Дело № 12-387/2018 Р Е Ш Е Н И Е г. Челябинск 26 ноября 2018 года Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе судьи Колошиной Ю.К., при секретаре судебного заседания Смирновой О.В., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод» Звонаревой Л.А., действующей на основании доверенности от 29.10.2018 года, должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении – государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1, рассмотрев жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод» Звонаревой Л.А. на постановление №-м ведущего специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ФИО3 от 11 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод», У С Т А Н О В И Л: 28 сентября 2018 года в отношении ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод» (ООО «ЧРПЗ») государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Постановлением от 11 октября 2018 года ведущего специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ФИО3 ООО «ЧРПЗ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей. Согласно вынесенного постановления, в период с 25 июля 2017 года по 22 августа 2018 года ООО «ЧРПЗ» на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Копия постановления получена ООО «ЧРПЗ» 18 октября 2018 года. Определением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 26 ноября 2018 года срок для подачи жалобы на вышеназванное постановление восстановлен. В поданной в Тракторозаводский районный суд г.Челябинске жалобе, защитник Звонарева Л.А., просит снизить размер штрафа на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ. Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «ЧРПЗ», должностное лицо, вынесшее постановление – ведущий специалист отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Должностное лицо, вынесшее постановление – ФИО3 не возражал против рассмотрения жалобы в его отсутствие, вопрос о снижении штрафа оставил на усмотрение суда. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «ЧРПЗ» - Звонарева Л.А., в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме. Просит снизить размер штрафа, не оспаривая событие правонарушения и свою виновность, пояснив, что в настоящее время получено разрешение № 1511 Министерства экологии Челябинской на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 23 августа 2018 года по 22 августа 2025 года. Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении – государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО1 оснований для снижения штрафа не усмотрела, просила в удовлетворении жалобы отказать. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Исходя из положений пункта 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, законность и обоснованность соответствующего постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Выслушав пояснения участников судебного заседания, проверив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, обозрев дело об административном правонарушении, суд приходит к выводу о виновности ООО «ЧРПЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и не находит оснований для отмены обжалуемого постановления. Однако считает необходимым изменить его, снизив размер назначенного наказания. Судом установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. В силу ч. 1 ст. 23 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Согласно ст. 12 ФЗ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Министерством экологии Челябинской области в период с 03 сентября по 28 сентября 2018 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «ЧРПЗ» при осуществлении производственно – хозяйственной деятельности. Предприятие ООО «ЧРПЗ» арендует у ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод №1» нежилое здание под производственные помещения. Промплощадка предприятия расположена в Тракторозаводском районе г. Челябинска. Согласно договору аренды б/н от 09.11.2017г. заключенному между ООО «Челябинский Рыбоперерабатывающий Завод №» (Арендодатель) и ООО «ЧРПЗ» (Арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое здание (рыбный цех), кадастровый № общей площадью 2442,90 кв.м., силовой трансформатор мощностью 400кВт и оборудование, расположенное по адресу: <адрес>, согласно Акту приема-передачи. Срок действия договора с 09.11.2017г. по 08.10.2018г. Также ООО «ЧРПЗ» представлен акт приема-передачи имущества от 09.11.2017г. Согласно договору аренды б/н от 09.11.2017г., заключенному между ООО «Челябинский Рыбоперерабатывающий Завод №» (Арендодатель) и ООО «ЧРПЗ» (Арендатор), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения общей площадью 375 кв.м., расположенные в нежилом здании (холодильник, бытовки, склад) по адресу: <адрес>, согласно Акту приема-передачи. Срок действия договора с 09.11.2017г. по 08.10.2018г. Также представлен акт приема-передачи имущества по договору от 09.11.2017г. Общество производит прессервы из рыбы, салаты из морской капусты, рыбу неразделанную соленую и пряного посолов, кулинарные изделия из рыбы, морепродуктов, водоросли морские маринованные. Основное производство представлено участком заливки. Тепло и горячее водоснабжение предприятия производится от собственной котельной. Вспомогательное производство включает в себя: котельную (с 5 котлами, работающими на природном газе) и компрессорную (компрессоры — 3шт.). ООО «ЧРПЗ» имеет: - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № от 27.08.2012г. Срок действия разрешения № с 25.07.2012г. по 24.07.2017г. Разрешением установлены предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в атмосферный воздух для 15 наименования ЗВ в количестве 0,941378 тонн/год. Временно согласованные выбросы для предприятия, разрешением № от 27.08.2012г. не установлены; -проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее - проект ПДВ 2012) для ООО «ЧРПЗ». Согласно проекту ПДВ 2012: - на предприятии имеется 5 организованных и 2 неорганизованных источников выбросов; - газоочистное оборудование отсутствует. Обществом представлен договор от 25.01.2018г. №-ЭК с ООО «<данные изъяты>» на разработку проекта нормативов предельно-допустимых выбросов; согласование мероприятий в период НМУ для ООО «ЧРПЗ». На момент проверки ООО «ЧРПЗ» имеет: - приказ об установлении предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух для предприятия ООО «ЧРПЗ» от 23.08.2018г. №. Нормативы утверждены на период с 23.08.2018г. по 22.08.2025г. Приказом утверждены нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для 6 наименований ЗВ в количестве 0,869837 тонн/год. ООО «ЧРПЗ» в Министерство экологии Челябинской области 05.09.2018г. подало заявление о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предприятием представлен Отчет по форме 2-ТП (воздух) за 2017 год, согласно которому предприятием за 2017 год всего выброшено в атмосферу 0,57064005 т. загрязняющих веществ. Согласно письму от 18.09.2018г. Обществом в 2017 году произведено продукции 1003578 кг, в 2018 году за 8 месяцев 2018 