Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
_______________________________________________________________________
Дело № 12-389/21
РЕШЕНИЕ
21 апреля 2021 года г. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Рыцарева А.И., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты> ФИО1 на постановление № от 2 февраля 2021 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и гор. Санкт-Петербургу, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО2 в отношении юридического лица -
общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес> ИНН №, ОГРН №,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде предупреждения,
установил:
Определением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 8 декабря 2020 года в связи с поступлением информации о несанкционированной врезке в <адрес>, повлекшей разлив нефтепродуктов, в отношении ООО «<данные изъяты>» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, проведено административное расследование.
По результатам административного расследования 22 января 2021 года в отношении ООО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
По делу вынесено вышеуказанное постановление. Копия постановления получена Обществом 8 февраля 2021 года.
Не соглашаясь с постановлением, 15 февраля 2021 года генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 обратился в Пестовский районный суд с жалобой, в которой просит постановление и выданное Обществу представление от 2 февраля 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, отменить, указав, что вина Общества в совершении правонарушения отсутствует, поскольку юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры по охране МНПП, а выход нефтепродукта произошел в результате неправомерных действий третьих лиц, похитивших нефтепродукты и допустивших их утечку.
Определением Пестовского районного суда Новгородской области от 1 марта 2021 года жалоба Общества передана для рассмотрения по подведомственности в Новгородский районный суд Новгородской области.
Установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок на обжалование указанного выше постановления юридическим лицом соблюден.
Истребованные из Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора подлинные материалы дела об административном правонарушении представлены в суд в полном объеме 19 марта 2021 года.
Извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы законный представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, на защиту прав и законных интересов юридического лица уполномочил защитника Васильеву Ж.В.
При рассмотрении дела защитник Васильева Ж.В. жалобу поддержала в полном объеме, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив все доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
На основании ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции установлены ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой при эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. При транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
С 1 ноября 2013 года был утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" (действовал до 1 января 2021 года).
Названным стандартом были установлены, в том числе, нормы и требования по обеспечению промышленной, пожарной, экологической безопасности и охране труда в процессе эксплуатации и технического обслуживания магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов).
В частности, согласно названному стандарту основными целями в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера являются: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС природного и техногенного характера; ликвидация ЧС природного и техногенного характера (п.20.1).
Для предотвращения ЧС, обусловленных разливом нефти (нефтепродуктов), в эксплуатирующей организации должны быть приняты и проводиться не только технические решения и мероприятия по исключению возможности разгерметизации МН (МНПП) и предупреждению разливов нефти (нефтепродуктов), но и организационно-технические мероприятия по предотвращению постороннего несанкционированного вмешательства в функционирование объектов МН (МНПП) и противодействию возможным террористическим актам (п.20.3).
Объекты МН (МНПП) относятся к опасным производственным объектам и подлежат защите от совершения террористических актов и противоправных действий, а также от проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект.
Целями создания системы физической защиты являются, в том числе, своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение фактов несанкционированного вмешательства в процесс нормального функционирования объектов МН (МНПП).
Для реализации этих целей система физической защиты должна решать следующие задачи, в которые входят предотвращение несанкционированного подключения к МН (МНПП) (оперативное обнаружение несанкционированных врезок, осуществляемых в целях хищения транспортируемого продукта) (Раздел 21 ГОСТ).
На основании п. 6.2.3.1 Стандарта эксплуатирующая организация должна также контролировать состояние охранных зон МН (МНПП), которые составляют:
- вдоль трасс линейной части МН (МНПП), проложенных подземно, за исключением подводных переходов, в насыпи и на опорах - поверхность участка земли и воздушное пространство над ней (на высоту, соответствующую наибольшей высоте сооружений, включая насыпи и опоры МН (МНПП)), ограниченные условными параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от оси магистрального трубопровода, - 25 м;
- вдоль трасс линейной части многониточных МН (МНПП) - с учетом вышеизложенных требований на указанных расстояниях от осей крайних МН (МНПП);
- вдоль подводных переходов МН (МНПП) - объем водного пространства от водной поверхности до дна, ограниченный вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от крайних магистральных трубопроводов, - 100 м;
- вдоль МН (МНПП), проложенных в морской акватории, - объем водного пространства от водной поверхности до дна, ограниченный вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от крайних МН (МНПП), - 500 м;
- вокруг емкостей для дренажа нефти (нефтепродуктов), земляных амбаров для аварийного сброса нефти (нефтепродуктов) - поверхность участка земли и воздушное пространство над ней (на высоту, соответствующую высоте указанных объектов), ограниченные вертикальной замкнутой поверхностью, отстоящей от границ территорий указанных объектов, - 50 м во все стороны;
- вокруг ЛПДС, ПС, терминалов, РП, наливных и сливных железнодорожных эстакад, приемо-сдаточных пунктов, пунктов подогрева нефти и иных объектов и сооружений - поверхность участка земли и воздушное пространство над ней (на высоту, соответствующую высоте указанных объектов), ограниченные вертикальной замкнутой поверхностью, отстоящей от границ территорий указанных объектов, - 100 м во все стороны;
- вокруг устройств ЭХЗ, выходящих за пределы охранной зоны линейной части МН (МНПП), - поверхность участка земли и воздушное пространство над ней (на высоту, соответствующую высоте указанных устройств), ограниченные вертикальной замкнутой поверхностью, отстоящей от границ территорий указанных объектов, - 5 м во все стороны.
