Дело № 12-387/2021
РЕШЕНИЕ
город Волгоград 24 марта 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Олейников А.В.,
рассмотрев жалобу НикО. О. Д. на постановление врио заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Волгоградской области ФИО1 от 26 января 2021 года № 18-34/4/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (комитет ЖКХ и ТЭК) НикО. О. Д.,
с участием защитника НикО. О.Д. – Усенковой И.С., представителя врио заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Волгоградской области ФИО1 – ФИО2
установил:
постановлением врио заместителя руководителя УФК по Волгоградской области ФИО1 от 26 января 2021 года № 18-34/4/2021 должностное лицо – председатель комитета ЖКХ и ТЭК (на момент совершения правонарушения) ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, прекратить производство по делу по основанию недоказанности обстоятельств, либо производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием. Мотивирует тем, что согласно оспариваемому постановлению должностным лицом УФК по Волгоградской области выявлен факт направления посредством использования интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Минстрой России отчетов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234, позже установленного соглашением срока на 3-4 дня. Указывает, что должностными лицами в его адрес не направлялись документы, касающиеся проводимой проверки, а также не истребованы пояснения. При этом, сотрудником комитета ЖКХ и ТЭК, должностному лицу, проводившему проверку, даны пояснения, согласно которым необходимая отчетность сформирована и направлена комитетом в Минстрой России заблаговременно 25 декабря 2019 года до наступления срока ее предоставления, при установленном сроке - 20 января 2020 года, но в другом порядке - посредством системы электронного документооборота МЭДО, которая получена Минстроем России 26 декабря 2019 года. Сформировать и направить отчетность через систему «Электронный бюджет» в установленные сроки до 20 января 2020 года не представлялось возможным, ввиду неработоспособности системы, что в том числе подтверждено рядом скриншотов - обращений в службу технической поддержки. Кроме того, указал, что не ознакомлен с составленным актом проверки в установленные сроки, в связи с чем не обеспечено право на направление возражений на указанный акт.
Заявитель ФИО3 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, сведений об уважительной причине своей неявки суду не предоставил, обеспечил участие защитника.
Защитник ФИО3 – Усенкова И.С. в судебном заседании настаивала на отмене постановления по доводам жалобы, в связи с отсутствием в действиях ФИО3 состава правонарушения.
Представитель врио заместителя руководителя УФК по Волгоградской области ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
На основании ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из обстоятельств дела следует, что на основании приказа УФК по Волгоградской области от 28 июля 2020 года № 400-ОД «О назначении внеплановой выездной проверки комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области» в соответствии с поручением Федерального казначейства от 22 июля 2020 года № 07-04-05/18-14356 в отношении комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области проведена внеплановая проверка использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта «Экология» за 2019 год.
В ходе проверки установлено, что на основании соглашения от 12 февраля 2019 года №069-09-2019-234 между Минстроем России и администрацией Волгоградской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предоставлена субсидия из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Волгоградской области субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минстрою России, как получателю средств федерального бюджета, по КБК 069 0505 052G552430 523 в рамках федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 № 1710.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения приведены в Приложении № 15(2) к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступными комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.
В соответствии с пунктом 13 Приложения № 15(2) к государственной программе от 30 декабря 2017 года № 1710 предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) н заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Согласно пункту 16 Приложения № 15(2) к государственной программе от 30 декабря 2017 года № 1710 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Минстрой России в порядке, установленном соглашением, отчетность об осуществлении расходов бкцреета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.
Согласно подпункту 4.3.5 пункта 4.3 раздела IV. «Взаимодействие Сторон» Соглашения от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234 Субъект обязуется обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчеты о (об):
- расходах бюджета Волгоградской области, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, по форме согласно Приложению № 6 к Соглашению от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена Субсидия;
- исполнении графика выполнения мероприятий не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена Субсидия: по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по форме согласно Приложению № 7 к Соглашению от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234, являющемуся его неотъемлемой частью;
- достижении значения (ий) результата (ов) регионального проекта по форме Приложению № 5 к Соглашению от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена Субсидия.
В соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234 уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234 и представлению отчетности, является Комитет.
На основании информации, содержащейся в ГИИС «Электронный бюджет», отчетность, предусмотренная Соглашением от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234, по состоянию на 01 января 2020 года подписана электронно-цифровой подписью ФИО3 и представлена в Минстрой России в форме электронного документа в следующие сроки:
23 января 2020 года - отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена Субсидия на 01 января 2020 года, что позже установленного срока на 3 рабочих дня;
23 января 2020 года - отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, включая элементы реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01 января 2020 года, что позже установленного срока на 3 рабочих дня;
24 января 2020 года - отчет о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01 января 2020 года, что позже установленного срока на 4 рабочих дня.
Таким образом, по состоянию на 01 января 2020 года отчетность, предусмотренная Соглашением от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234 представлена в Минстрой России в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» несвоевременно.
По результатам проверки составлен акт от 11 сентября 2020 года, согласно которому установлено нарушение ФИО3, замещающим в проверяемый период должность председателя комитета ЖКХ и ТЭК, требований пункта 16 Приложения № 15(2) к государственной программе от 30 декабря 2017 года №1710, подпункта 4.3.5 пункта 4.3 раздела IV. «Взаимодействие Сторон» Соглашения от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234.
