ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-387/2017 от 15.06.2017 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

15 июня 2017 года ....

Судья Центрального районного суда .... края Аникина Л.А., рассмотрев жалобу ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» на постановление мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ, которым

ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес»

юридический адрес: 656056, .... (....

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» (далее- Общество, ООО «ЛХК Алтайлес») привлечено к административной ответственности по ч.11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество подало жалобу на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает на необоснованность выводов мирового судьи о том, что Обществом нарушен порядок проведения общего собрания, в обжалуемом постановлении не указано на нарушение какой либо из частей ст.37 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», которой установлен порядок проведения общего собрания. Решение о проведении общего собрания участников Общества и формирование повестки дня осуществляется в порядке созыва и подготовки собрания, установленного ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». При этом мировым судьей не учтено, что норма ч.4 п.2 ст.35 указанного закона содержит запрет только на внесение изменений в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания участников общества, но не содержит запрета на изменение повестки дня путем включения или исключения каких- либо вопросов. Управляющая организация при принятии решения о проведении внеочередного общего собрания участников по требованию ФИО2 не вносила каких-либо изменений в формулировки вопросов, предложенных в повестку дня. От участника Общества ФИО2 поступило требование о проведении внеочередного общего собрания участников общества, постановлены на повестку дня три вопроса. Управляющей организацией требование рассмотрено, вынесено решение о созыве внеочередного общего собрания участников Общества с повесткой дня: избрание председателя собрания; о распределении прибыли общества и выплате дивидендов участникам. Исполнительный орган Общества вправе был внести изменения в повестку дня, руководствуясь полномочиями, предоставленными участником Общества ФИО2 в соответствии с договором доверительного управления от ДД.ММ.ГГГГ. Управляющей организацией не допущено нарушений закона, влекущих административную ответственность. Кроме того, обжалуемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности только за действия, выразившиеся в незаконном внесении изменений в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении не содержит сведений о месте и времени совершения административного правонарушения, выразившегося в незаконном внесении изменений в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания участником Общества ФИО3 согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ. Вследствие имеющихся существенных недостатков, названный протокол не может являться надлежащим доказательством по делу и должен быть исключен из состава доказательств по делу.

В судебном заседании защитник Общества доводы жалобы поддержал, дополнительно указав, что изменение повестки дня собрания, предложенной участником Общества, при рассмотрении его требования не является нарушением порядка проведения собрания и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 15.23.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении не содержит обвинения Общества в нарушении порядка проведения собрания участников, а также ссылку на нарушенную норму права, регулирующую порядок проведения таких собраний, то есть, кроме того, что отсутствует указание на место и время совершения правонарушения, отсутствует и описание названного события правонарушения. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судья полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является участником ООО «Бобровский лесокомбинат», владеющим долей в размере 25 % уставного капитала.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в .... поступило обращение участника ООО «Бобровский лесокомбинат» (далее также - ООО) ФИО2, в котором содержалось указание на нарушения требований закона, допущенные управляющей организацией, осуществляющей функции исполнительного органа ООО «Бобровский лесокомбинат» - ООО «ЛХК Алтайлес», связанного с проведением внеочередного собрания участников общества.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛХК Алтайлес» составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что ФИО3 обратился в Общество с требованием о созыве и проведении внеочередного общего собрания участников ООО от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были указаны вопросы повестки дня внеочередного собрания. Требование содержало вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания ООО. ДД.ММ.ГГГГФИО3 направлено повторное требование, в связи с отказом Общества в удовлетворении первоначального требования. Однако первоначальное требование подлежало удовлетворению, единоличный исполнительный орган обязан был в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно рассмотреть требование и принять решение о проведении общего собрания. ДД.ММ.ГГГГ проведено внеочередное общее собрание, однако с измененной повесткой дня относительно требований ФИО2 Следовательно, внеочередное общее собрание участников ООО по требованию от ДД.ММ.ГГГГ не созвано, а по повторному требованию от ДД.ММ.ГГГГ о созыве внеочередного общего собрания участников ООО внеочередное собрание участников общества проведено с измененной повесткой дня относительно его требований.

Действия Общества административным органом квалифицированы по ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛХК Алтайлес» привлечено к административной ответственности, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Согласно постановлению, мировой судья пришел к выводу, что Обществом нарушены закрепленные федеральным законом требования к порядку проведения общего собрания участников ООО, т.е. совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ. Допущенное нарушение выразилось в том, что по требованию о созыве внеочередного собрания участников, направленному ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, внеочередное общее собрание проведено с измененной повесткой дня относительно повестки дня, содержащейся в требовании участника ООО ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

Нарушение, описываемые в протоколе об административном правонарушении и выразившиеся в том, по требованию от ДД.ММ.ГГГГ не было созвано внеочередное общее собрание участников, из объема обвинения мировым судьей исключено. Применительно к указанному нарушению, в протоколе указано место его совершения – ...., дата совершения – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения по данной части статьи составляют: незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, нарушение требований закона к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

При рассмотрении дела мировой судья установил, что Обществом нарушены закрепленные федеральным законом требования к порядку проведения общего собрания участников ООО.

Согласно протоколу об административном правонарушении, по повторному требованию ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о созыве внеочередного общего собрания участников ООО внеочередное собрание участников общества проведено с измененной повесткой дня относительно его требований.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ событие административного правонарушения относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из представленного протокола об административном правонарушении следует, что событие административного правонарушения надлежащим образом не описано, из содержания протокола не ясно, в чем именно выразилось совершенное Обществом нарушение, которое квалифицировано по ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ. Не ясно, какую объективную сторону состава административного правонарушения образует проведение общего собрания с измененной повесткой дня относительно требований ФИО2- является ли это нарушением требований закона применительно к порядку созыва, либо подготовки, либо к порядку проведения общих собраний участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

При этом, вопреки выводам мирового судьи, протокол об административном правонарушении не содержит обвинения Общества в нарушении порядка проведения собрания участников, а также ссылку на нарушенную норму права, регулирующую порядок проведения таких собраний.

Кроме того, место, время и обстоятельства совершения правонарушения, что является существенным обстоятельством для установления события административного правонарушения, в соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами, административным органом в протоколе об административном правонарушении также не установлены.

Указанный недостаток является существенным, так как согласно ст. 26.1 и ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе.

Отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, не указание места и времени совершения правонарушения, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Мировым судьей при рассмотрении дела указанные недостатки также не устранены, не восполнены. Положенный в основу обвинения вывод о том, что в законе установлен прямой запрет органу, имеющему полномочия по созыву и проведению общего собрания участников общества вносить изменения в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания, судьей отклоняется, поскольку изменение формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня и изменение повестки дня, по смыслу закона имеют разное правовое значение.

Время совершения административного правонарушения мировым судьей не установлено. При этом мировым судьей вменено Обществу нарушение закрепленных федеральным законом требований к порядку проведения общего собрания участников ООО, которое в протоколе об административном правонарушении сформулировано не было.

Вышеуказанные обстоятельства является существенным недостатком протокола, наличие которого обязывало мирового судью в рамках подготовки дела к рассмотрению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении данного протокола и других материалов дела должностному лицу, которым он составлен, для устранения изложенного выше нарушения закона.

В настоящее время указанный недостаток лишает судью районного суда возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения.

Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

С учетом изложенного, иные доводы жалобы не влияют на рассмотрение жалобы и не подлежат оценке судьей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № .... от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу в отношении ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» о привлечении к административной ответственности по ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Судья Л.А.Аникина