ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-387/18 от 14.01.2018 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-387/2018

УИД 29RS0014-01-2018-003834-63

РЕШЕНИЕ

<...>

02 октября 2018 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка <№> Ломоносовского судебного района города Архангельска от <Дата>,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка <№> Ломоносовского судебного района города Архангельска от <Дата> прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инвест Гарант» (далее – ООО «Инвест Гарант») на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ФИО1 обратилась с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене.

В жалобе указывает, что выводы мирового судьи не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку ООО «Инвест Гарант» нарушены лицензионные требования, предусмотренные п.п.«з» п.4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№>.

Защитник ООО «Инвест Гарант» Мелякин М.Ю. с постановлением мирового судьи согласился, поддержал позицию, изложенную в представленном на жалобу отзыве.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав главного специалиста-эксперта правового отдела ИФНС России по г. Архангельску ФИО2, защитника ООО «Инвест Гарант» Мелякина М.Ю., исследовав материалы дела <№> об административном правонарушении ООО «Инвест Гарант» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Федеральным законом N 244-ФЗ от <Дата> Правительство Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от <Дата> N 1130.

Подпунктом «з» пункта 4 Положения N 1130 установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Федерального закона от <Дата> N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Частью 5 статьи 6 Федерального закона от <Дата> N 244-ФЗ предусмотрено, что организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от <Дата> N 244-ФЗ при входе в игорное заведение, его филиал, пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора либо иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр организатор азартных игр размещает и по первому требованию посетителя игорного заведения предоставляет информацию о фирменном наименовании организатора азартных игр, об адресе и о часах работы соответственно игорного заведения, его филиала, пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, иного места осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр, правила посещения игорного заведения, правила приема ставок и выплаты выигрышей, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне или его копия либо лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах или ее копия, приложение к этой лицензии или его копия, а также решение о приеме в члены саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах и (или) саморегулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах либо иной подтверждающий соответствующее членство документ или его копия.

Как следует из материалов дела ООО «Инвест Гарант» имеет лицензию от <Дата><№> на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. В данной лицензии имеется, в том числе, и адрес осуществления деятельности пункта приема ставок букмекерской конторы ООО «Инвест Гарант» по адресу: г. Архангельск, ..., обособленная часть нежилого помещения <№> этаж 1.

Старшим государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ФИО3 на основании поручения заместителя начальника от <Дата><№>.26-45/252 проведена проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций по адресу места нахождения обособленного подразделения ООО «Инвест Гарант» по адресу: г. Архангельск, ..., за период с <Дата> по <Дата> на предмет исполнения предписания от <Дата><№>.22/18П-17.

В ходе проведения указанной проверки выявлено нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «з» пункта 4 Положения от <Дата> N 1130, части 5 статьи 6 Федерального закона от <Дата> N 244-ФЗ, пункта 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановление Правительства РФ от <Дата> N 441.

<Дата> в отношении ООО «Инвест Гарант» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В подтверждение вины ООО «Инвест Гарант» в совершении данного административного правонарушения в материалы дела представлены: акт проверки от <Дата><№>, требование о представлении документов от <Дата><№>, «Анализ движения денежных средств в кассе обособленного подразделения ООО «Инвест Гарант» по адресу: г. Архангельск, ... за период с <Дата> по 01.02.2018», обращение ООО «Инвест Гарант» с подтверждающими отправку документов на предписание <Дата> (вх. от <Дата><№>), описи документов, представленных по требованию (вх. от <Дата><№>); копии: доверенности от <Дата> б/н, выданной ФИО4, протокола внеочередного общего собрания участников ООО «Инвест Гарант» от <Дата><№> и приказа от <Дата><№>; учетная политика ООО «Инвест Гарант» для целей бухгалтерского учета с приложениями <№> и <№>; распоряжение об установлении лимита остатка кассы организации и ее обособленных подразделений от <Дата><№> с приложением и от <Дата><№> с приложением; карточки регистрации ККТ от <Дата><№>; договоры субаренды нежилых помещений от <Дата><№> по адресу: г. Архангельск, ... приложениями; отчеты о состоянии счетчиков ККТ с гашением за период с <Дата> по <Дата>; кассовые книги обособленного подразделения с приходными и расходными кассовыми ордерами за период с <Дата> по <Дата>; карточки счета 50 за период с <Дата> по <Дата>; приказы о приеме на работу: от <Дата><№>, от <Дата><№>, от <Дата><№>, о <Дата> № УЛ00000184 и приказы о переводе на другую работу: от <Дата><№>, от <Дата><№>, от <Дата><№>, от <Дата><№>-п; трудовые договоры: от <Дата><№> с ФИО5, от <Дата><№> с ФИО4, трудовая книжка ФИО5; договоры о полной индивидуальной материальной ответственности от <Дата> и от <Дата>; должностные инструкции кассира, главного бухгалтера, директора обособленного подразделения; выписка из ЕГРЮЛ.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как следует из представленных материалов, проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций по адресу места нахождения обособленного подразделения ООО «Инвест Гарант» по адресу: г. Архангельск, ..., за период с <Дата> по <Дата>, проведена должностным лицом ИФНС России по г. Архангельску на основании поручения заместителя начальника от <Дата><№> в целях осуществления контроля на предмет исполнения предписания от <Дата><№>.

