ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-389/2021 от 11.11.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 12-389/2021

Р Е Ш Е Н И Е

11 ноября 2021 года г. Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ефремов О.Б., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ООО «Пасифик Трактор» ФИО1 на постановление и.о. начальника Межтерриториального отдела государственного горного надзора Северо-Восточного управления Ростехнадзора Н. от 10 сентября 2021 года по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении юридического лица:

ООО «Пасифик Трактор», юридический адрес: <...>, ИНН <***>,

с участием защитника юридического лица, Ш., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. начальника Межтерриториального отдела государственного горного надзора Северо-Восточного управления Ростехнадзора от 10 сентября 2021 года ООО «Пасифик Трактор» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 800000 рублей, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ООО «Пасифик Трактор» обратился с жалобой в Магаданский городской суд. В жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судья, руководствуясь положением ст. 25.4 КоАП РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.

Защитник юридического лица в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в жалобе, судье пояснил, что ООО «Пасифик Трактор» не осуществляет деятельность по оказанию маркшейдерских услуг.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав объяснения защитника юридического лица, исследовав в судебном заседании доводы жалобы, материалы административного дела, судья установил следующее.

Положением ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за 2. Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 30 августа 2021 года, 23 августа 2021 г. 17 часов 30 минут при проведении мероприятий по контролю (надзору) на объекте - ООО «Пасифик Трактор» расположенного по адресу: 685000, РФ, <...>, выявлены нарушения требований по проведению маркшейдерских работ, а именно:

- в штате юридического лица ООО «Пасифик Трактор» работник, принятый на должность главного маркшейдера не соответствует лицензионным требованиям, предъявляемым к кандидату для осуществления лицензируемого вида деятельности в части отсутствия стажа работы не менее 3 лет, а также в части отсутствия аттестации в области промышленной безопасности по литерам A 1, Б 4.3, Б 6.3, чем нарушены требования п.п. «а» п. 4 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1467.

- у лицензиата отсутствуют подтверждающие документы о владении лицензией на программное обеспечение, применяемое для обработки данных и ведения горной графической документации, чем нарушены требования пп. «д» п. 4 Положения о лицензировании маркшейдерских работ.

- Отсутствует повышение квалификации по типовой программе повышения квалификации в области маркшейдерского обеспечения горных работ у главного маркшейдера К., чем нарушены требования пп. «д» п. 4 Положения о лицензировании маркшейдерских работ.

- не обеспечено ведение маркшейдерских наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла горных работ и прогнозирования опасных ситуаций ввиду несоблюдения лицензионных требований, а именно: отсутствуют документы о наличии лицензии на программное обеспечение, применяемое для обработки данных и ведения горной графической документации пп. « г» п. 4 Положения о лицензировании маркшейдерских работ и отсутствуют сведения о наличии у юридического лица оборудования для обработки результатов (компьютер либо ноутбук) - в нарушение пп. « г» п. 5 Положения о лицензировании маркшейдерских работ.

Нарушены требования п. 5 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1; пп. «б» п. 5 Положения о лицензировании маркшейдерских работ.

Действия ООО «Пасифик Трактор» квалифицированы должностным лицом административного органа по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ как невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ.

Постановлением и.о. начальника Межтерриториального отдела государственного горного надзора Северо-Восточного управления Ростехнадзора Н. от 10 сентября 2021 года ООО «Пасифик Трактор» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 800000 рублей.

Положением ст. 8.10 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.10 КоАП РФ, являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, состоит в том, что (в том числе) виновный не выполняет (хотя обязан выполнять исходя из норм Закона РФ «О недрах», ФЗ «Об охране окружающей среды», другого законодательства о недропользовании и природопользовании) требования по проведению маркшейдерских работ (работы по изучению залежей полезных ископаемых, проводимые в процессе разведки, разработки и частичного извлечения ископаемых). Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, которые относятся к недропользователям.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа регулируются Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах".

Упомянутый Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Виды недропользования перечислены в ст. 6 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах".

Основания возникновения права пользования участками недр определены ст. 10.1 ФЗ «О недрах».

В соответствии с положением ст. 11 закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее данное противоправное действие (бездействие), и его виновность, характер и размер ущерба и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ), т.е. устанавливается состав административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления.

Как установлено в судебном заседании, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление и.о. начальника Межтерриториального отдела государственного горного надзора Северо-Восточного управления Ростехнадзора Н., от 10 сентября 2021 года не содержат данных, свидетельствующих о том, что ООО «Пасифик Трактор» является недропользователем, в связи с чем на него распространяются положения ФЗ «О недрах». Сведений о том, что ООО «Пасифик Трактор» осуществляет лицензируемый вид деятельности - маркшейдерское обеспечение горных работ, ни протокол, ни постановление об административном правонарушении также не содержат.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Данное требование в равной мере распространяется на все административные органы.

В соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленном в ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При изложенных обстоятельствах административный орган привлек юридическое лицо ООО «Пасифик Трактор» к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Таким образом, постановление об административном правонарушении в отношении ООО «Пасифик Трактор» было вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку при рассмотрении дела по жалобе установлено, что постановление по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ в отношении ООО «Пасифик Трактор» было вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление и.о. начальника Межтерриториального отдела государственного горного надзора Северо-Восточного управления Ростехнадзора от 10 сентября 2021 года по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ООО «Пасифик Трактор», отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.

Судья Ефремов О.Б.