ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/17 от 11.07.2017 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело N 12-38/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 июля 2017 года г. Алатырь

Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Китайкин А.В., с участием прокурора Семенова Д.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении юридического лица - Акционерного общества «Алатырский механический завод» (далее по тексту АО «АМЗ»), расположенного по адресу: <...>, поступившее по жалобе АО «АМЗ» на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора ФИО1 от 26 мая 2017 года ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора ФИО1 от 26 мая 2017 года АО «АМЗ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В качестве обстоятельств административного правонарушения в постановлении указано, что между ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») и АО «АМЗ» заключен договор поставки № СЦБ0124164/351-МЗ от 16 ноября 2012 года (с дополнительным соглашением от от 18 ноября 2014 года). По указанному договору АО «АМЗ» в период с 2013 года по 2017 год поставило для сортировочных станций ОАО «РЖД» вагонные замедлители с пневмокамерами типа КНЗ-3пк (5 единиц) и КНЗ-5ПК (40 единиц). АО «АМ3» изготавливает вагонные замедлители с пневмокамерами типа КАЗ-3пк по техническим условиям ТУ 3185-099-99479947-2011 и конструкторской документации 19.094.000.000, вагонные замедлители с пневмокамерами типа КНЗ-5пк по техническим условиям ТУ 3185-006‑71012395-2007 и конструкторской документации 19.089.000.000.

При этом, замедлитель вагонный КНЗ 3-пк и замедлитель вагонный КНЗ 5-пк не соответствуют пункту 1.4 Технических условий и требованиям подпункта «в» пункта 3 статьи 4 Технологического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011).

В технических условиях ТУ 3185-099-99479947-2011 и ТУ 3185-006-71012395-2007 на изготовление вагонных замедлителей с пневмокамерами типа КНЗ-3пк, КНЗ-5пк не установлены предельный срок службы и (или) ресурс продукции.

То есть, в результате бездействия АО «АМ3», расположенного по адресу <...>, нарушены требования подпункта «в» пункта 3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 (далее Технический регламент ТР ТС 003/2011), согласно которому безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна обеспечиваться путем установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживаний и ремонтов с необходимой периодичностью.

АО «АМ3», не согласившись с постановлением должностного лица, обратилось в суд с жалобой по мотиву его незаконности.

Жалоба обоснована тем, что замедлитель вагонный производится в соответствии с Техническими условиями: на КНЗ 3-пк ТУ 3185-099-99479947-2011 и комплекта конструкторской документации, согласно спецификации 19.094.000.000, согласованными с Ростовским филиалом ОАО «НИИАС» и АКТБ ЦШ ОАО «РЖД»; КНЗ-5пк ТУ 3185-006-71-12395-2007 и комплекта конструкторской документации, согласно спецификации 19.089.000.000, согласованными ВНИИАС МПС России ПКТБ ЦШ филиала ОАО «РЖД».

При выявлении нарушений государственным инспектором был применен п. 4.10 ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основанные понятия. Термины и определения». Обществом в письме N 692 от 02.05.2017 г. было указано, что ГОСТ 27.002-89 утратил силу с 01 марта 2017 года в связи с изданием приказа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 21.06.2016 г. № 654-ст.

Взамен введен в действие ГОСТ 27.002-15, согласно которому: «срок службы - календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или её возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния (п. 3.3.6); ресурс - суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после капитального ремонта до момента достижения предельного состоянии (л. 3.3.11); срок службы - календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя (п. 3.3.12).

ТУ на вагонные замедлители разрабатывались и утверждались в соответствии с техническими требованиями № ЦШЦ-38/22 от 01.01.1999г., утвержденными МПС РФ 14.12.1998 г., техническим заданием на разработку замедлителей вагонных с пневмокамерами серии КНЗ-пк, утвержденным 12.01.2009 года, техническими заданиями на разработку замедлителей вагонных парковых с пневмокамерами типа КНЗ-5пк, утвержденными ОАО «РЖД» 17.03.2006 года. В указанных документах требованиях надежности предусматривают полный срок службы изделия, наработку на конструкционный отказ и число капитальных ремонтов. Распоряжением ОАО «РЖД» № 2572р от 31.10.2014 «О6 утверждении инструкции «Виды и характеристики ремонтов, межремонтные сроки объектов основанных средств железнодорожной автоматики и телемеханики», установлен назначенный срок службы и периодичности выполнения капитального ремонта объектов основанных средств. Назначенный срок службы замедлителей установлен 15 лет, а периодичность капитальных ремонтов 5 000 000 срабатываний. Следовательно, указание в ТУ на средний ресурс не менее 18 лет и наработку не более 6 000 000 затормаживаний также соответствует установленным техническим требованиям.

