ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-387 от 27.11.2019 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 12-387 (2019)

РЕШЕНИЕ

город Ачинск Красноярского края,

улица Назарова, 28 Б 27 ноября 2019 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Антипов В.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Акционерного общества «РУСАЛ Ачинск» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО2 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 в городе Ачинске Красноярского края мирового судьи судебного участка № 4 в городе Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 19 августа 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 в городе Ачинске Красноярского края мирового судьи судебного участка № 4 в городе Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 19 августа 2019 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях указанного лица состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО2 обратилась в Ачинский городской суд Красноярского края с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, привлечь АО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комьинат» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что довод обжалуемого постановления о том, что «Следовательно, провал не является «сооружением» в смысле Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не создан в результате строительных работ (на основании проекта строительства, реализации архитектурных, инженерных решений), а образован в результате обрушения пород, которое в свою очередь, явилось следствием добычи подземным способом полезного ископаемого, то есть результатом техногенного воздействия на окружающую среду. Таким образом, данный объект не соответствует понятию объекта размещения отходов, приведенному в ст. 1 Закона РФ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с вышеперечисленной проектной документацией, земельный участок (зона обрушенных пород) не является объектом размещения отходов. Провал представляет собой нарушенный земельный участок с техногенным рельефом, подлежащий рекультивации в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства, из чего следует, что данный земельный участок (зона обрушенных пород) не имеет признаков объекта размещения отходов и не подлежит включению в государственный реестр объектов размещения отходов, согласно требованиям Закона №89-ФЗ», является несостоятельным, в силу неверного толкования Мировым судьей природоохранного законодательства, что привело к принятию неправосудного постановления. Согласно позиции Минприроды России, изложенной в письме от 02.06.2014 №05-12-44/11342 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей», Минприроды России полагает, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления, в том числе отходов, образованных от строительства и сноса зданий, строений и сооружений, фактически является захоронением (размещением) отходов. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I-V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. При этом деятельность по размещению отходов в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности. Между тем лицензией на право размещения отходов производства и потребления АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный комбинат» не обладает. Таким образом, материалами административного дела установлено, что АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный комбинат» осуществляет размещение отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр, что является нарушением ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Следующие доводы обжалуемого постановления о том, что «Вместе с тем, запрет, установленный п.7 ст.12 Федерального закона от 26.06.1998 №89-ФЗ временно не распространяется на временные объекты.

Так, в соответствии с п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая, что постановлением администрации п. Мазулъский от 21 сентября 1993 года №48-п спорный земельный участок официально отведен Ачинскому глиноземному комбинату во временное пользование для его закладки производственными отходами, то есть данный земельный участок введен в эксплуатацию до 1 января 2019 года», являются также несостоятельными, в силу неправильного толкования Мировым судьей действующего природоохранного законодательства. В соответствии со ст.29.1 Закона «Об отходах производства и потребления», действие ч.7 ст. 12 Закона №89-ФЗ не распространяется на те объекты размещения твердых коммунальных отходов, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года, и которые были включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на основании решения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, принятого на основании заключения Минприроды России. Доказательств включения объекта размещения отходов в упомянутый перечень материалы дела не содержат, соответственно, действие статьи 29.1 Закона об отходах на рассматриваемый по данному делу объект размещения отходов не распространяется. Постановление администрации п. Мазульский от 21.09.1993 №48-п не является документом - основанием ввода объекта размещения отходов вэксплуатацию, соответственно, объект размещения отходов не введен в эксплуатацию до 1 января 2019 года, что также свидетельствует о том, что статья 29.1 Закона об отходах не распространяет свое действие на рассматриваемые правоотношения. Таким образом, обжалуемое постановление противоречит действующему природоохранному законодательству, в связи с чем, подлежит отмене.

В судебное заседание государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО2, уведомленная судом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя юрисдикционного органа.