Персонал эксплуатирующей организации при выезде на трассу МН (МНПП), независимо от основных обязанностей и целей выезда, должен следить за состоянием охранной зоны и зоны минимальных расстояний от МН (МНПП) до ближайших объектов, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами. Информация об обнаружении любого вида деятельности или событий, угрожающих нормальной и безопасной работе МН (МНПП), должна немедленно сообщаться непосредственному руководителю.
Требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, также на момент совершения правонарушения, были установлены Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2002 года № 240.
При этом организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации (при поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе) и ликвидации; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий.
Как следует из материалов дела, 7 декабря 2020 года в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора от ООО «<данные изъяты>» и на дежурный телефон от дежурного ГУ МЧС России по Новгородской области поступили сообщения о том, что <адрес> 4 декабря 2020 года была обнаружена утечка дизельного топлива в количестве 9,5 куб.м. из шланга, незаконно подключенного с основному нефтепроводу. 7 декабря 2020 года было организовано и проведено рейдовое обследование земельных участков, на которых произошел розлив дизельного топлива. По результатам осмотра было установлено, что транспортирование нефтепродукта от магистрального нефтепровода до места слива осуществлялось неизвестными лицами по трубе около 5 см на расстояние 1,5 км, которая впоследствии дала течь и из которой нефтепродукты стали поступать на прилегающую территорию. С 4 декабря 2020 года Обществом проводились работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов, объем разлитого топлива составил около 8,3 тонн. При осмотре также было установлено, что нефтепродукты от места разрыва врезанной трубы поступали по уклону местности в северо-западном, западном направлении в сторону <данные изъяты>. Участок, на который распорстранились нефтепродукты, расположен к северу от <данные изъяты>. Примерно в 250 м от деревни, и на восток от реки <данные изъяты>, примерно в 650 м от реки, вблизи перехода нефтепровода через <данные изъяты>
Поскольку установить наличие или отсутствие нарушение экологических требований законодательства не представилось возможным, 8 декабря 2020 года в отношении ООО «<данные изъяты>» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ и определено провести административное расследование.
В ходе административного расследования 9 декабря 2020 года был произведен осмотр загрязненной нефтепродуктами территории, а также водоохранная зона <данные изъяты>, взяты пробы почвы в районе несанкционированной врезки в МНПП <адрес> и пробы природной воды. По результатам лабораторных исследований было установлено превышение содержание нефтепродуктов в пробах почв, отобранных на земельном участке в районе несанкционированной врезки в <адрес>.
В связи с установлением данных обстоятельств в отношении Общества 22 января 2021 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ о нарушении ООО «<данные изъяты>» требований ст.ст.34 и 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, а также требований ГОСТ Р 55435-2013 в части непринятия незамедлительных мер по информированию заинтересованных государственных органов, а также непринятия необходимых и достаточных мер по предупреждению факта незаконной врезки в нефтепродуктопровод с учетом близости населенного пункта <данные изъяты>, наличие перехода магистрального нефтепровода через <данные изъяты>.
Факт административного правонарушения и виновность ООО «<данные изъяты>» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 22 января 2021 года, протоколом осмотра территории от 9 декабря 2020 года, протокол взятия проб и образцов от 9 декабря 2020 года, заключениями эксперта ФГБУ «ЦЛАТИ» и иными материалами дела.
При рассмотрении дела, защитником Общества были представлены объяснения о том, что Обществом предпринимались все зависящие от него действия для предупреждения разлива нефтепродуктов из центрального нефтепродуктопровода, в частности были представлены Журнал патрулирования линейной части нефтепровода/нефтепродуктопровода, Журнал воздушного патрулирования, план-задания и отчеты о работе отряда охраны, акты о проведении внутритрубного диагностирования.
Между тем, должностное лицо пришло к выводу о том, что Обществом приняты недостаточные меры по охране нефтепровода, в результате которой стало возможным организовать несанкционированную врезку в нефтепровод, в результате разгерметизации которой и произошел разлив нефтепродуктов, не установлена периодичность проведения охранных мероприятий с большей частотой, не приняты иные меры.
На основании ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной нормы отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению установленных правил и норм.
