КОПИЯ
Дело №
УИД 41RS0№-28
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,
РЕШЕНИЕ
«20» июня 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, рассмотрев жалобу законного представителя ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ№ Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина» (далее – РК им. В.И. Ленина) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, назначить наказание с учетом смягчающих вину обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения. Полагает, что при назначении наказания не учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельство, смягчающее административную ответственность, поскольку РК им. В.И. Ленина является участником социально-значимых экономических проектов Камчатского края, несет значительные затраты на развитие флота, строительство новых судов, вносит вклад в социально–экономическое развитие Камчатского края и Дальневосточного Федерального округа в целях обеспечения населения свежей продукцией по доступным ценам, обеспечивает рабочими местами жителей Камчатского края и частично регионов России, для чего привлекаются кредитные и заемные средства. Ходатайствует о применении положений ч.3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Законный представитель РК им. В.И. Ленина, защитник Желтышева М.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 8.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), либо неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом, либо неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям, либо неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
На основании ч. 4 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с ч. 9 ст. 46 указанного закона правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Правила № 2451).
Согласно п. 4 Правил № 2451 критериями определения объектов являются: а) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более; б) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.
В силу пп. «б» п. 24 Правил № 2451 эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в течение 14 календарных дней со дня его утверждения с приложением копии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и заключения на электронном носителе: в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект.
Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, основанием привлечения РК им. В.И. Ленина к административной ответственности послужили результаты плановой выездной проверки, проведённой на основании решения руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД (с учётом изменений, внесённых решениями от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД, от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД).
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, , при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте - основная производственная площадка №, НВОС III категории, код объекта №П, в пределах земельного участка с кадастровым номером №, в водоохраной зоне Авачинской губы бухты Сероглазка, эксплуатирует склад ГСМ котельной, представляющий собой два металлических резервуара цилиндрической формы, объем одного из которых составляет не менее 26 м3, в отсутствие согласованного и утверждённого плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Юридическому лицу вменено нарушение требований ст. 34, ч. 4, 9 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2451.
Вина юридического лица установлена должностным лицом административного органа на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, решений от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД, от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД, от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД, протокола осмотра №-КНД/2 от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицы к нему, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иных материалов дела.
Вместе с тем обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.
Исходя из указанных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений, поскольку при отсутствии такого указания невозможно установить, за совершение состава какого административного правонарушения оно привлекается к административной ответственности.
Из резолютивной части оспариваемого постановления следует, что РК им. В.И. Ленина признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако статья 8.50 настоящего Кодекса состоит из четырех частей, каждая из которых предусматривает самостоятельный состав административного правонарушения.
Учитывая, что окончательный вывод о юридической квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности, содержится в резолютивной части постановления, в то время, как в ней не указана часть статьи 8.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за совершение вмененного юридическому лицу деяния, прихожу к выводу, что должностным лицом административного органа допущены существенные нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указание в описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления вывода о виновности РК им. В.И. Ленина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не исключает допущенные существенные процессуальные нарушения, поскольку окончательный вывод о виновности привлекаемого к ответственности лица и юридическая квалификация его действий содержатся в резолютивной части постановления.
Кроме того необходимо учесть, что в резолютивной части постановления полностью изложена диспозиция вменяемой Обществу статьи без указания соответствующей части статьи.
Указанное обстоятельство также не устраняет допущенное нарушение, поскольку окончательная квалификация требует указания именно части статьи, которая должна быть понятна лицу, привлекаемому к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не истёк, с учётом допущенных существенных нарушений процессуальных требований, постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа необходимо устранить допущенные существенные нарушения требований Кодекса РФ об административных правонарушениях и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Учитывая, что основанием отмены обжалуемого постановления является существенное нарушение процессуальных требований, иные доводы жалобы оценке в настоящее время не подлежат до устранения указанных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.50 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина, отменить на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ввиду существенного нарушения процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.Ю. Образцова