Дело № 12-38/18 РЕШЕНИЕ ул. Адмирала Фокина 23А Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края Н.А. Буланова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ПАО «ВМТП») по доверенности Вологиной О.Б. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № от дата по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора № от дата по делу об административном правонарушении, юридическое лицо – ПАО «ВМТП» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, представитель ПАО «ВМТП» по доверенности Вологина О.Б, в которой указала, что, постановление нарушает права ПАО «ВМТП», поскольку административное наказание является чрезмерно суровым и не учитывает смягчающие обстоятельства. Просила обратить внимание на то, ПАО «ВМТП» всегда добросовестно исполняло все требование действующего водного законодательства Российской Федерации и законодательства в области охраны окружающей среды. ПАО «ВМТП» впервые привлекается за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. Кроме того, со стороны ПАО «ВМТП» предприняты меры по устранению последствий данного нарушения, что подтверждается договором №STR0057R17 от дата и дополнительным соглашением № от дата к нему по реконструкции существующих очистных сооружений хозайственно-бытового стока №, заключенного между ПАО «ВМТП» и ООО ДВЗ «ЭКОЛОС». На основании изложенного, просила постановление изменить в части назначенного наказания и назначить наказание менее минимального размера штрафа в размере 2500000 рублей. В судебном заседании представитель ПАО «ВМТП» по доверенности Семенова Е.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Представитель Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна, ходатайств не поступало. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей должны быть выяснены причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы. Судья, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы жалобы, документы, приложенные к жалобе, административный материал, истребованный судом, суд пришел к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 39 Федерального закона). Частью 1 статьи 34 Федерального закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. Статьей 75 Федерального закона установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Как установлено в судебном заседании, в соответствии с распоряжением Росморречфлота от дата № СГ-435-р ПАО «ВМТП» является оператором морского терминала морского порта Владивосток, данный оператор оказывает следующие услуги: транспортно-экспедиторское обслуживание, погрузочно-разгрузочные услуги (работы), складские операции; обслуживание судов в период их стоянки в порту - агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание; перевозка грузов, буксировка судов и иных объектов, проводка судов, эксплуатация подъемно-транспортного оборудования и механизмов. Обществом, с АО «Сибирский антрацит» заключен договор транспортной экспедиции от дата №KOM0008D17/10C6A-2-2017 на оказание ПАО «ВМТП» комплекса работ (услуг) по перевалке (выгрузке/погрузке), хранению и транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортного груза (уголь (антрацит) навалом). При осуществлении деятельности по перевалке угля, Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем Приморской транспортной прокуратурой, по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры, с дата по дата проведена проверка исполнения ПАО «ВМТП» санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при перевалке угля в морском порту Владивосток. Установлено, что территория ПАО «ВМТП» находится в пределах водоохраной зоны бухты Золотой Рог, залива ФИО1, ФИО1 моря. Общество на праве собственности владеет земельными участками для размещения территории порта: площадью 261 104 кв. м (кадастровый №, адрес: <адрес>), площадью 108 606 кв. м (кадастровый №, адрес: <адрес>, площадью 1973 кв. м (кадастровый №, адрес: <адрес>) и площадью 660 кв. м (кадастровый №, адрес: <адрес>); на основании договора аренды от дата№/ДО-12 эксплуатирует причальные сооружения: причал №, длиной 223,8 м., площадью 5595 кв. м., причал № длиной 198,2 м., площадью 4955 кв. м., причал № длиной 208,75 м., площадью 5218,8 кв. м., причал №, длиной 201,8 м., площадью 5045 кв. м., причал № длиной 224,1 м., площадью 6944 кв. м., причал № длиной 201,48 м., площадью 6245,9 кв. м., причал №, пирс длиной 35,6 м., площадью 555,4 кв. м., причал № длиной 177,4 м, площадью 4435 кв. м, причал № длиной 265,0 м, площадью 6625 кв. м, причал № длиной 210 м., площадью 5250 кв.м. (местонахождение причалов: <адрес>, территория Владивостокского морского торгового порта).Вместе с тем, при проведении Приморской транспортной прокуратуры дата выездной проверки Общества, выявлены нарушения природоохранного законодательства, при осуществлении основной деятельности, в том числе при перевалке угля, выразившиеся в невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов Общества, осуществляющими сброс сточных, ливневых вод, через выпуски №л, 2л, 3, Зл, 4л, 6, 6л, Юл и 11л, расположенных в границе водоохранной зоны бухты Золотой Рог залива ФИО1 моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством. Из материалов проверки следует, что производственно-бытовая канализация территории Общества функционирует в следующем порядке: Выпуск № - отводятся сточные воды от склада №, административного здания 1-го района, административного здания Электросети. Протяженность трубопровода составляет 180 метров, диаметром 150 мм. Сброс сточных вод осуществляется в ливневой коллектор диаметром 1000 мм. Выпуск расположен в теле причала №, береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,3 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Выпуск № — отводятся смешанные сточные воды (хозяйственно-бытовые и производственные) от объектов ООО НПП «Владпортбункер», а так же хозяйственно-бытовые сточные воды от административно-бытовых помещений складов № и №, административного здания Второго терминала. Протяженность трубопровода составляет 170 метров, диаметром 200 мм, сброс в ливневой коллектор диаметром 750 мм. Выпуск расположен в теле причала №, береговой, выше относительно уровня моря на 0,2 метра, средняя глубина в месте выпуска - 10 метров. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Сброс ливневых сточных вод организован следующим образом: Выпуск №л - отводятся дождевые и талые воды с территории причалов № и 5, а так же прилегающих территорий к многоуровневой стоянке, зданиям электросети, 1-го района и столовой №. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 1000 мм, выпуск расположен в теле причала №, береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,3 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Выпуск №л - отводятся дождевые и талые воды с территории причала №, а так же прилегающих территорий объектов электросети и склада №. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 700 мм, выпуск расположен в теле причала №, береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,4 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Выпуск № Зл - отводятся дождевые и талые воды с территории причала № и территорий службы внутрипортовой механизации, топливозаправочного пункта. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 1000 мм, выпуск расположен в теле причала №, береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,4 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Выпуск №л - отводятся дождевые и талые воды с территории причала № и территорий, прилегающих к зданиям управления Общества, департамента по безопасности, портовых мастерских. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 1000 мм, выпуск расположен в теле причала №, береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,4 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Выпуск №л - отводятся дождевые и талые воды с территории причала № (ООО НЛП «Владпортбункер»), а так же прилегающих территорий к зданию котельно-теплового хозяйства и зданию управления второго терминала. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 750 мм, выпуск расположен в теле причала №, береговой, расположен выше на 0,3 метра относительно уровня моря. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Выпуск №л - отводятся дождевые и талые воды с части территории причала №. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 500 мм, выпуск расположен в теле причала №, береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,11 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Выпуск №л - отводятся дождевые и талые воды с части территории причала №. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 500 мм, выпуск расположен в теле причала №, береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,11 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями. Факт совершения ПАО «ВМТП» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата; выпиской из ЕГРЮЛ на ПАО «ВМТП», решением о проведении проверки от дата; актом проверки от дата; заключением специалиста № от дата; справкой ПАО «ВМТП» №ОПЭ-12 от дата; результатами наблюдений за водным объектом (б. Золотой Рог» и его водоохраной зоной по выпускам хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод за IV квартал 2016 года, I квартал 2017 года, II квартал 2017 года, протоколом № от дата; протоколом № от дата; протоколом № от дата; протоколом № от дата; протоколом № от дата; протоколом № от дата и иными материалами дела. Всем собранным по делу об административном правонарушении доказательствам была дана надлежащая правовая оценка уполномоченным должностным лицом на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, на стадии возбуждения административного производства в отношении ПАО «ВМТП» и при рассмотрении дела административным органом не допущено. Таким образом, ПАО «ВМТП» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ. Вместе с тем, доводы заявителя о снижении назначенного наказания заслуживают внимания в силу следующего. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Вместе с тем, суд приходит к выводу о возможности применения положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014г. №4-П согласно которому, административные правонарушения минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме двести тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, исходя из общих принципов права, учитывая критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, суд приходит к выводу, что в данном случае, в отношении ПАО «ВМТП» возможно снизить размер назначенного штрафа с 500000 рублей до 250000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Жалобу представителя ПАО «ВМТП» по доверенности Вологиной О.Б. – удовлетворить. Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора №0207-372/2017 от 10.10.2017 по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо – ПАО «ВМТП» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500000 рублей – изменить в части назначенного наказания: снизить размер назначенного наказания с 500000 рублей до 250000 рублей. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня его получения. Судья Н.А.Буланова |