Согласно Приказу Ростехнадзора от 6 ноября 2013 года № 520 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ», действовавшему до 1 января 2021 года, в целях контроля трассы и прилегающей территории, выявления факторов, создающих угрозу надежности и безопасности эксплуатации линейных сооружений ОПО МТ, эксплуатирующая организация должна обеспечить периодическое патрулирование линейных сооружений ОПО МТ.
При этом, используются различные виды патрулирования трассы трубопровода: пеший обход, объезд автотранспортом, авиапатрулирование.
Периодичность и методы патрулирования трассы линейных сооружений ОПО МТ устанавливают с учетом конкретных условий эксплуатации, технического состояния трубопроводов, особенностей участка прокладки трубопровода, природных факторов, влияющих на безопасность эксплуатации трубопровода.
Периодичность, полноту и порядок обследования, методы и средства контроля устанавливаются эксплуатирующая организация с учетом: данных о строительстве МТ; технического состояния; условий эксплуатации (длительность, технологический режим); свойств обращаемого продукта; особенностей района расположения (наличие охранных зон, наиболее опасных участков).
В ходе судебного разбирательства Обществом по запросу суда были также предоставлены утвержденные ООО «<данные изъяты>» Отраслевой регламент о внутритрубном диагностировании магистральных трубопроводов; Отраслевой регламент по технической эксплуатации объектов магистрального трубопровода, согласно которому производится воздушный осмотр трассы от 2 до 5 раз в неделю; наземный осмотр трассы – мастером ЛАЭС 1 раз в неделю, начальником ЛАЭС 1 раз в месяц, при наличии обходчика – ежедневно; Отраслевой регламент – Положение по планированию, организации и проведению работ по воздушному патрулированию объектов магистральных трубопроводов, согласно которому воздушное патрулирование производится 2-5 раз в неделю; Руководство по организации охраны объектов магистрального трубопровода, согласно которому для поиска отводов от НСВ в МТ с помощью поисковых приборов обследуются границы пахотных полей, лесопосадки, пересечения трубопровода с дорогами, участки местности меду МТ и заброшенными строениями, дачными садоводствами, ливневые коллекторы под автомобильными дорогами и железнодорожными путями и т.п. Для проверки показаний приборов используются щупы и лопаты, на наиболее крименогенных участках ЛЧ МТ для ПГ может устанавливаться режим работы по скользящему графику, чем обеспечивается их постоянное присутствие на трассе МТ.
Во исполнение указанных выше локальных нормативных актов организации представлены Журнал патрулирования линейной части нефтепровода, включая <адрес> за 2020 год, согласно которому проводится патрулирование 1 раз в 2 дня; Журнал воздушного патрулирования трасс нефтепроводов Ярославского РНУ о проведении патрулирования 5 дней в неделю; Журналы учета результатов работы подвижных группы команды охраны по ЛП ДС «Бычково» - 1 раз в месяц- с приложением план-заданий и отчетов о работе; Графики работы ПГ команды по охране ЛП ДС «<данные изъяты>» отряда «<данные изъяты>» за 2020 год.
Между тем, при исследовании представленных Обществом документов, судом установлено, что в марте 2020 года на <адрес> проводили работы подрядные организации, начиная с марта 2020 года расчистка участка с <адрес> не проводилась, имеются данные о том, что названный участок сильно зарос кустарниками и деревьями, обследование поисковыми приборами затруднено, с октября 2020 года на участке с <адрес> зафиксировано повышенная частота срабатывания СОУ, однако мер по обследованию прилегающего лесного массива с установлением большего удаления от охранной зоны не принималось. Не принималось и решение об усилении охраны названного участка с постоянным присутствием на МНПП. Данных о том, что при обследовании МНПП применялись щупы и лопаты /при их наличии/ не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что периодичность и методы патрулирования трассы линейных сооружений ОПО МТ устанавливаются эксплуатирующими организациями, в том числе с учетом особенностей участка прокладки трубопровода, суд соглашается с доводами должностного лица о том, что ООО «<данные изъяты>» не были приняты достаточные меры по предупреждению несанкционированной врезки в центральный нефтепровод, что в дальнейшем, как следствие, привело к ее разрыву и разливу нефтепродуктов.
Таким образом, приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств, а потому не могут послужить основанием к отмене оспариваемого акта, вынесенного с соблюдением требований КоАП РФ.
Назначая юридическому лицу административное наказание, должностное лицо с учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями ст.ст.3.4, 4.1.1. КоАП РФ, пришел к выводу о возможности назначения юридическому лицу предупреждения, обосновав мотивы принятого решения.
Оснований не согласиться с указанными выводами у суда не имеется.
По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
Относительно отмены вынесенного в отношении юридического лица представления, то представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ. Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № 11-111/20 от 2 февраля 2021 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и гор. Санкт-Петербургу, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора по Новгородской области ФИО2 в отношении ООО «<данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде предупреждения - оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Рыцарева А.И.