Согласно данному предписанию (материалы дела <№>), ООО «Инвест Гарант» было вменено в обязанность осуществлять выплату выигрышей участникам азартных игр за счет наличных денег, поступивших в кассу обособленного подразделения с банковского счета ООО «Инвест Гарант», о выполнении предписания Общество должно было сообщить в налоговую инспекцию в срок до <Дата>.

Между тем, согласно акту <№> от <Дата> в ходе проверки были исследованы полнота учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, т.е. фактически была проведена ревизия соблюдения ООО «Инвест Гарант» лицензионных требований в области организации и проведения азартных игр.

Права и обязанности налогового органа при проведении указанной проверки установлены, в том числе, положениями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Проведение проверки полноты учета выручки денежных средств налоговыми органами реализуется посредством исполнения Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.2011 №133н, зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2012 № 22906, в п.1 которого указано, что Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, изложен в пункте 4 Административного регламента и является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 5 Административного регламента предметом государственного контроля (надзора) является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Порядок ведения кассовых операций не входит в предмет государственного контроля, урегулированного Административным регламентом. Следовательно, проверка порядка ведения кассовых операций может быть проведена исключительно на предмет факта полноты учета выручки денежных средств.

Проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, не относятся к видам контроля, реализация которого урегулирована Налоговым кодексом Российской Федерации (налоговый контроль), Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (лицензионный контроль). Данный вид контроля является самостоятельным, относится к финансовому контролю и порядок его проведения урегулирован специальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона № 244-ФЗ государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона (региональный государственный надзор), согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона № 244-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, но регулирует проведение лицензионного контроля, его проведение строго регламентировано.

В силу п.21 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае, если основанием для проведения проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания. При этом по смыслу п.11 ст.11, п.3 ст.15 данного закона, если в ходе проверки проверяются какие-либо документы, то это должны быть только те сведения, которые относятся к предмету проверки, иные материалы проверять и истребовать контролирующий орган не вправе.

Исходя из положений п.1 и подп.5 п.2 ст.20 Федерального закона № 294-ФЗ, истребование и исследование документов, не относящихся к предмету проверки, является грубым нарушением и влечет недействительность проверки, признание соответствующего акта недопустимым доказательством.

Учитывая изложенное, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что при проведении налоговым органом проверки в период с 01 февраля по <Дата> могли быть исследованы и оценены лишь те документы и сведения, которые касались выданного предписания.

Поскольку в данном случае контролирующий орган вышел за пределы предмета проверки, чем грубо нарушил требования Федерального закона № 294-ФЗ, результаты проверки налоговой инспекцией деятельности обособленного подразделения ООО «Инвест Гарант» на предмет соблюдения п.6 Указания <№>-У (невыдача расходных кассовых ордеров по форме <№> по выплаченным денежным средствам участникам азартных игр) и п.2 Указания <№>-У (нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств в ОП) нельзя признать полученными без нарушения закона.

Таким образом, составленный по итогам проверки акт от <Дата><№> в части проверки соблюдения ООО «Инвест Гарант» пунктов 2 и 6 Указания <№>-У является недопустимым доказательством.

Следует также отметить, что в порядке подпункта «а» пункта 3 Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№>, государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется Федеральной налоговой службой (федеральный государственный надзор).

В пункте 4 Положения указано, что должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора, являются:

а) руководитель, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы;

б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной налоговой службы, руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;

в) другие должностные лица Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.

Пунктом 7 Положения установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ.

При этом в порядке пункта 8 Положения государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона № 294-ФЗ.

Лицензионный контроль (федеральный государственный надзор) может быть проведен только уполномоченным на то должностными лицами налоговых органов посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.

Налоговый орган не подтвердил своих полномочий на осуществление лицензионного контроля (федерального государственного надзора), проведя проверку обособленного подразделения ООО «Инвест Гарант» на предмет выполнения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании, налоговый орган превысил свои полномочия.

Следовательно, в ходе производства по делу административным органом при проведении проверки допущены нарушения процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от <Дата> N 294-ФЗ, что влечет недействительность результатов проверки и полученных в ходе нее доказательств.

При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения является верным.

При рассмотрении дела мировым судьей фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.

Несогласие подателя жалобы с выводами мирового судьи само по себе не является основанием для отмены судебного акта.

Указание в жалобе на письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <Дата><№> и Министерства юстиции Российской Федерации, данные в ответ на обращение ФНС России, является необоснованной, поскольку указанные документы не являются нормативными и не были официально опубликованы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 Ломоносовского судебного района города Архангельска от <Дата> оставить без изменения, жалобу начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Л.Э. Пяттоева

Копия верна

Судья Л.Э. Пяттоева