В судебном заседании защитник юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - АО «РУСАЛ Ачинск» - ФИО1 просила постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 в городе Ачинске Красноярского края мирового судьи судебного участка № 4 в городе Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 19 августа 2019 года оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу без удовлетворения. В представленных объяснениях, не согласна с доводами жалобы по следующим основаниям:

Согласно доводам жалобы, Общество осуществляет размещение отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр. При этом лицензией на право размещения отходов производства и потребления не обладает. Указанные доводы являются необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается «специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных породы и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов». В соответствии с п.6 ст. 12 закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 закона № 89-ФЗ). Исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, понятие «сооружение» предполагает наличие инженерных, архитектурных решений и осуществление строительных работ, в результате которых создается объект капитального строительства. АО «РУСАЛ Ачинск» использует земельный участок (зона обрушенных пород -провал бывшего подземного марганцевого рудника) общей площадью 41132,20 м? с кадастровым номером. 24:43:0201 011: 17, расположенный восточнее посёлка Мазульский, для проведения рекультивации нарушенных земель с использованием промышленных отходов сроком по 28.02.2028 (договор аренды земельного участка № 204-АЗ от 10.03.2016). Деятельность АО «РУСАЛ Ачинск» по обращению с отходами регламентируется проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приказ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.07.2014 № 842, документ об утверждении от 01.07.2014 per. № 05-1/26-314, выдан Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, срок действия до 01.07.2019), также Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю обществу выдана бессрочная лицензия № (24)-1139-СТУ от 17.08.2016 на сбор, транспортирование и утилизацию отходов IV класса опасности. На основании данного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в АО «РУСАЛ Ачинск» предусмотрено образование отходов IV-V классов опасности от собственной деятельности и прием отходов от сторонних предприятий г. Ачинска с последующим их использованием для рекультивации нарушенных земель в зоне обрушенных пород Мазульского рудника (провала) находящегося по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, восточнее п. Мазульский. Зона обрушенных пород не была создана АО «РУСАЛ Ачинск» посредством строительства, она образовалась на месте бывшего подземного рудника по добыче марганца в результате провала пород (обрушения скальных пород), налегавших над выработанным шахтным пространством, и представляет собой нарушенный земельный участок -естественную емкость глубиной от 42 до 71 м. Следовательно, провал не является «сооружением» в смысле Градостроительного кодекса РФ, поскольку не создан в результате строительных работ (на основании проекта строительства, реализации архитектурных, инженерных решений! а образован в результате обрушения пород, которое в свою очередь, явилось следствием добычи подземным способом полезного ископаемого, то есть результатом техногенного воздействия на окружающую среду. Таким образом, данный объект не соответствует понятию объекта размещения отходов, приведенному в ст. 1 Закона РФ «Об отходах производства и потребления».В соответствии с вышеперечисленной проектной и разрешительной документацией, земельный участок (зона обрушенных пород) не является объектом размещения отходов. Провал представляет собой нарушенный земельный участок с техногенным рельефом, подлежащий рекультивации в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства. В связи с изложенным, земельный участок (зона обрушенных пород) не имеет признаков объекта размещения отходов, следовательно, не подлежит включению в государственный реестр объектов размещения отходов согласно требованиям закона №89-ФЗ. Рекультивацию зоны обрушенных пород с использованием отходов IV-V классов опасности АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет согласно рабочей документации, выполненной в 2000 году ЗАО «МОНИТЭК», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы (приказ об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочей документации № 164-э от 27.03.2001), а также корректировки рабочей документации в 2004 году «Рекультивация обрушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника» по увеличению объема ежегодно используемых отходов за счет привлечения отходов сторонних организаций (положительное заключение государственной экологической экспертизы от 04.11.2004 № 4, Приказ Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта (корректировки) ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» Рекультивации нарушенных земель зоны обрушенных пород подземного рудника» от 04.11.2004 № 13, положительное заключение государственной Санитарно-эпидемиологической службы РФ по г. Ачинску и Ачинскому району от 20.09.2004 № 24.АЦ.02.000.Т.000417.09.04.). Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Использование отходов для рекультивации (восстановления) земель обусловлено их физическим свойством - объемом, способным заполнить полость без значительного изъятия земель другого участка (без образования новых полостей). В данном случае применительно к началу рекультивации «провала», действовали нормы Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 22.12.1995 № 525/67 (далее - Основные положения) и Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Конечной целью использования отходов при рекультивации в соответствии с Основными положениями является восстановление земель в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях. Правовой режим использования отходов для рекультивации земель в период начала рекультивации предусматривал необходимость соблюдения установленных законом требований: разработка проектов рекультивации на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6 Основных положений); проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации (статья 12 Закона об экологической экспертизе (в редакции от 29.12.2004, действовавшей до 01.01.2007), п. 6, 7 Основных положений). АО «РУСАЛ Ачинск» были соблюдены требования, предусмотренные законом при осуществлении деятельности по рекультивации нарушенных земель с использованием отходов. Обществу для проведения рекультивации нарушенных земель отходами IV-V классов опасности предоставлен земельный участок (зона обрушенных пород - провал бывшего подземного марганцевого рудника) общей площадью 41132,20 м? с кадастровым номером 24:43:0201011:17, расположенный восточнее посёлка