В связи с выявленными нарушениями 12 января 2020 года контролером-ревизором контрольного отдела в социально-экономической сфере УФК по Волгоградской области ФИО4 в отношении ФИО3, занимавшего на момент совершения административного правонарушения должность председателя комитета ЖКХ и ТЭК, составлен протокол №29-24-12-02/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением врио заместителя руководителя УФК по Волгоградской области ФИО1 от 26 января 2021 года № 18-34/4/2021 установлена вина председателя комитета ЖКХ и ТЭК ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Согласно части 3.1 «Должностные обязанности» раздела III «Должностные обязанности, права и ответственность» Должностной инструкции председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утвержденной губернатором Волгоградской области от 28 февраля 2017 года, председатель Комитета организует своевременное и полное представление государственной статической в иной установленной правомочными органами отчетности по направлениям деятельности Комитета.
В соответствии с частью 3.3 «Ответственность» раздела III «Должностные обязанности, права и ответственность» Должностной инструкции председатель комитета несет установленную действующим законодательством ответственность за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на него, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, установленных Должностной инструкцией.
В соответствии с постановлением губернатора Волгоградской области от 15 декабря 2014 года № 246 с 30 января 2015 года ФИО3 назначен на государственную должность Волгоградской области председателя Комитета.
Таким образом, ФИО3 является должностным лицом в том понятии, которое определено статьей 2.4 КоАП РФ и в его действиях при непредставлении в Минстрой России в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» по состоянию на 01 января 2020 года отчетности, предусмотренной Соглашением от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234 содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Приведенные фактические обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами по делу и участвующими лицами не оспаривались.
Оценивая доводы жалобы, прихожу к выводу о доказанности факта нарушения должностным лицом комитета ЖКХ и ТЭК ФИО3 требований пункта 16 Приложения № 15(2) к государственной программе от 30 декабря 2017 года № 1710, подпункта 4.3.5 пункта 4.3 раздела IV. «Взаимодействие Сторон» Соглашения от 12 февраля 2019 года № 069-09-2019-234.
Доводы жалобы ФИО3 о неправильном установлении фактических обстоятельств правонарушения аналогичны его объяснениям, представленным при рассмотрении врио заместителя руководителя УФК по Волгоградской области ФИО1 дела об административном правонарушении, и получили должную оценку в постановлении.
Мотивы, по которым должностным лицом сделан вывод о виновности председателя комитета ЖКХ и ТЭК ФИО3 в совершении административного правонарушения подробно изложены в оспариваемом постановлении от 26 января 2021 года № 18-34/4/2021, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Сам по себе факт проведения УФК по Волгоградской области проверки в отношении комитета ЖКХ и ТЭК не предполагает обязательного участия в проверке бывших должностных лиц комитета, в чьих действиях могут быть установлены нарушения.
Права ФИО3 в связи с привлечением его к административной ответственности, гарантированные ст. 25.1 КоАП РФ, реализованы им в полном объеме с момента возбуждения настоящего дела.
Нарушения административным органом процессуальных требований при привлечении ФИО3 к административной ответственности, судьей не установлено.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», - малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 года).
В рассматриваемом деле основанием для признания правонарушения малозначительным является тот факт, что допущенное должностным лицом нарушение сроков предоставления отчетности предусмотренным соглашением между Минстроем России и администрацией Волгоградской области способом незначительно (3-4 дня), правонарушение совершено по неосторожности и не повлекло причинения какого-либо существенного ущерба охраняемым законом интересам.
Как установлено при рассмотрении дела, комитетом ЖКХ и ТЭК под председательством ФИО3 принимались меры к предоставлению в Минстрой России форм отчетности в соответствии с соглашения от 12 февраля 2019 года №069-09-2019-234. Факт направления отчетности 25 декабря 2019 года посредством системы электронного документооборота МЭДО и получения документации Минстроем России 26 декабря 2019 года подтверждается представленными с жалобой документами и сторонами в судебном заседании не оспаривался.
Также, в постановлении по делу об административном правонарушении от 26 января 2021 года № 18-34/4/2021 подтвержден довод ФИО3 о том, что по состоянию на 14 января 2020 года возможности формирования отчета в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» не имелось по причине отсутствия заполненных шаблонов отчетов федеральными органами исполнительной власти. По сообщению службы технической поддержки системы плановый срок решения 18 января 2020 года.
Таким образом, как минимум до 14 января 2020 года необходимые формы отчетности в соответствии с соглашением не могли быть заполнены комитетом ЖКХ и ТЭК.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении не содержит каких-либо данных о негативных последствиях, наступивших вследствие заблаговременного предоставления отчетности в федеральный орган исполнительной власти иным способом, отличным от предусмотренного соглашением, а также в связи с незначительным нарушением срока размещения отчетности в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Нарушение сроков направления отчетности в названной государственной интегрированной информационной системе на 3-4 дня не позволяют судить о существенном ущемлении финансовых интересов государства, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, установленного порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Хотя действия ФИО3 на момент выявления нарушения формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении по неосторожности срока направления отчетности, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, нахожу возможным признать правонарушение малозначительным, освободить должностное лицо от административной ответственности, а производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья
решил:
постановление врио заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Волгоградской области ФИО1 от 26 января 2021 года № 18-34/4/2021, которым должностное лицо – председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области НикО. О. Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. – отменить, производство по делу прекратить.
Освободить председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области НикО. О. Д. от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Олейников