохозяйство служит для хранения, приема и выдачи трансформаторного и турбинного масел. Маслохозяйство включает в себя 12 наземных вертикальных резервуаров высотой 5,5 м и объемом 90 м3 каждый, из них 6 баков с турбинным маслом и 6 баков с трансформаторным маслом. Масло закачивается в резервуары с помощью насоса производительностью 10 м3/час. Площадка маслохозяйства рассмотрена как неорганизованный источник № 6003. При сливно-наливных операциях в атмосферный воздух выделяется вредное вещество: масло минеральное нефтяное. Расчеты выбросов от данных источников проведены в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утвержденными Приказом Госкомэкологии России от 08.04.1998 № 199. В отношении учета выбросов с эстакад слива мазута и двух насосных станций поясняет, что в 2019 году на КГРЭС поступление мазута по эстакадам отсутствовало. Мазут является резервным топливом, все запасы находятся в резервуарах, поставок мазута для нужд КГРЭС по эстакадам не осуществлялось с 2015 года. Мазутонасосные служат для перекачки мазута во время хранения, для исключения застывания топлива и не являются источниками выбросов. Перекачивается объем топлива, находящийся на хранении в резервуарах. Выбросы сероводорода в проекте ПДВ рассчитаны от всего объема мазута, находящегося на КГРЭС. Датчики в мазутснасосной установлены для контроля параметров сероводорода в области рабочей зоны. Звуковая сигнализация установлена на уровне ПДК сероводорода в области рабочей зоны. Срабатывание датчика с момента установки в оперативной документации вахтенного персонала не зафиксировано, в том числе в 2019 году. Подземные резервуары на маслонасосной не оборудованы воздушными клапанами, откачка из подземных баков производится с помощью вакуумного насоса, выбросы в атмосферу не осуществляются. Поскольку эстакады мазутного хозяйства, подземные резервуары хранения отходов и маслонасосные не являются источниками выбросов и/или фактические выбросы на них в 2019 году не осуществлялись, основания для учета их в декларации о плате за НВОС отсутствуют. В отношении выбросов в результате стравливания газа при придувках при пусках-остановах паровых котлов сообщает, что выбросы от данных операций составляют не более 0.001% от валового годового выброса. Ссылаясь на с п. 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (требования к Программе ПЭК), указывает, что юридическое лицо должно скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с данными требованиями в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10 %. Кроме того, корректировка программы ПЭК при предполагаемом изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей, в части изменения источников выбросов и выбрасываемых веществ, может быть выполнена только при подтверждении таких изменений при проведении корректировки данных инвентаризации и для случаев, указанных в пункте 43 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, после подготовки предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды с последующим установлением нормативов и получением разрешения на выброс. Кроме того, в соответствии с Требованиями к ПЭК и пунктом 7 Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденных приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522 в таблице 2.2. отчета по ПЭК представляются результаты выполнения плана-графика контроля, указанного в Программе производственного экологического контроля. Отчет по ПЭК за 2019 год подготовлен в полном соответствии с планом-графиком контроля, согласованным в составе ПДВ при утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешении на выброс. При таких обстоятельствах полагает, что отсутствие в отчете по ПЭК: за 2019 год выбросов от стравливания газа с паровых котлов главного корпуса ГРЭС не является нарушением. Учитывая, что Декларация о плате за НВОС формируется в соответствии с платежной базой, определяемой на основе данных отчета ПЭК (п. 2 ст. 16.2 ФЗ № 7), основания для учета фактических выбросов от стравливания газа в декларации за 2019 год отсутствуют. По факту отчетности по форме № 2ТП (рекультивация) за 2019 год указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» филиал «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» впервые в 2020 году в соответствии с приказом Верхневолжского межрегионального управления Росприроднадзора от 30.11.2020 № 268 включен в Перечень респондентов по данной форме в части недропользования на территории Тверской области (письмо от Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 24.12.2020 № 04/6245 - Приложение № 4). Данная обязанность исполнена, в форме № 2 ТП (рекультивация) за 2020 год внесены сведения о площади нарушенных земель артезианскими скважинами (отчет 2-ТП (рекультивация) за 2020 год (Приложение № 5). С учетом изложенного просит отменить постановление № 378/4060/69 от 24.03.2021 о назначении административного наказания, представление № 378/4060/69 от 24.03.2021 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ, по основаниям, установленным ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представители директора филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО6 – ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представители Верхне-Волжского управления Росприроднадзора ФИО1 и ФИО7 в судебном заседании возражали против доводов жалобы, просили оставить постановление без изменения, полностью поддержав письменные возражения инспектора ФИО5

Должностное лицо государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям ФИО5 направил в суд письменные возражения на жалобу, в которых указывает, что им были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применено законодательство, подлежащее применению к спорному разбирательству. Изложенные в постановлении о назначении наказания выводы мотивированы, назначено минимальное наказание. Просит отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Из материалов дела следует, что Верхне-Волжским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.12.2020 № 88-р в период с 15.12.2020 по 19.01.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Энел Россия».

Из постановления должностного лица от № 378/4060/69 от 24.03.2021 следует, что в ходе проверки выявлено, что филиалом «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» предоставлен недостоверный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год с датой предоставления 26.02.2020; в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год на Конаковской ГРЭС не отражены данные об источниках выбросов, аналогичные неотраженных в Отчете ПЭК за 2019 год, отсутствует расчет платы за указанные источники выбросов; предоставлена недостоверная информация в составе отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2019 года. Должностным лицом сделан вывод о наличии состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, должны быть указаны и в постановлении по делу об административном правонарушении.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве дополнительной гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях обязательное указание в итоговом процессуальном решении - постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении субъекта административного правонарушения, всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, во вводной и резолютивной частях постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям № 378/4060/69 от 24.03.2021 ФИО5 о привлечении филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» к административной ответственности отсутствует указание на статью Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершение которой вменялось в вину должностному лицу, при этом описана объективная сторона правонарушения.

Как описка, по смыслу положений статьи 29.12 КоАП РФ, вышеуказанное считаться не может, поскольку ее устранение не должно изменять содержания постановления.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление должностного лица Верхне-Волжского управления Росприроднадзора подлежащим отмене, дело возвращению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела инспектору следует учесть вышеизложенное и принять постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.

С учетом установленных оснований для отмены постановления должностного лица отмене подлежит и представление № 378/4060/69 от 24.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В связи с отменой постановления по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов поданной жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению должностным лицом Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при новом рассмотрении дела по существу.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

жалобу представителя ФИО3, действующего в интересах филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области ФИО5 № 378/4060/69 от 24.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении филиала «Конаковская ГРЭС» ПАО «Энел Россия», и представление № 378/4060/69 от 24.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья Р.С. Бурше

Материал №12-385/2021