Объектом технического регулирования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) является инфраструктура железнодорожного транспорта м её составные части, поимемованные в перечне, согласно Приложению 1. В данном приложении отсутствует продукция, производимая Обществом, в том числе вагонные замедлители. Код позиции по ТН ВЭД ТС 8608 00 000 9 установлен на вагонные заиедлители на основании Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». Указанный код в приложении № 1 Технического регламента отсутствует, то есть производство вагонных замедлителей не регламентируется указанным Технологическим регламентом. Доказательством того, того, что на производство вагонных замедлителей не распространяется действие указанного технического регламента, служит и то, что данное изделие не полежит обязательной сертификации согласно приложению № 3 Технического регламента. Кроме того, в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации и единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (утвержден постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. № 982) замедлители вагонные относятся к продукции, подлежащей обязательной сертификации либо подтверждение соответствии которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

С учетом изложенного считает, что утверждение о не установлении срока службы и (или) ресурса на изготовленные замедлители вагонные с пневмокамерами типа КНЗ-3пк, КНЗ-5пк не соответствует обстоятельствам и информации, предоставленной по делу об административном правонарушении и не может расцениваться как нарушения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), поскольку данный документ не подлежит применению в данном случае.

Ссылка главного государственного инспектора на приложение № 3 «Технологическая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта» Правил технического эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 21.12.2010 г. № 286 не состоятельна, поскольку в нем отсутствует понятие, что вагонные замедлители являются устройствами механизации и автоматизации сортировочных горок.

Кроме АО «АМЗ», производство и поставку вагонных замедлителей для нужд ОАО «РЖД» осуществляет ряд других предприятий, и включение в ТУ условий, ограничивающих срок службы замедлителей, значительно повлияет на конкурентоспособность продукции Общества, результатом чего будет отказ ОАО «РЖД» от закупки вагонных замедлителей.

Руководитель предприятия просит обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Представитель заявителя АО «АМЗ», О.Л.Е., действующая на основании доверенности, жалобу подержала по изложенным в ней основаниям.

Главный государственный инспектор ФИО1, своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства по делу не просил. Начальник Приволжского управления государственного железнодорожного надзора представил в суд возражения, в котором просит рассмотреть дело без участия их представителя и в удовлетворении жалобы просит отказать.

С учетом мнения лиц, участвующих по делу, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Приволжского управления государственного железнодорожного надзора.

Прокурор Семенов Д.В. считает необходимым в удовлетворении жалобы отказать, по тем основаниям, что постановление вынесено законно и обоснованно.

Заслушав доводы заявителя, изучив дело об административном правонарушении в отношении АО «АМЗ» и представленные суду документы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011).

В соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 3 статьи 4 ТР ТС 003/2011 безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна обеспечиваться, в числе прочего, путем установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживаний и ремонтов с необходимой периодичностью.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения врио начальника Приволжского управления Государственного железнодорожного надзора от 28 марта 2017 года в период с 28 марта по 20 апреля 2017 года проведена внеплановая документарная проверка АО «АМЗ» по вопросам обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, исполнения законодательства Российской Федерации.

Согласно акту проверки от 20 апреля 2017 года в ходе проверки предоставленных документов органом государственного контроля (надзора) было установлено, что между ОАО «РЖД» и АО «АМЗ» 16 ноября 2012 года заключен договор поставки № СЦБ-124164/351-МЗ (с дополнительным соглашением от 18.11.2014 г.). По указанному договору АО «АМЗ» в период с 2013 года по 2017 год обязалось поставить для сортировочных станций ОАО «РЖД» вагонные замедлители с пневмокамерами типа КНЗ-3пк (5 единиц) и КНЗ-5пк (40 единиц).

АО «АМЗ» изготавливает вагонные замедлители с пневмокамерами типа КНЗ-3пк по техническим условиям ТУ 31-85-009-99479947-2011 и конструкторской документации 19.094.000.000, которые были согласованы с Ростовским филиалом ОАО «НИИАС» ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД». Вагонные замедлители с пневмокамерами типа КНЗ-3ПК изготавливает в соответствии с техническими условиями ТУ 3185-006-71012395-2007 и конструкторской документацией 19.089.000., которые были согласованы с ВНИИАС МПС России и ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД».

В пункте 1.4 «Требования к надежности» ТУ 31-85-009-99479947-2011, а также в пункте 1.4 «Требования к надежности» ТУ 3185-006-71012395-2007, установлен средний ресурс до списания не менее 18 лет.

В нарушение указанных требований технических условий АО «АМЗ» установило не ограниченный срок эксплуатации вагонных замедлителей, чем допустило нарушение требований подпункта «в» пункта 3 статьи 4 ТР ТС 003/2011 и пункта 4.10 ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения».

По результатам выявленных в акте проверки нарушений, юридическое лицо привлечено к административной ответственности с назначением административного штрафа.

При рассмотрении жалобы в судебном заседании установлено, что надзорный орган при проверке и выявлении нарушения, руководствовался пунктом 4.10 ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения») назначенный ресурс – суммарная наработка продукции, при достижении которой её эксплуатация должна быть прекращена независимо от её технического состояния. Назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от её технического состояния, который утратил силу 01 марта 2017 года в связи с введением ГОСТ 27.002-15.