Мазульский. Впоследствии право пользования указанным земельным участком оформлено договором аренды земельного участка № 204-A3 от 10.03.2016 сроком действия до 28.02.2028. Разработана рабочая документация «Рекультивация обрушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника», в соответствии с которой рекультивация «провала» осуществляется путем закладки (складирования) промышленных отходов IV и V классов опасности в полость «провала» (стр. 10,13,14, 40), в том числе отходов сторонних организаций (стр. 12). По результатам государственной экологической экспертизы указанного проекта рекультивации Обществом было получено положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом управления от 04.11.2004 № 13. В соответствии с выводами, изложенными в заключении экспертной комиссии, представленные на рассмотрение материалы были признаны соответствующими требованиям законодательных актов, нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов. Экспертная комиссия посчитала возможной реализацию рабочего проекта (корректировка) обществом.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Закона об экологической экспертизе, заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю) было подтверждено, что рекультивация «провала» к юго-востоку от п. Мазульский в 0,5 км от основной площадки комбината с использованием отходов соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, из чего следует, что в соответствии с согласованной Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю документацией происходит использование (утилизация) отходов производства, а не их захоронение. На основании части 8 статьи 18 Закона об экологической экспертизе заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке. Указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы в установленном порядке не оспорено, и применительно к части 5 статьи 18 Закона об экологической экспертизе не утратило юридическую силу. Напротив, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, предусматривающие схемы мест размещения отходов, описание зоны складирования промышленных отходов, виды отходов, используемых для рекультивации, схемы операционного движения отходов, предложения по лимитам на размещение отходов, утверждены Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю (приказ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01.07,2014 № 842, документ об утверждении от 01.07.2014 per. № 05-1/26-314, срок действия до 01.07.2019). В 2018 году обществом разработан новый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (ПНООиЛР), утвержденный приказом МУ Росприроднадзора по Красноярскому краю от 14.12.2018 № 1540 (документ об утверждении от 14.12.2018 per. №05-1/26-128), сроком действия по 13.12.2023. В разделе 7 проекта указаны сведения о «Предполагаемом ежегодном использовании отходов», согласно которым АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляет использование отходов собственного производства и отходов сторонних организаций, с целью рекультивации зоны обрушенных пород. Таким образом, вывод административного органа об осуществлении Обществом деятельности по захоронению отходов производства и потребления в отсутствие лицензии является неправомерным. Доказательств нарушения Обществом требований перечисленных документов государственным инспектором не представлено, напротив, из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность в соответствии с документами, утвержденными Управлением Росприроднадзора. Исходя из представленных суду документов, Общество в данном случае осуществляет деятельность по рекультивации объекта, а не по захоронению отходов; объект, подлежащий рекультивации, не является объектом размещения отходов по смыслу Закона «Об отходах производства и потребления». Данные выводы подтверждены решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.10.2019 по делу АЗЗ-26520/2019 (вступило в законную силу 06.11.2019). На основании изложенного, доказательств, дающих основание расценивать оформленное надлежащим образом использование отходов как захоронение, административным органом не представлено. Доказательства того, что зона обрушенных пород Мазульского рудника (провал) является объектом размещения отходов в соответствии с Законом РФ «Об отходах производства и потребления», в материалы дела не представлены. Вина, как обязательный элемент состава административного правонарушения, в данном конкретном случае в отношении АО «РУСАЛ Ачинск» не доказана. Ссылки заявителя жалобы на письмо Минприроды от 02.06.2014 № 05-12-44/11342 не могут быть признаны обоснованными, так как указанное письмо не является нормативным правовым актом и не может изменять или уточнять нормы Закона об отходах производства и потребления. Кроме того, положения данного письма противоречат содержанию рабочей документации (корректировка) «Рекультивация нарушенных земель. Зона обрушенных пород подземного рудника. Охрана окружающей среды» АО «РУСАЛ Ачинск» (корректировка), на который Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Красноярскому краю приказом от 04.11.2004 № 13 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта (корректировка) ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» Рекультивации нарушенных земель зоны обрушенных пород подземного рудника» утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Действительно, письмо Минприроды принято 02.06.2014, однако нормативное регулирование, приведенное в письме (приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе») - существовало и на момент утверждения проекта рекультивации АО «РУСАЛ Ачинск». Само письмо норм права не порождает и не изменяет. Тем не менее, утверждая документацию Общества в таком виде, в котором она существует до настоящего времени, Управление Росприроднадзора подтвердило соответствие этой документации действующему нормативно-правовому регулированию. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАПРФ. С учетом изложенного, считает в действиях АО «РУСАЛ Ачинск» отсутствует нарушение п. 7 ст. 12 закона «Об отходах производства и потребления», следовательно, вины Общества в неисполнении предписания № НАВЗТ-737/8 от 21.12.2018 и правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не имеется.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно протоколу об административном правонарушении № Т-587-в от 10 июля 2019 г. по результатам внеплановой выездной проверки Акционерного общества «РУСАЛ Ачинский Глиноземный комбинат», проведенной на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент) от 14.06.2019 № 832 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица», на основании акта проверки от 10.07.2019 № Т-587-в, установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации, выразившийся в невыполнении в срок до 01 июня 2019 года законного Предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (далее -Предписание) от 21.12.2018 № НАВЗТ-737/8.