года — 651006кг. В 2017 году отработано 51182 часов, за 8 месяцев 2018 года 32207 часов. В связи с плановой остановкой производства с 01 июня 2018 года по 30 июня 2018 года котлы водогрейные (2 котла) не эксплуатировались. Котлы отопительные (3 котла) в период с 06.07.2018 года по 17.09.2018 года не эксплуатировались в связи с перерывом в отопительном сезоне. ООО «ЧРПЗ» представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. В декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 была отражена плата за выбросы в пределах ПДВ, а также превышающие установленные разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При расчете суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, ООО «ЧРПЗ» был применен коэффициент Кпр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равный.25. Согласно декларации за 2017 год предприятием выброшено в атмосферный воздух сверхлимита: диЖелезо триоксид в количестве 0,0000275000 т.; марганец и его соединения — 0,0000050000т; азота диоксид — 0,0451525000т.; сера диоксид — 0,0015830000т; аммиак — 0,0441000000т.; азота оксид — 0,0053100000т., углерод оксид — 0,2308730000т.; фтористые газообразные соединения — 0,0000029700т; пентановая кислота — 0,0135000000т; фенол — 0,0202500000т.; пропаналь — 0,0067500000т.; этановая кислота (уксусная кислота) — 0,0140000000т.; диметиламин — 0,0018000000т.; взвешенные вещества — 0,0090000000 т. Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» установлено, что: «В столбце 12 в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равный 25». ООО «ЧРПЗ» признает отсутствие установленного лимита на негативное воздействия на окружающую среду, коим в случае выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса загрязняющих веществ, является разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, в период с 25.07.2017 года по 22.08.2018 года ООО «ЧРПЗ» на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, осуществляло выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств судья не усматривает, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «ЧРПЗ» в совершении административного правонарушения. В судебном заседании стороной защиты факт выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не оспаривался. По результатам проверки в отношении ООО «ЧРПЗ» был составлен протокол об административном правонарушении. Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «ЧРПЗ» подтверждены представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2018 года, приказом о проведении внеплановой документарной проверки ООО «ЧРПЗ», актом проверки № от 28 сентября 2018 года, нормативами выбросов ООО «ЧРПЗ» вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, заключением от 06 июля 2018 года «О согласовании мероприятий в периоды НМУ», выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЧРПЗ», договором №-ЭК от 15 марта 2012 года, свидетельством о постановке на учет в налоговый орган юридического лица ООО «ЧРПЗ», свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице ООО «ЧРПЗ», учредительными документами ООО «ЧРПЗ», договором аренды от 09 ноября 2017 года, приказом № от 28 декабря 2016 года «Об организации системы экологического управления и осуществления производственного экологического контроля», приказом № от 23 августа 2018 года от 23 августа 2018 года «Об установлении предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, заявлением о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешением №, договором №-ЭК от 25 января 2018 года, журналом регистрации приема предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, договором №-В от 24 ноября 2015 года, договором №-В от 24 ноября 2015 года, заявлением о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, актами от 17 сентября 2018 года, разрешением №, положением о производственном экологическом контроле на ООО «ЧРПЗ», декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду, расчетами сумм платы за выбросы загрязняющих веществ о атмосферный воздух стационарными объектами, сведениями об охране атмосферного воздуха за 2017 год. Оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств судья не усматривает, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «ЧРПЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Объективная сторона данного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент реализации объективной стороны. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности. Согласно положениям Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается только на основании разрешения, выданном в определенном законом порядке. Из имеющейся в материалах дела совокупности доказательств следует, что на момент проведения проверки разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «ЧРПЗ» не получено. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении обществом хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией источников выбросов. Таким образом, должностным лицом сделан правильный вывод о наличии в действиях юридического лица ООО «ЧРПЗ»состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Постановление о привлечении юридического лица ООО «ЧРПЗ» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено ООО «ЧРПЗ» с соблюдением правил ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в минимальном размере. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. Вина ООО «ЧРПЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу. Вместе с тем, стороной защиты в материалы дела предоставлены сведения о хозяйственной деятельности ООО «ЧРПЗ» за 9 месяцев 2017 года и 9 месяцев 2018 года в соответствии с данными отчета общество несет убыток, ранее ООО «ЧРПЗ» к административной ответственности не привлекалось. Кроме того, на момент рассмотрения жалобы, ООО «ЧРПЗ» получено разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Дата выдачи разрешения 08 октября 2018года. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют именно об исключительных обстоятельствах, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями. В связи с чем, суд считает необходимым уменьшить размер назначенного юридическому лицу штрафа до 90 000 рублей, на основании ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. ст. 24.5, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод» Звонаревой Л. А. - удовлетворить. Постановление №248-м ведущего специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ФИО3 от 11 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод», изменить. Снизить назначенное ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод» наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 руб. до 90 000 руб. В остальной части постановление №-м ведущего специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ФИО3 от 11 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ООО «Челябинский рыбоперерабатывающий завод» оставить без изменения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска. Судья: Ю.К. Колошина |