РЕШЕНИЕ
«18» октября 2023 года дело №
<...> УИН №RS0№-77
Судья Октябрьского районного суда <...> ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление Административной комиссии администрации <...> от ... г.№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии администрации <...> от ... г.№ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях», с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Административной комиссии администрации <...> (далее – Комиссия, административный орган), ФИО2 (далее - заявитель) подал жалобу, в которой просит суд постановление Комиссии отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения. Отметил, что является инвалидом детства 3 группы, а значит имеет право размещать ТС на парковочных местах бесплатно, в обоснование чего представил копию справку об инвалидности, а также заявление о восстановлении срока на подачу жалобы, которое удовлетворено судом.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал, пояснил, что частично признает вину, поскольку не помнит, где конкретно припарковал свой автомобиль – на парковочном месте для инвалидов, либо на месте общей парковки, представил свидетельства о рождении детей, копии которых приобщены к материалам дела. Обратил внимание суда, что ранее не привлекался к административной ответственности, а потому считает применим положение, предусмотренное ст. 2.9 КоАП РФ.
Административный орган в судебное заседание явку представителей не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Учитывая положения ст.ст. 25.15, 30.6 КоАП РФ, суд признает возможным рассмотреть настоящее дело по существу с учетом сложившейся явки.
Проверив доводы жалобы, выслушав сторону, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Отношения по использованию автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлению дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от ... г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона № 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1). Сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения и его безопасности, включая стоянки (парковки) транспортных средств, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (п. 5). Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, включая эти действия и в отношении стоянок (парковок) транспортных средств как элементов обустройства автомобильных дорог (п. 6).
Из положений ст. 4 Закона № 257-ФЗ следует, что законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
Положениями ст. 12 Закона № 257-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
Положениями ст. 13 Закона № 257-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (пункт 3.3).
Согласно положениям п. 1 ст. 21 Федерального закона от ... г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Законом № 257-ФЗ.
Подпунктом 11 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ... г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Из приведенных выше законоположений следует, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и представляет собой реализацию предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Во исполнение предоставленных органу государственной власти субъекта Российской Федерации вышеуказанных полномочий органом исполнительной власти <...> принято Постановление Администрации <...> от ... г.№, которым утвержден Порядок создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городского округа «<...>». Вопросы организации парковки в пределах автомобильных дорог находятся в ведении собственника такой дороги. Дороги общего пользования в границах городского округа по общему правилу принадлежат местным органам власти, которые вправе принимать решения о платности или бесплатности парковок.
В силу ст. 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях», невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в размере, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
Судом установлено, что вышеуказанным постановлением ФИО2, как собственник (владелец) транспортного средства, государственный регистрационный знак №, признан виновным в том, что ... г. на парковке № в период с 12 час. 27 мин. по 12 час. 54 мин. будучи по адресу: <...> (4062), осуществил парковку транспортного средства в зоне платной парковки более 15 мин. без внесения платы за пользование парковкой (парковочным местом), то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.3 Областного закона от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях».
Данное постановление вынесено на основании материалов, полученных с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фотосъемки.
Действия ФИО2 квалифицированы по статье 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях».
Вина заявителя подтверждается фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства. Прибор специального технического средства, имеющего функцию фотосъемки <...>т (PR), заводской №, свидетельство о поверке № СМИ/23-11-2023/217370719, действителен до ... г. включительно.
Согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и границы их участков для использования на платной основе парковок (парковочных мест), указанных в Постановлении Администрации <...> н/Д от ... г. N 682 "О создании на территории <...> для использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения", переулок Семашко <...> от <...> до <...> входит в границы участка платных парковочных мест.
Указанное также подтверждается ответом Парковочного пространства Ростова-на-Дону, представленного по запросу суда ... г..
В соответствие с положениями ст. 15 Федерального закона от ... г. N 181-ФЗ (ред. от ... г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.Согласно п. 12. р. 7 Постановления Администрации <...> н/Д от ... г. N 597 (ред. от ... г.) "Об утверждении Порядка создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городского округа "<...>", размещение транспортных средств на платных парковках (парковочных местах) является платным, за исключением бесплатного размещения, в том числе транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ установлено, что бесплатная парковка водителем ТС, имеющего парковочное разращение инвалида, может быть осуществлена только на специально отведенных местах. В остальных случаях, паркование осуществляется на общих основаниях.
Из содержания Приложения № к обжалуемому постановлению следует расположение ТС заявителя без опознавательного знака "Инвалид", на парковочном месте в отсутствие указания специальной разметки. Доказательств обратного суду не представлено. Кроме того, в судебном заседании заявитель пояснил, что не помнит, на каком конкретно месте он припарковал свой автомобиль.
Вместе с тем, согласно ответа Парковочного пространства Ростова-на-Дону следует, что во исполнение ст. 15 ФЗ от ... г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организована бесплатная парковка для инвалидов № по адресу: <...>, с ориентиром 47014`02.9"N 39042`26.7Е, имеющая одно парковочное место.
При этом согласно Приложения к обжалуемому постановлению, автомобиль заявителя в момент выявления административного правонарушения был расположен в границах ориентира 47014`01.45" Е39042`27.40".
Следовательно, ТС ФИО2 было припарковано на парковочном месте общего пользования.
При этом заявитель не был лишен возможности оплатить парковку, чего им сделано не было, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях».
По смыслу пункта 5 раздела 7 Приложения к постановлению № « Об утверждении Порядка создания и использования», оплата парковки является обязанностью владельца транспортного средства, который несет бремя правовых последствий неоплаты парковки (ненадлежащей оплаты парковки, в том числе ошибки при оплате парковки).
Материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеприведенных положений закона, оплата за размещение на платной парковке транспортного средства с государственным регистрационным знаком № собственником которого является ФИО2, осуществлена не была, допустимых доказательств, подтверждающих факт оплаты парковочной сессии во вмененный период одним из способов оплаты, предусмотренном указанным Порядком, не представлено и не оспаривается заявителем.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение части 3 указанной статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 этого Кодекса, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Комплекс фото-видеофиксации работает в автоматическом режиме, осуществляет фиксацию, исходя из места положения знаков ограничений, зоны установки и действия которых определены уполномоченными государственными органами.
Оснований не доверять сведениям, зафиксированным техническим средством, не имеется.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Положением ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ установлено, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В свою очередь, процессуальные документы, составленные административным органом, не имеют противоречий, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами, в порядке, установленном КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... г. N 5) разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае оснований для признания правонарушения, совершенного ФИО2 малозначительным не имеется, поскольку, как усматривается из материалов дела, парковка заявителем была осуществлена без оплаты.
Ссылка на то обстоятельство, что заявитель является ... и ранее не был привлечен к административной ответственности, не свидетельствует о малозначительности правонарушения, поскольку намерения производить оплату парковки ФИО2 не имел.
Иных доказательств своей невиновности, отвечающих требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, заявителем не представлено, судом в ходе судебного разбирательства не добыто. Каких-либо неустранимых сомнений и противоречий, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы представленного на рассмотрение дела об административном правонарушении, не содержат.
Совершенное ФИО2 административное правонарушение квалифицировано правильно по ст. 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях», что подтверждается совокупностью представленных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а привлечение заявителя к административной ответственности по ст. 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях», является обоснованным.
Постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, вынесении оспариваемого постановления, в том числе существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, поданная заявителем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а оспариваемые постановление - без изменения.
Руководствуясь ст. 30.1, ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии администрации <...> от ... г.№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.3 Областного закона <...> от ... г.№-ЗС «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО2, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <...>.
Судья