Предписанием от 21.12.2018 № НАВЗТ-737/8 установлено: обеспечить недопущение размещения отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, не внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (зона обрушенных пород). Объект негативного воздействия № 04-0124-001003-П.

При проведении плановой выездной проверки АО «РУСАЛ Ачинск», акт от 21.12.2018 № НАВЗТ-737/8 установлено, что АО «РУСАЛ Ачинск» размещали отходы производства и потребления на объектах размещения отходов, не внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (зона обрушенных пород), что является нарушением п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В ходе судебного заседания мировым судьей установлено, что 21 декабря 2018 года государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу вынес юридическому лицу АО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» предписание № НАВЗТ-737/8 об устранений нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, заключающееся в обеспечении недопущения размещения отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (зона обрушенных пород). Срок выполнения предписания установлен до 01 июня 2019 года.

Нормативным основанием к вынесению предписания послужили требования законодательства, содержащиеся в пункте 7 статьи 12 «Об отходах производства и потребления», которым запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Вместе с тем, запрет, установленный п. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ временно не распространяется на отдельные объекты.

Так, в соответствии с п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учитывая, что постановлением администрации п. Мазульский от 21 сентября 1993 года № 48-п спорный земельный участок официально отведен Ачинскому глиноземному комбинату во временное пользование для его закладки производственными отходами, то есть данный земельный участок введен в эксплуатацию до 1 января 2019 года. Деятельность АО «РУСАЛ Ачинск» по обращению с отходами регламентирована проектом нормативов образования отходом и лимитов на их размещение, в соответствии с которым предусмотрено образование отходов IV - V классов опасности с последующей их Г утилизацией/использованием. Именно отходы IV - V классов опасности размещаются на земельном участке в зоне обрушенных пород Мазульского рудника (провала), находящегося по адресу Красноярский край г. Ачинск восточнее п. Мазульский. Следовательно, в отношении данного земельного участка распространяется временное ограничение действия п. 7 ст. 12 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ и он может быть использован для размещения твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного, мировой судья пришел к выводу, что в настоящее время требования об исполнении АО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» предписания № НАВЗТ-737/8 от 21 декабря 2018 года является неправомерным.

Из материалов административного дела следует, что фактические обстоятельства мировым судьей установлены правильно, на основании совокупности исследованных им допустимых и согласующихся между собой доказательств. Имеющие значение обстоятельства установлены в полном объеме, действиям лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка и принято законное и обоснованное решение.

Нарушений норм административного права, ставящих под сомнение законность вынесенного мировым судьей постановления, в ходе проверки материалов дела, не установлено.

Данных, указывающих на наличие в действиях АО «РУСАЛ Ачинск» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, суду не представлено. Отсутствие состава административного правонарушения исключает какие-либо суждения о виновности лица в совершении административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, жалоба государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО2, не подлежит удовлетворению, так как обжалуемое постановление в отношении АО «РУСАЛ Ачинск» является законным и обоснованным, и оснований для его изменения либо отмены, судья не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 в городе Ачинске Красноярского края - мирового судьи судебного участка № 4 в городе Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 19 августа 2019 года в отношении Акционерного общества « РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат» по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО2, - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья В.В.Антипов