Из обжалуемого постановления следует, что должностное лицо фактически привлечено к ответственности за то, что замедлитель вагонный КНЗ - 3пк и замедлитель вагонный КНЗ- 5пк не соответствуют пункту 1.4 Технических условий и требованиям подпункта «в» пункта 3 статьи 4 Технологического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011).

По тем основаниям, что в технических условиях ТУ 3185-099-99479947-2011 и ТУ 3185-006-71012395-2007 на изготовление вагонных замедлителей с пневмокамерами типа КНЗ 3-пк, КНЗ 5-пк не установлены предельный срок службы и (или) ресурс на изготовленные замедлитель вагонные с пневмокамерами типа КНЗ-3пк и КНЗ-5пк.

В судебном заседании установлено, что согласно пункту 3.3.6 ГОСТ 27.002-15, введенным в связи с изданием приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии -ст от 21.06.2016 года, под сроком службы понимается «календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или её возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния».

Пунктом 3.3.11 определен назначенный ресурс «суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя».

Пунктом 3.3.12 определен назначенный срок службы «календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя».

Из технической документации, на замедлитель вагонный КНЗ - 3пк и замедлитель вагонный КНЗ- 5пк (технических заданий на разработку замедлителей, утвержденных руководителем ОАО «АМЗ» 07 февраля 2011 года и 5 мая 2009 года) предоставленной АО «АМЗ» следует, что предприятием производится «замедлитель вагонный» на основании Технических условий на КНЗ 3-пк ТУ 3185-009-99479947-2011 и комплекта конструкторской документации, на основании спецификации 19.094.000.000, согласованной с Ростовским филиалом ОАО «НИИАС» и ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД» на КНЗ-5пк ТУ 3185-006-71012395-2007 и комплекта конструкторской документации, на основании спецификации 19.089.000.000, согласованными ВНИИАС МПС России и ПКТД ЦШ филиала ОАО «РЖД».

Технические условия на вагонные замедлители разрабатывались и утверждались в соответствии с техническими требованиями №ЦШЦ-38/22 от 01.01.1999 года, утвержденными Министерством путей сообщения России от 14.12.1998 года и техническим заданиям на разработку замедлителей вагонных с пневмокамерами серии КНЗ-пк и КНЗ -5 пк. В указанных документах требования к надежности предусматривают полный срок службы изделия, наработку на конструкционный отказ и число капитальных ремонтов.

В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» №2572 р от 31 октября 2014 года «Об утверждении инструкции «Виды и характеристики ремонтов, межремонтные сроки объектов, основных средств железнодорожной автоматики и телемеханики», установлен назначенный срок службы и периодичность выполнения капитального ремонта объектов основных средств (таблица №1), в которой назначенный срок службы замедлителей указан 15 лет, а периодичность капитальных ремонтов 5 000 000 срабатываний.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что требования к надежности указанные в пункте 1.4 ТУ соответствуют определениям пунктов 3.3.6, 3.3.11, 3.3.12 ГОСТ 27.002-15, из которых однозначно следует, что средний ресурс до списания объекта составляет не менее 18 лет (по распоряжению РЖД 15 лет), а ресурс до капитального ремонта 6 лет, но не более 6 000 000 заторможенных вагонов (по распоряжению РЖД 5 000 000), (при условии проведения капитального ремонта на заводе изготовителе и соблюдения установленных руководством по эксплуатации требований по техническому обслуживанию), количество капитальных ремонтов не более 2.

Согласно пункту «б» пункта 1 статьи 1, объектом технического регулирования Технологического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) являются инфраструктура железнодорожного транспорта и её составные части, поименованные в перечне, согласно приложению №1, которая является императивной нормой (непосредственного применения). В указанном приложении №1 отсутствует продукция, поименованная вагонные замедлители.

Код позиции по ТН ВЭД ТС 8608 00 000 9, установлен на вагонные замедлители на основании Решения Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16 июля 2012 года «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

В то же время, код позиции по ТН ВЭД ТС 8608 00 000 9 в приложении №1 Технологического регламента Таможенного союза, отсутствует.

Учитывая, что в бездействии юридического лица, привлекаемого к административной ответственности отсутствует событие административного правонарушения, то есть, нет оснований для принятия мер по установлении срока службы и (или) ресурса на изготовленные замедлители вагонные с пневмокамерами типа КНЗ -3пк и КНЗ -5 пк, то постановление должностного лица Приволжского управления государственного железнодорожного надзора, подлежит отмене, а административное дело, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Доводы должностного лица о том, что в установленных технических условиях не установлены предельные сроки службы и (или) ресурса продукции, не могут быть приняты во внимание, поскольку из технической документации на замедлители вагонные с пневмокамерами типа КНЗ -3пк и КНЗ -5 пк однозначно следует, что срок службы составляет 18 лет, а ресурс до капитального ремонта 6 лет, при условии, что за указанный период будет заторможено 6 000 000 вагонов, но не более.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора ФИО1 от 26 мая 2017 года о привлечении юридического лица - Акционерного общества «Алатырский механический завод» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело производством прекратить за отсутствием события административного правонарушения на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья: