ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-38/18 от 25.01.2018 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 12-38/18

РЕШЕНИЕ

ул. Адмирала Фокина 23А

Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края Н.А. Буланова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ПАО «ВМТП») по доверенности Вологиной О.Б. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от дата по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от дата по делу об административном правонарушении, юридическое лицо – ПАО «ВМТП» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ПАО «ВМТП» по доверенности Вологина О.Б, в которой указала, что, постановление нарушает права ПАО «ВМТП», поскольку административное наказание является чрезмерно суровым и не учитывает смягчающие обстоятельства. Просила обратить внимание на то, ПАО «ВМТП» всегда добросовестно исполняло все требование действующего водного законодательства Российской Федерации и законодательства в области охраны окружающей среды. ПАО «ВМТП» впервые привлекается за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. Кроме того, со стороны ПАО «ВМТП» предприняты меры по устранению последствий данного нарушения, что подтверждается договором №STR0057R17 от дата и дополнительным соглашением от дата к нему по реконструкции существующих очистных сооружений хозайственно-бытового стока , заключенного между ПАО «ВМТП» и ООО ДВЗ «ЭКОЛОС». На основании изложенного, просила постановление изменить в части назначенного наказания и назначить наказание менее минимального размера штрафа в размере 2500000 рублей.

В судебном заседании представитель ПАО «ВМТП» по доверенности Семенова Е.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Причина неявки суду не известна, ходатайств не поступало.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей должны быть выяснены причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Судья, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы жалобы, документы, приложенные к жалобе, административный материал, истребованный судом, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 39 Федерального закона).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Статьей 75 Федерального закона установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с распоряжением Росморречфлота от дата № СГ-435-р ПАО «ВМТП» является оператором морского терминала морского порта Владивосток, данный оператор оказывает следующие услуги: транспортно-экспедиторское обслуживание, погрузочно-разгрузочные услуги (работы), складские операции; обслуживание судов в период их стоянки в порту - агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание; перевозка грузов, буксировка судов и иных объектов, проводка судов, эксплуатация подъемно-транспортного оборудования и механизмов.

Обществом, с АО «Сибирский антрацит» заключен договор транспортной экспедиции от дата №KOM0008D17/10C6A-2-2017 на оказание ПАО «ВМТП» комплекса работ (услуг) по перевалке (выгрузке/погрузке), хранению и транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортного груза (уголь (антрацит) навалом).

При осуществлении деятельности по перевалке угля, Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем Приморской транспортной прокуратурой, по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры, с дата по дата проведена проверка исполнения ПАО «ВМТП» санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при перевалке угля в морском порту Владивосток.

Установлено, что территория ПАО «ВМТП» находится в пределах водоохраной зоны бухты Золотой Рог, залива ФИО1, ФИО1 моря.

Общество на праве собственности владеет земельными участками для размещения территории порта: площадью 261 104 кв. м (кадастровый , адрес: <адрес>), площадью 108 606 кв. м (кадастровый , адрес: <адрес>, площадью 1973 кв. м (кадастровый , адрес: <адрес>) и площадью 660 кв. м (кадастровый , адрес: <адрес>); на основании договора аренды от дата/ДО-12 эксплуатирует причальные сооружения: причал , длиной 223,8 м., площадью 5595 кв. м., причал длиной 198,2 м., площадью 4955 кв. м., причал длиной 208,75 м., площадью 5218,8 кв. м., причал , длиной 201,8 м., площадью 5045 кв. м., причал длиной 224,1 м., площадью 6944 кв. м., причал длиной 201,48 м., площадью 6245,9 кв. м., причал , пирс длиной 35,6 м., площадью 555,4 кв. м., причал длиной 177,4 м, площадью 4435 кв. м, причал длиной 265,0 м, площадью 6625 кв. м, причал длиной 210 м., площадью 5250 кв.м. (местонахождение причалов: <адрес>, территория Владивостокского морского торгового порта).Вместе с тем, при проведении Приморской транспортной прокуратуры дата выездной проверки Общества, выявлены нарушения природоохранного законодательства, при осуществлении основной деятельности, в том числе при перевалке угля, выразившиеся в невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов Общества, осуществляющими сброс сточных, ливневых вод, через выпуски л, 2л, 3, Зл, 4л, 6, 6л, Юл и 11л, расположенных в границе водоохранной зоны бухты Золотой Рог залива ФИО1 моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством.

Из материалов проверки следует, что производственно-бытовая канализация территории Общества функционирует в следующем порядке:

Выпуск - отводятся сточные воды от склада , административного здания 1-го района, административного здания Электросети. Протяженность трубопровода составляет 180 метров, диаметром 150 мм. Сброс сточных вод осуществляется в ливневой коллектор диаметром 1000 мм. Выпуск расположен в теле причала , береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,3 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Выпуск — отводятся смешанные сточные воды (хозяйственно-бытовые и производственные) от объектов ООО НПП «Владпортбункер», а так же хозяйственно-бытовые сточные воды от административно-бытовых помещений складов и , административного здания Второго терминала. Протяженность трубопровода составляет 170 метров, диаметром 200 мм, сброс в ливневой коллектор диаметром 750 мм. Выпуск расположен в теле причала , береговой, выше относительно уровня моря на 0,2 метра, средняя глубина в месте выпуска - 10 метров. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Сброс ливневых сточных вод организован следующим образом:

Выпуск л - отводятся дождевые и талые воды с территории причалов и 5, а так же прилегающих территорий к многоуровневой стоянке, зданиям электросети, 1-го района и столовой . Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 1000 мм, выпуск расположен в теле причала , береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,3 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Выпуск л - отводятся дождевые и талые воды с территории причала , а так же прилегающих территорий объектов электросети и склада . Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 700 мм, выпуск расположен в теле причала , береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,4 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Выпуск № Зл - отводятся дождевые и талые воды с территории причала и территорий службы внутрипортовой механизации, топливозаправочного пункта. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 1000 мм, выпуск расположен в теле причала , береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,4 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Выпуск л - отводятся дождевые и талые воды с территории причала и территорий, прилегающих к зданиям управления Общества, департамента по безопасности, портовых мастерских. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 1000 мм, выпуск расположен в теле причала , береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,4 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Выпуск л - отводятся дождевые и талые воды с территории причала (ООО НЛП «Владпортбункер»), а так же прилегающих территорий к зданию котельно-теплового хозяйства и зданию управления второго терминала. Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 750 мм, выпуск расположен в теле причала , береговой, расположен выше на 0,3 метра относительно уровня моря. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Выпуск л - отводятся дождевые и талые воды с части территории причала . Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 500 мм, выпуск расположен в теле причала , береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,11 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Выпуск л - отводятся дождевые и талые воды с части территории причала . Поверхностный сток отводится по коллектору диаметром 500 мм, выпуск расположен в теле причала , береговой, заглублен относительно уровня моря на 0,11 метра. Выпуск не оборудован очистными сооружениями.

Факт совершения ПАО «ВМТП» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата; выпиской из ЕГРЮЛ на ПАО «ВМТП», решением о проведении проверки от дата; актом проверки от дата; заключением специалиста от дата; справкой ПАО «ВМТП» №ОПЭ-12 от дата; результатами наблюдений за водным объектом (б. Золотой Рог» и его водоохраной зоной по выпускам хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод за IV квартал 2016 года, I квартал 2017 года, II квартал 2017 года, протоколом от дата; протоколом от дата; протоколом от дата; протоколом от дата; протоколом от дата; протоколом от дата и иными материалами дела.

Всем собранным по делу об административном правонарушении доказательствам была дана надлежащая правовая оценка уполномоченным должностным лицом на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления, на стадии возбуждения административного производства в отношении ПАО «ВМТП» и при рассмотрении дела административным органом не допущено.

Таким образом, ПАО «ВМТП» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Вместе с тем, доводы заявителя о снижении назначенного наказания заслуживают внимания в силу следующего.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о возможности применения положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014г. №4-П согласно которому, административные правонарушения минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме двести тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, исходя из общих принципов права, учитывая критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, суд приходит к выводу, что в данном случае, в отношении ПАО «ВМТП» возможно снизить размер назначенного штрафа с 500000 рублей до 250000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ПАО «ВМТП» по доверенности Вологиной О.Б. – удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора №0207-372/2017 от 10.10.2017 по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо – ПАО «ВМТП» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500000 рублей – изменить в части назначенного наказания: снизить размер назначенного наказания с 500000 рублей до 250000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня его получения.

Судья Н.А.Буланова